Большой передел мира
262,583,419 516,536
 

  mn01 ( Эксперт )
14 сен 2014 16:31:41

Тред №811278

новая дискуссия Дискуссия  118

Для дуплета:

В защиту "вредного заблуждения"

Андрей Фроленков

На написание этого текста меня сподвигла статья Александра Разуваева «Вредное заблуждение». Со многими из высказанных в статье мыслей я, конечно, не могу не согласиться, однако некоторые из них заставляют литературоведа внутри меня вспоминать тургеневского Базарова с его «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Автор статьи пишет: «Лицедеи не могут быть авторитетами для великой нации, тем более быть ее совестью». На самом деле люди творческих профессий не только «могут быть авторитетами для великой нации, тем более её совестью», но и должны это делать. Задача писателя, поэта, художника, режиссёра (если он настоящий писатель, поэт и так далее, а не непонятно что) состоит не в том, чтобы развлекать читателя, зрителя или слушателя «лицедейством», а в том, чтобы «волшебной силой искусства» рассказывать ему о добре и зле, о любви и о войне, о жизни и смерти и других вечных темах. Фактически автор художественного произведения выполняет функцию, схожую с работой учителя, воспитывающего детей, или священника, читающего проповедь. Только в большем масштабе, поскольку книгу может прочесть намного больше людей, чем прослушать проповедь. Собственно, если взять почти любое художественное произведение, которое считается классическим, то можно увидеть, что оно осталось в веках именно потому, что рассказывало об этих вечных темах, а не потому, что оно было занимательным и увлекательным (некоторые из классических произведений как раз довольно тяжелы для восприятия). И, с этой точки зрения, представители творческих профессий не только имеют право высказываться о происходящих в мире событиях, но и должны это делать – на страницах своих книг, полотнах картин и экранах фильмов.

Однако я не могу не признать того, что в реальности, особенно в наши дни, с воплощением на практике той картины, что я нарисовал выше, возникают проблемы. Те, что кажутся мне важнейшими, я излагаю ниже.

Первая проблема заключается в том, что среди представителей творческих профессий полно людей, которым нечего сказать своей публике. Одни называют свои творческие потуги «самовыражением» (как будто у них есть, что выражать), а другие просто гонят километры текстов и человеко-часы музыки и фильмов по принципу «пипл схавает». Конечно, такие люди были всегда, но сейчас, когда «поёт каждый, у кого есть... рот», а любой человек, у которого есть клавиатура и доступ к сети, может выкладывать свою писанину на специально предназначенных для этого ресурсах, людей, позорящих «гордое звание» творца, стало больше.

Вторая проблема состоит, с одной стороны, в огромном количестве людей, не имеющих никакого жизненного опыта, но берущихся рассказывать о жизни, а с другой стороны, в появлении большого количества замкнутых групп, каждая из которых считает себя центром вселенной. Интернет, который, казалось бы, даёт людям возможность получить любую информацию, на деле для многих людей стал способом не знать ничего, чего они не хотели бы знать, в том числе о существовании людей, думающих иначе, чем они. В творчестве это проявляется так, что художник, во-первых, описывает вещи, о которых имеет весьма смутное представление, даже если это жизнь за окном его дома, а во-вторых, может творить для узкого круга поклонников, думая при этом, что его аудиторией является весь мир.

Ну а третья проблема связана с личностью некоторых из наиболее ярких представителей российской творческой интеллигенции. Покойный Борис Стругацкий вместе со своим братом когда-то воспевал прекрасный мир Полудня, но затем он «сжёг всё, чему поклонялся» и принялся утверждать, что лучший из миров – это мир «Хищных вещей века» – и с тех пор не написал ни одной стоящей книги. Андрей Макаревич когда-то снискал заслуженную любовь публики, но сейчас не каждый сможет назвать его песни, написанные после того, как он сам «прогнулся под изменчивый мир». Люди сами перестали быть собой, но до сих пор требуют уважения к себе, как к тем, прежним. И даже, вероятно, искренне убеждены в том, что публика до сих пор любит их, как прежних.

То, что люди творческих профессий являются моральным оплотом нации – это не «советское и постсоветское очень вредное заблуждение», просто сейчас они не выполняют своей социальной функции. К сожалению, в наши дни многие представители творческой интеллигенции упорно работают над тем, чтобы дискредитировать саму идею творческой интеллигенции – и они на этой почве добились немалых успехов. Боюсь, что если они достигнут полного успеха, нашим потомкам придётся долго иметь дело с последствиями.

Источник

Спорное утверждение насчёт Стругацких, а в остальном - таки да.
Отредактировано: mn01 - 14 сен 2014 16:33:59
  • +1.06 / 14
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  rat1111 ( Профессионал )
14 сен 2014 22:58:31

Самое интересное, что из "вредного заблуждения" как раз однозначно следует 1-2-3. Прямая причинно-следственная связь. Поэтому, человечество выработало механизм, определяющий кто может быть "авторитетами для великой нации, тем более её совестью" - религия - и этот механизм весьма формализован. Именно формализация делает так, что мнение одного жреца, даже весьма талантливого - значит очень немного и убирает все эти "1-2-3". Как только это правило нарушается - начинается трэш и угар и общество идет вразнос. Даже в 20-м веке примеров - масса - от "советской творческой интеллигенции" до ваххабитских мулл.
  • +2.07 / 11
  • АУ