Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
503,369 1,384
 

  ИвaнычЪ ( Слушатель )
28 сен 2014 14:11:01

Тред №818909

новая дискуссия Дискуссия  159

Нило-Сорского монастыря нет. Его нет в списке действующих, его нет на карте и в путеводителе. Но если доехать до Вологды, оттуда – до Кириллова, а там еще ехать километров пятнадцать по лесной дороге до поселка "Пустынь", то оказываешься прямо перед надвратным храмом. Дорога доходит до монастырской стены и кончается.

Стена в трещинах, на земле – битый кирпич. На деревянных угловых башенках нет золотых ангелов с трубами, зато под ними, еле стоя на ногах, кто-то долго тошнится. Не видать ни газонов, ни клумб – все вокруг заросло то кустарником, то крапивой. Мусор, мусор, пустые бутылки и банки. Надвратная церковь недавно горела, восстанавливать ее толком не стали, да в ней никто и не служит.В Нило-Сорской обители находится  психоневрологический интернат, и те, кто там живут, — если молятся, то по-своему, и уж точно не в храме.
Вхожу. При дверях – алкоголического вида охранник в штанах цвета хаки, он смотрит на меня и блаженно улыбается.
— Разрешите?
— Нельзя. Нет, сюда никак нельзя, нет, закрыто. Не надо.
Все это время счастливая улыбка его не оставляет. Он явно из местных. И он все-таки меня пропускает.
Тихвинский собор давно снесен, от него есть только первый этаж – стены, преобразованные под столовую. Напротив, в обшарпанном игуменском корпусе, — директор дурдома. От кладбища, что находилось у стен собора, осталась одна могила – на ней еще можнокое-как разобрать, что под камнем сим упокоился архимандрит Пахомий, и дальше послужной список покойного, почти весь разбитый и стертый. У могилы – цветочек.
А по двору, направляясь неизвестно куда, в пустоту, пошатываясь и спотыкаясь, гуляют здешние пациенты – большей частью безумные больные старики, один в панамке с красной звездой, а другой – в майке с надписью "Эвандер Холифилд" и портретом боксера. Они мельком взглядывают на меня – с той смесью страха, минутного любопытства и всепоглощающего равнодушия, что вообще свойственна душевнобольным. Но один, помоложе, подходит. Глаза у него серьезные, задумчивые.
— Триста рублей не найдется случайно? А то я могу показать место, где этот жил… старец… святой.
Найдется. Мы выходим из монастыря и идем по поселку, минуя реку, больше похожую на расширенную канаву. Это Сора. На ее берегу стоят дети и, с криком — "А ну, гнида, залазь!", толкают друг друга в воду. За домами, на краю леса, обнаруживается недавно поставленный крест – самый простой, деревянный, — а за ним пруд. Он весь в тине и ряске. Дальше только сухие елки. Темный елочный лес похож на декорацию к страшной сказке. Видимо, здесь и был скит старца Нила.
— И что, здесь он и жил, да? – робко спрашиваю я у своего задумчивого провожатого.
— Ну.
— А пруд – это он сам вырыл?
— Ну.
Спрашивать больше нечего. Мы возвращаемся к монастырю. По дороге мы, впрочем, продолжили разговаривать.
— Почему ты здесь живешь?
— Ну я это… школу не закончил. Тут обычно все – или кто пил, или кто по другому делу, ширялся там… А я вот в школе не учился. Теперь жалею.
— И с тех пор тут живешь?
— Ну.
Мимо нас с грохотом проносится грузовик. В кузове веселятся пятеро интернатовских, тоже не стариков, а почти что подростков. Вот и башня, вот и стена, дальше полусгоревшая церковь. Если я здесь – паломник, то я все посмотрел — кроме мощей Нила Сорского. Это ведь драгоценность, реликвия – мощи такого святого.
Но их не существует. Старец Нил завещал, как известно, отдать свое тело на съедение зверям и птицам, а если этого не сделают – совершить погребение "со всяким бесчестием". И когда Иван Грозный пытался устроить в Нило-Сорской пустыни каменный храм – он явился царю во сне и запретил это делать. Тем не менее, его ученики (а также, подозреваю, тогдашние главы районной администрации и лидерывологодско-кирилловских преступных группировок) сделали по-другому– сохранили могилу, построили храм.
И вот все на этом месте разрушено, снесено, сожжено, изуродовано и заросло бурьяном. Дурдом вместо благочестия, заброшенный интернат, где даже охранник смеется.
Выходит, Иосиф Волоцкий прав? И надо всех выгнать и пустынь как следует, до состояния окончательной безупречности отреставрировать?
Нет. Здесь все именно так, как хотел старец Нил. Без мощей, без крестов, без церквей, без газонов и клумб, без трубящих на башнях золотых ангелов, он один, — любящий и невидимый, — пребывает среди попрошаек, убогих, больных, стариков в майках с Эвандером Холифилдом и панамках с красной звездой, среди катающихся пацанов и смеющихся охранников в хаки. Его дом здесь, и его воля в том, что этот дом так устроен.
И кто кого переспорил в дискуссиях иосифлян с нестяжателями 500 лет назад, — уже неважно. Правы и те, и другие. Кому дан земной масштаб, тот живет в ладу с миром, и если заметит он в миречто-нибудь, кроме нерудных ископаемых, – ну, хорошо. Но кому дано большее, высшее, — про того и завещание Нила: 
Я стараюсь, насколько в моих силах, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой — как в жизни этой, так и по смерти.

http://www.portal-cr…s&id=79291
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!