Отдел экономики Хаггин.азГазовые неудачи преследуют Азербайджан (наша аналитика)Азербайджан, кажется, вступил в полосу неудач в газовой сфере. Одно неприятное сообщение следует за другим. Вчера только haqqin.az писал о том, какие препятствия чинит в Италии проекту ТАР по доставке азербайджанского газа в Европу Россия. Затем последовало заявление Евросоюза о переносе сроков очередного раунда трехсторонних переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном по вопросу создания Транскаспийского газопровода. А сегодня еще одно сообщение из Турции...
Как заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, Турция откажется от принципа «бери или плати» в процессе поставок газа из Азербайджана и Ирана. По словам министра, в конце этого года Турция уже откажется от этого принципа при поставках газа с Ираном. Он также сообщил, что в прошлом году Турция полностью отказалась от этого принципа в поставках газа с Россией.
"В 2015 году Турция откажется от принципа "бери или плати" в поставках газа с Азербайджаном"», - отметил Йылдыз. И это заявление кажется окончательным решением Анкары. Но, как ранее отметили в SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), никаких переговоров относительно отказа от принципа "бери или плати", применяемого для расчетов за поставляемый из Азербайджана в Турцию газ, не ведется.
Как же так получается, что покупатель уже говорит об окончательном своем решении, а продавец газа об этом не знает? Тем более, что речь идет о двух таких дружественных странах, как Турция и Азербайджан. А если вспомнить, что такие предупреждения звучат из уст турецкого министра не впервые, то заявление SOCAR звучит как-то неправдоподобно.
Еще в начале прошлого года тот же министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что с января Турция прекратит сотрудничество с Россией по газовым контрактам по принципу "бери или плати". А к концу 2013 года она намерена отказаться от этого принципа в газовых контрактах также с Азербайджаном и Ираном. Спустя более года, а именно, 22 апреля текущего года он вновь заявил о желании Турции отказаться от формата «бери или плати» в поставках азербайджанского и иранского газа. И вот - третье предупреждение.
Чтобы продолжить дальнейшие рассуждения, попытаемся разобраться в том, что же такое прицип «бери или плати».
«Бери или плати» (take-or-pay) — распространенная форма построения договоров о поставках природного газа крупным покупателям. Поставщик берет на себя обязательство предоставить природный газ, а покупатель обязуется в любом случае оплатить определенную часть этих объемов, не зависимо от того, сколько он закупил на самом деле. Этот принцип минимизирует риски поставщика на фоне капиталовложений. Данные риски в альтернативном случае поставщик был бы вынужден включить в формулу ценообразования. Впервые этот принцип ввели в Нидерландах, где разработка Гронингенского месторождения оказалась очень дорогой. И чтобы вернуть вложенные средства, нужно было обеспечить стабильность оплаты и поставок. Для этого был придуман принцип «Бери или плати», а цены на газ привязаны к цене на нефть. С покупателями газа были заключены долгосрочные многолетние контракты с зафиксированными объемами газа, если покупатель не приобретает весь законтрактованный объем, то он обязан оплатить штраф. Цена на газ пересматривалась ежеквартально. Затем этот же принцип был применён компанией "Газпром" в контрактах с европейскими и китайскими потребителями газа.
Представляете, цены систематически согласовываются, а SOCAR об этом не ведает. Турецкий министр делает заявления, которые публикуют все азербайджанские СМИ, а SOCAR не слышит и не читает. Может ли такое быть? Нет, конечно. Помнится, когда аналогичное турецкое предложение прозвучало в адрес "Газпрома", то это вызвало большие дискуссии. Но стороны, в конце-концов, пришли к согласию, и вопрос был улажен. В отношении SOCAR этого, к сожалению, не скажешь. То ли нерасторопность Госнефтекомпании мешает, то ли слишком близкие отношения ее руководства с турецкими коллегами.
Есть, правда, и третий вариант. Возможно, что этот шаг Анкары больше направлен в адрес иранского газа. Дело в том, что Иран и Турция заключили соглашение о поставках 10 млрд. кубометров газа в 1996 году. В ту пору Турция очень нуждалась в топливе, у нее не было альтернативы, и условия этого соглашения были явно не в ее пользу. Турция, по данным СМИ, закупает иранский газ по 490 долларов за 1 тыс. кубометров. Через год аналогичное соглашение Анкара подписала с Россией, которая обязалась поставлять по газопроводу «Голубой поток» 16 млрд. кубометров газа ежегодно. Российский газ обходится Турции в 425 долларов за тысячу кубометров. С Азербайджаном же в 2001 году заключен контракт на поставку в Турцию в рамках первой стадии разработки месторождения "Шахдениз" 6,6 млрд. кубометров газа (со второй стадии Турция получит еще 6 млрд. кубометров газа). За азербайджанский газ, который поставляется по Южнокавказскому газопроводу (Баку-Тбилиси-Эрзурум), страна платит 335 долларов за 1 тыс. кубометров.
Альтернативы поставок газа, конечно, дают Турции возможность пересмотреть цены на иранский газ, который действительно слишком дорог. Еще в марте 2012 года Анкара обратилась в Международный арбитраж по вопросу цен на поставляемый иранский газ. И тот же Йылдыз ранее отмечал, что процесс в Международном арбитражном суде продлится до конца 2014 года. Ни требования Ирана отозвать исковое заявление, ни предложения иранской делегация в ходе визита президента Роухани в Турцию о снижении цены на газ, Анкару не устроили. Значит, речь идет о большом дискаунте.
Вот и сказываются предсказания экспертов о том, что превращение Турции в крупного энергетического хаба позволит ей диктовать свои условия. Правда, западные эксперты боялись, что это ударит по странам Европы. Но Анкара опередила события и нанесла удар совсем в другом направлении – по поставщикам. Она одновременно добивается и снижения цен на поставляемый в страну газ, и отказывается от принципа «бери или плати». То есть не исключено, что в будущем Анкара так же легко может отказаться от определенного объема газа. И все страны-поставщики газа должны держать ухо востро, чтобы не пропустить такой удар. P.S.Получается:
1) России ни в коем случае нельзя строить "Южный поток" через материковую Турцию;
2) Ирану ни в коем случае нельзя строить газопровод в Европу через Турцию.