Большой передел мира
260,600,231 514,709
 

  mn01 ( Эксперт )
28 окт 2014 02:19:21

Тред №834701

новая дискуссия Дискуссия  236

Лишь бы не у России
Литва дорого заплатит за свою «энергетическую независимость»



Долгожданная мечта прибалтийских стран получить иной, кроме российского, источник газа сбылась. Литва получила терминал сжиженного природного газа (СПГ), который, как заявила президент страны, стал «реальным шагом для обеспечения безопасности всего Балтийского региона». Проблема в том, что этот газ будет куда дороже газпромовского.

В Клайпеду 27 октября 2014 г. прибыло плавучее хранилище СПГ Independence («Независимость») и встало на рейд Клайпедского морского порта. СПГ-терминал в Клайпедском порту, как ожидают власти Литвы, станет альтернативой трубопроводным поставкам Газпрома.

«Судно Independence – это реальный шаг для обеспечения безопасности всего Балтийского региона. Наконец мы энергетически самостоятельное государство», – радостно приветствовала прибытие судна президент Литвы Даля Грибаускайте.

«Литва, вы невероятны. Никто не верил, что это произойдет», – рассыпалась в комплиментах учредитель норвежской Sund Energy Карен Санд. По ее словам, все говорят о том, что хотят СПГ-терминал, но в реальности ничего нет – в пример она привела Финляндию, которая хочет построить терминал СПГ с 1968 года. «Литва показала, что терминал СПГ – не так дорого и страшно», – добавила Санд. Главное достоинство терминала, по ее словам, – это возможность поставлять газ из любого места куда угодно.

Грибаускайте связывает появление этого терминала с отказом от российского газа. На прошлой неделе она заявила, что с помощью СПГ-терминала Литва сможет не только удовлетворить свои потребности в газе, но и поставлять СПГ в Латвию и Эстонию. «Никто не сможет шантажировать или заставить нас заплатить «политическую цену». Мы не будем зависеть от поставок Газпрома. В случае перебоев в поставках наш СПГ-терминал сможет удовлетворить около 90% потребностей трех балтийских государств в газе», – заявила Грибаускайте.

Примечательно, что в этот столь значимый день произошел смешной казус. Судно «Независимость», призванное обеспечить энергонезависимость Литвы от России, оказалось окрашено в цвета российского флага. Данное событие получило неоднозначный отклик в социальных сетях. Министру энергетики Литвы Рокасу Масюлису, который возглавлял «Клайпеда Нафта» во время осуществления проекта терминала СПГ, пришлось оправдываться: низ судна вовсе не красный, как на флаге РФ, а темно-вишневый.

Но более серьезный просчет Грибаускайте в другом. В конце 2015 года истекает срок действия долгосрочного контракта Литвы с Газпромом, и, по словам литовского президента, соглашение перезаключат только при условии выполнения российской компанией ряда условий. Условия Литвы давно известны – она уже несколько лет требует изменения контрактной цены, привязки стоимости газа не к ценам на нефть, а к спотовой составляющей.

Грибаускайте ранее в октябре даже пообещала отказаться от российского газа, как только начнет работать терминал в Клайпеде.
Заявления о полном отказе от российского газа преждевременны, говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Грибаускайте пытается убедить литовцев, что цена в 380 долларов за тысячу кубометров на российский газ (этим летом Газпром предоставил 20-процентную скидку на газ) – это политическая цена. Значит, цена на сжиженный природный газ, который как минимум в полтора раза дороже газпромовского, рыночная. В этой ситуации Газпрому остается только поднять цены для Литвы. К слову, цена на российский газ зависит от мировых цен, и сейчас на фоне удешевления нефти она даже ниже 380 долларов.

Для сравнения: Польша, которая строит свой СПГ-терминал в Свиноуйсьце, подписала единственный контракт на поставку газа с Катаром на 1,5 млрд кубов в год по цене 600 долларов за тысячу кубометров. То есть катарский газ на 50% дороже российского. Возможно, именно поэтому Литва отказалась покупать СПГ у Катара.

Литва в августе этого года подписала пятилетний контракт с норвежской Statoil на поставку СПГ. Но этот контракт все равно проигрывает по двум главным показателям нынешним условиям газпромовского контракта – объемы и цена. Норвежцы дадут небольшие объемы и дороже.

Так, Литва законтрактовала поставки всего 540 млн кубометров газа в год из Норвегии. «Для нас это значит, что у нас будет альтернативный источник, большая гибкость и возможность диверсифицировать поставку», – заявил тогда Далюс Мисюнас. Но таких объемов Литве недостаточно. В 2013 году объем потребления газа в Литве составил целых 2,6 млрд кубометров. Поэтому отказаться от российского газа, как только начнет работать СПГ-терминал, как обещала Грибаускайте, Литва, конечно, не сможет.

При этом литовские власти забывают сказать, сколько литовским налогоплательщикам придется заплатить за такую диверсификацию из своего кармана.

«Летом при самых хороших ценах на газ на споте в Европе цена норвежского СПГ для Литвы будет соответствовать цене российского газа, а зимой она будет существенно ее превосходить. Разница будет в 100–150 долларов за тысячу кубометров, не меньше», – говорит Алексей Гривач. Цены на норвежский газ не фиксированные, в основе будут заложены спотовые цены в британском хабе, но к ней будет прибавляться надбавочный коэффициент.

Даже если предположить, что Литва найдет 3 млрд кубов газа в Норвегии, то получится, что литовским потребителям придется заплатить сверху лишние 100–150 млн долларов, посчитал Гривач.

До начала коммерческих поставок в начале 2015 года еще есть время для новых контрактов. Но найти СПГ по цене, сопоставимой с трубопроводными поставками, нереально. «В мире серьезный дефицит СПГ, и цены на него выше, чем на трубопроводный газ в Европе. Даже европейские компании, которые законтрактовали СПГ на долгосрочной основе, направляют газ в Азию, потому что на этом могут заработать дополнительные деньги. И в Литву они будут направлять СПГ, только если Литва заплатит премию к азиатским ценам», – говорит Алексей Гривач. Вряд ли Литва будет готова покупать СПГ в объеме 3 млрд кубометров газа по цене выше 600 долларов.


Литовские потребители, конечно, не рады покупать более дорогой газ из Норвегии. Но тут власти Литвы пошли на хитрость. Еще несколько лет назад, когда они только приступали к строительству СПГ-терминала, они прописали в законе о газе, что все потребители Литвы обязаны закупать 25% газа от своих потребностей с этого терминала. «Мы видим принуждение. Это уже не рынок, не конкуренция», – говорит Алексей Гривач.

Поэтому при подписании нового контракта с Газпромом в конце 2015 года Литва в любом случае снизит объемы закупок. «Речи о том, чтобы конкурировать в экономическом поле, не идет. Речь о том, что Литва готова заплатить хоть кому-нибудь дополнительную цену, только чтобы не покупать газ у Газпрома», – говорит Гривач. «Очевидно, что будут приниматься административные решения о снижении объемов поставок газа из России», – добавляет эксперт. Но требование снизить цену на российский газ будет смешным.

«Литва платит политическую цену за политизацию газового вопроса, – говорит Гривач. – СПГ-терминал будет обходиться литовским потребителям газа примерно в 150 млн долларов дополнительно каждый год».

Что значит закупка более дорогого СПГ для литовских потребителей? Дополнительные расходы на закупку газа государство либо переложит на потребителей, то есть поднимет тарифы на газ, либо начнет субсидировать тарифы на газ, но тогда вырастут налоги (откуда-то надо брать деньги на субсидии). Опыт показывает, что в ЕС принято перекладывать такие расходы на потребителей, они против субсидирования тарифов на газ, замечает Гривач.

Поэтому как бы не уверяла Литва в обратном, но ее позиция в переговорах с Газпромом по новому контракту в связи с вводом СПГ-терминала не усиливается. Предложение Газпрома намного выгодней.

Преимущество Газпрома – это гарантированные бесперебойные поставки необходимого объема. Второе – стабильная цена, которая будет минимум в полтора раза меньше стоимости СПГ.
Альтернатива российскому газу – СПГ – ведет к дополнительным издержкам и росту цен на газ для граждан Литвы: поставщики СПГ могут в любой момент вместо Литвы отправить газ в Азию, потому что это выгодней. И чтобы сохранить стабильные объемы поставок, Вильнюсу придется самому повышать цены.

Поэтому, когда подойдет время решать, подписывать с Газпромом новый договор на поставки газа или не подписывать, выбор у Литвы будет небольшой. «Литовские власти будут пытаться использовать СПГ-терминал как способ давления. Их аргумент будет в том, что они могут теперь покупать газ по всему миру. Но в Газпроме прекрасно понимают, сколько стоит СПГ и какая цена будет конкурентная», – говорит Гривач.

Таким образом, Литва действительно может отказаться почти от всего российского газа – но только если готова за это существенно переплатить.

Источник

Почему бы им не отказаться от вонючего москальского тоталитарного газа? Не думаю, что Газпрому литовские продажи сильно важны. Зато воспитательный эффект мог бы получиться неплохим.
Отредактировано: mn01 - 28 окт 2014 04:25:42
  • +5.33 / 41
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  zavbor ( Практикант )
28 окт 2014 11:56:29

Через Литву труба идёт в калининградскую область. И именно это является объектом шантажа.
  • +2.00 / 13
  • АУ
 
  Дмитрий-Сибиряк ( Слушатель )
28 окт 2014 12:16:49
Сообщение удалено
ахмадинежад
28 окт 2014 15:31:02
Отредактировано: ахмадинежад - 28 окт 2014 15:31:02

  • +1.57
 
  Дмитрий-Сибиряк ( Слушатель )
28 окт 2014 12:21:27

Наш ответ   http://expert.ru/201…ih-portov/
Российская нефть уходит из Латвии

Москва, 28 окт, вторник

Российская нефть уходит из Латвии
«Expert Online» 16 окт 2014, 13:13


Увеличить объемы перевалки нефтепродуктов в портах России за счет перенаправления объемов топлива из портов Латвии (Вентспилс, Рига) предложила «Транснефть», о чем сообщает газета «Ведомости», ссылаясь на протокол совещания у директора департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаила Грязнова.
Представитель «Транснефти» подтвердил изданию, что такое предложение связано с необходимостью дозагрузить мощности российских портов. Если раньше нефть в Европу поставлялась в основном по трубопроводу «Дружба», то после строительства в Ленинградской области портов Приморск и Усть-Луга появилась возможность перенаправить потоки нефти и нефтепродуктов. По его словам, у «Транснефти» есть свободные нефтяные мощности, которые будут использоваться для перекачки дизтоплива.



Эту идею поддержали представители всех крупных нефтяных компаний - «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Лукойла», «Башнефти», «Татнефти» и «Газпром нефти». «Роснефть», например, готова перенаправить перевалку нефтепродуктов и нефти на порты «Новороссийск» и «Приморск», но при наличии «технической возможности трубопроводного и железнодорожного транспорта, а также экономической привлекательности указанных поставок». Представитель «Газпром нефти» на совещании высказал готовность полностью переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов в порты Приморска, Усть-Луги, Морской порт «Санкт-Петербург», но «в случае обеспечения равнодоходности посредством снижения тарифов». Имеются ввиду тарифы РЖД. Представитель «Татнефти» тоже считает, что для обеспечения равнодоходности поставок транспорта необходимо снизить тарифы РЖД на транспортировку, а «Транснефти» и терминалам в Усть-Луге и Морском порту "Санкт-Петербург" — на перевалку, говорится в протоколе.



«В Латвийский портах перевалка и фрахт традиционно дешевле, чем в российских, поэтому вполне логично, что нефтяники будут требовать компенсации издержек», - говорит Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
В связи с враждебной политикой руководства Латвии, Россия в первое десятилетие XXI века переориентировала грузовой поток на использование национальных портов Балтийского моря, что, фактически, поставило под сомнение перспективы Вентспилсского порта. Лишение перевалки российской нефти и нефтепродуктов поставит порты в трудную экономическую ситуацию.
Ранее мэр Вентспилса Айвар Лембергс выступил с резкой критикой того, что Латвия присоединилась в санкциям против России. 
«Нам тогда проще пойти и всем вместе утопиться в Балтийском море», - сказал Лембергс. - «Транзит в Вентспилсе на 80% зависит от российских грузов. Если Латвия посмеет ввести экономические санкции против России, то России придется сделать то же самое».
«Можно даже сказать, что им придет конец, во всяком случае выкручиваться будет трудно, - считает Алексей Безбородов, генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс». –За девять месяцев этого года эти порты перевалили 19 млн тон нефти и нефтепродуктов, по году получится около 25 млн тон, в основном российских».
С портом Вентспилс российских нефтяников связывает давняя история конкуренции за транспортировку нефти и нефтепродуктов между «Транснефтью» и РЖД. В СССР Вентспилский порт находился в числе лидеров по экспортной перевалке наливных грузов, в первую очередь нефти и нефтепродуктов. В начале 2000-х годов Вентспилс по объёму перевалки российской нефти уступал только Новороссийскому порту. Тогда все экспортные маршруты были загружены «под завязку» и Россия не имела альтернативы прибалтийским портам. Латвия умело пользовалась таким положением повышая регулярно цену на перевалку. Российские нефтяные компании при содействии Российского союза нефтеэкспортеров неоднократно обращались к руководству Вентспилского порта с просьбой снизить тарифы. Осознавая прочность своей позиции, глава ассоциации латвийского транзитного бизнеса и мэр Вентспилса Айварс Лембергс отвечал отказом либо выдвигал трудновыполнимые условия для российской стороны. Не нашла поддержку и идея российских нефтяников совместно использовать порт Вентспилса.
Но у него стало меньше аргументов после завершения строительства «Трнаснефтью» в 2000 году Балтийской трубопроводной системы, которая стала альтернативным маршрутом для экспорта российской нефти и снизила зависимость от портов Латвии и других прибалтийских стран. В те годы речь шла лишь о снижении зависимости от соседних стран, но не о полном отказе от использования иностранных портов. Первая очередь БТС предусматривала отгрузку 12 млн тонн нефти в год, что было меньше мощности одного только Вентспилса, не говоря уже о других портах Латвии, Литвы и Эстонии. Приморский порт рассматривался лишь как дополнение к портам Прибалтики.
В 2003 году мощность порта в Приморске за счет БТС достигла 30 млн тонн нефти в год. Экспорт нефти через Латвию стал быстро снижаться, а официальные представители России уже тогда начали говорить о скором отказе от использования иностранных портов.
Тогда Латвия уже сама заговорила о совместной деятельности и увеличении перевалки нефтяных грузов в Вентспилсе. Но прежние условия уже не устраивали российскую сторону. "Транснефть" запросила контрольный пакет акций Ventspils Nafta - основного оператора Вентспилского порта. Российская компания оценила пакет в $143 млн, Айварс Лембергс - в $200 млн. Возможно, это была последняя возможность договориться о сотрудничестве. Получив отказ, Сергей Григорьев, занимавший в то время должность вице-президента "Транснефти", посоветовал латышам "вязать носки, производить трикотаж и не биться за транзит". 1 января 2003 года Вентспилс был вычеркнут из списка направлений для транспортировки нефти. В 2004 году "Транснефть" снизила оценку стоимости контрольного пакета акций латвийского терминала до $1.
В 2006 году Приморск уже был способен переваливать 75 млн тонн нефти в год. В этом же году Россия прекратила отгружать нефть через литовский порт Бутинге. В 2009 году пришёл черёд Одессы попрощаться с транзитом российской нефти. И вот теперь, пользуясь санкциями, «Транснефть» взяла реванш, предложив нефтяникам отказаться от Вентспилса.
«Думаю, наши нефтяники больших издержек не ощутят. «Транснефть» часть этой нефти пустит по трубе, около 6 млн тонн, это позволит сэкономить на тарифах РЖД», - говорит Алексей Безбородов.
Нефтяники будут требовать скидок и потому, что продавали европейским трейдерам из латвийских портов с большой премией светлую нефть, которую везли по железной дороге.
«Попадая в трубу, она смешивается с башкирской нефтью и качество снижается, поэтому дорого ее уже не продашь. Но в принципе затраты сопоставимы что в Латвии, что в наших портах, поэтому больших потерь ни у кого не будет», - считает Алексей Безбородов.
 Порт Приморск (Морской торговый порт Приморск) — крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Недавно он был модернизирован за счет покупки европейских и американских технологий. Порт имеет 18 резервуаров и 5 резервуаров аварийного сброса. Их общий объем по строительному номиналу около 921 тыс. м3. Полезная емкость, на которую заполняется резервуарный парк товарной нефтью, составляет 657 тыс. м3, что1 впрочем, в два раза меньше, чем вВинтспилсе1.
В Финском заливе в 2001 году появился новый крупный игрок – порт Усть-Луга. Его пропускная способность в 2012 году составила 35 млн т в год. К 2015 году пропускную способность планируется увеличить до 50 млн т в год, к 2020 году — до 100 млн т в год.
«Мощностей у нас достаточно, появятся и дополнительные, - пояснил «Эксперт Online» Игорь Беляков, технический директор ОАО «Компания Усть-Луга». – Морским путем их можно увеличивать сколько угодно, танкеры перенаправят с Латвии в нашу сторону».
  • +4.72 / 34
  • АУ