В предполагаемом будущем для России и Казахстана есть всего три пути. Первый – переферийной интеграции в ЕС, скажем прямо, на правах сырьевой провинции. Второй – ассимиляционное поглощение (всей или части нашей территории) желтым «сверхгигантом» - Китаем. И, наконец, третий - побороться за создание собственного центра силы в сердцевине Евразии. Например, в расширенном формате ЕврАзЭС, с подключением туда Турции и ряда других стран. Так что интеграция наших стран-соседей – РФ и РК из почти ностальгического проекта (типа «новой редакции СССР») становится вопросом выживания! Это значит, что сегодня только Россия может сделать Казахстану и другим странам ЦАР уникальное предложение, которого не сделает никто другой. Ни США, ни Евросоюз, ни Китай. Это предложение принципиально НЕколониального проекта - большого экономического пространства, как пространства совместного развития.
Как видим, мировой кризис только начался, но уже кардинально поменял геоэкономический контекст. К примеру, казахстанская программа «Путь в Европу» превратилась из шоссе в модернизационное «завтра» в тропу в колониальное «вчера». Не спорю, изначально идея была остроумной: под разговоры о демократии в КЗ «разводить» ЕС на новые технологии... Но европейцы раньше и за деньги неохотно расставались с прибыльными «ноу-хау», обеспечивающих им технологическую ренту. А в обстоятельствах кризиса – и подавно! Все разговоры «о донорстве развития» остались там - в докризисном прошлом. Сегодня Европа смотрит на нас как на нефтегазовых зверушек, которые должны поставлять дешевые ресурсы для обеспечения социального стандарта членов Евросоюза. Причем, на их условиях!
Обратите внимание на такой примечательный факт. Недавно Россия, устами премьера Владимира Путина, сняла все претензии к проекту «Набукко». А Турция, ранее выступавшая одним из лоббистов этого маршрута, напротив, ужесточила требования к Брюсселю. Почему так? Дело в том, что в фазе длительного снижения цен на энергоносители этот проект превращается в откровенно кабальную сделку. Это сугубо колониальный проект. Поинтересуйтесь, при случае, у сторонников Транскаспийского газопровода: за чей счет будет банкет? Выяснится, что за счет добывающих стран. В том числе, и за счет Казахстана... Прооекты такого рода сегодня может поддерживать только та часть элиты, которая заинтересована в легитимации своих капиталов на Западе. Или в западных гарантиях своего политического будущего после смены высшего руководства.
Усиление прозападного лобби в казахстанской элите следует связать с процессом, которой можно назвать «обналичиванием имиджа Казахстана». Под прикрытием пропагандистской машины часть казахстанских ФПГ (и их властные покровители) поспешили превратить высокие инвестиционные рейтинги страны через займы в твердую валюту. Но эти деньги пошли не на развитие страны, а в офшорный карман. Причем объем внешнего долга Казахстана немаленький – он уже перевалил за отметку в $100 млрд! Говорят, что задумка была куда более лихая. Взять намного больше, чтобы подвести КЗ под суверенный дефолт с заменой Президента РК... Но и то, что нахватали, уже привело к большим внешним долгам банковского сектора. А также к усилению зависимости финансовой и политической системы страны от Запада.
Влияние прозападного лобби прослеживается и на замедлении темпов взаимодействия Казахстана с Россией. Происходит подмена качества интеграции количеством интеграционных предложений или даже их пропагандистской имитацией. То внезапно возникают заморочки с упрощенным получением гражданства РФ, то вдруг предлагают ввести односторонние таможенные ограничения в Казахстане. Напомню, что первое издание Таможенного союза погибло именно от таких неловких действий.