Большой передел мира
260,460,345 514,566
 

  Тенгу ( Слушатель )
05 ноя 2014 23:23:56

Тред №839484

новая дискуссия Дискуссия  158

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикациями в американских СМИ по поводу отказа Российской Федерации от участия в процессе подготовки к Саммиту по физической ядерной безопасности 2016 года в США

2557-05-11-2014


В связи с появившимися в ряде американских средств массовой информации сообщениями о неучастии представителей Российской Федерации в подготовительных мероприятиях к Саммиту по физической ядерной безопасности 2016 года в США хотели бы прояснить следующее.
Россия всегда выступала за укрепление физической ядерной безопасности. С 2010 года принимала активное участие в подготовке и проведении соответствующих саммитов. Стремилась последовательно продвигать итоговые решения этих форумов на различных многосторонних площадках.
На саммитах в Вашингтоне (2010), Сеуле (2012) и Гааге (2014) были приняты итоговые коммюнике, в которых были сформулированы общие подходы к основным аспектам международного сотрудничества в данной области, а также совместный План работы. Достигнута принципиальная договоренность о том, что центральную роль в координации соответствующих усилий мирового сообщества должно играть МАГАТЭ, обладающее необходимым экспертным потенциалом.
Таким образом, к настоящему времени большая часть политических обязательств, взятых на себя участниками предыдущих саммитов, выполнена, а в деле укрепления физической ядерной безопасности достигнут значительный прогресс. Тем самым, политическая повестка дня саммитов практически исчерпана.
В этой связи мы поделились с американскими коллегами своими сомнениями относительно «добавленной стоимости» форума, который предполагается провести в США в 2016 году. Серьезную озабоченность вызывает предложенная Вашингтоном концепция подготовки данного мероприятия, предполагающая особые права для США, Южной Кореи и Нидерландов (как организаторов предыдущих саммитов) за счет откровенной дискриминации других участников, большинство которых будут отстранены от участия в разработке итоговых документов.
Не можем согласиться с тем, что произвольно сформированные рабочие группы ограниченного состава, как это запланировано в Вашингтоне, будут готовить руководящие документы для таких международных организаций и инициатив, как ООН, МАГАТЭ, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, Глобальное партнерство и Интерпол. Полагаем неприемлемым создание прецедента подобного вмешательства извне в планирование работы международных организаций, обладающих более весомым экспертным потенциалом и опирающихся на демократические процедуры.
Предложенная система подготовки саммита исключает возможность того, что мнение государств, не готовых во всем соглашаться с линией, диктуемой его организаторами, будет принято во внимание при выработке планов работы для международных организаций, которые станут основным результатом Саммита 2016 года в США.
Обращаем внимание и на то, что сами США до сих пор не присоединились к соответствующим международно-правовым инструментам в этой сфере – Конвенции о физической защите ядерного материала и Поправке 2005 года к ней, а также Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма. Несмотря на это Вашингтон пытается брать на себя роль основного и привилегированного «игрока» в данной области.
С учетом изложенного не видим для себя возможности принять участие в подготовительных мероприятиях к четвертому Саммиту по физической ядерной безопасности. Вместо этого намерены сосредоточиться на работе по укреплению соответствующего сотрудничества в рамках МАГАТЭ, в частности, на подготовке очередной Конференции высокого уровня по этой проблеме под эгидой Агентства, запланированной на 2016 год.
О своем решении информировали американских партнеров в середине октября с.г., а затем и других коллег.
Появившиеся на днях утечки на этот счет в американских средствах массовой информации расцениваем как неудачную попытку оказания давления на российскую сторону с целью добиться изменения нашей позиции. Считаем подобные усилия контрпродуктивными.

5 ноября 2014 г.
Отредактировано: Тенгу - 05 ноя 2014 23:24:39
  • +7.01 / 65
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  NetGhost ( Профессионал )
06 ноя 2014 01:24:13

Это.
А сколько уже ВВП не ездил в сша?
Больше года точно, да? Неслучайно ж, наверное.
  • +3.60 / 24
  • АУ
 
  Dobryаk ( Профессионал )
06 ноя 2014 07:56:59

       Полезно кой-чего прояснить:

Физическая безопасность означает на бытовом уровне охрану АЭС и прочих ядерных объектов от вторжения посторонних, включая террористов. Под "прочими" надо понимать, в первую очередь, многочисленные исследовательские реакторы ИР. Было времечко, когда их строили всем желающим, и когда обзавестись своим было делом престижа немыслимого числа университетов. Для ИР важен  высокий поток нейтронов, для этого нужна компактная активная зона, а для компактности нужно топливо из высокообогащенного урана. Лучшая по нейтронам АЗ получается, как нетрудно догадаться, из оружейного урана. В какой-то момент поставщики спохватились и остановились на обогащении 36% или около этого, не афишируя то, что где-то завалялся уран и оружейного качества.

Эти Саммиты шли на основе трехстороннего соглашения между США, Россией и МАГАТЭ. МАГАТЭ было только прикрышкой, первую скрипку играли США, которые оплачивали вывоз обратно в Россию залежавшегося в разных странах ВОУ советского происхождения. За десяток последних лет в Россию вернулись 2100 кило ВОУ разного качества, как поработавшего в разных ИР, так и еще просто свежего необлученного. Из 39 стран, обладавших ВОУ, за это время стали чистыми 15. Как пример, укажем Белоруссию (все помнят, наверное, как в один прекрасный день Бацька ныл, что зря отдал свой ВОУ?), Грузия, Чехия, Казахстан и самый яркий пример --- Украина. Украина, как опять же помнят все, уж чуть ли не раз месяц на самых высших уровнях объявляла о своих ядерных амбициях. Но их ВОУ уже в России, а взамен американцы строят в Харьковском Физтехе т.н. подкритическую сборку с ускорительным запуском --- выключил ускоритель, пучок из которого лупит по урану, так сразу нейтронов не хватает и цепная реакция прерывается.

Никакого чрезмерного альтруизма в действиях США нет и не было. Сколько в тех 2100 кило ВОУ было оружейного урана, и был ли он вообще, цифра непубличная. Принципиально то, что: (1) ни один ИР не может позволить себе физическую охрану, сопоставимую с охраной АЭС, (2) все ИР, за редчайшими исключениями, т.н. бассейнового типа. Последнее надо понимать буквально: в плавательный бассейн, правда, глубиной не менее 5-6 метров, опущена активная зона, которая физически легкодоступна. Воды столько, что над АЗ можно и на лодочке проплыть  без укоров жены за подпорченные фаберже... Над этим бассейном даже крышки приличной нет... США платят за свою собственную безопасность, так как полагают не без основания, что случись кража и слепи кто чего на коленке, неважно кто и неважно где, испытание проведут в США и только в США. А если те 2100 перевести в оружейные 800 кило (правда, кто это сможет сделать?), то это пахнет сотней урановых бомбочек.  Нереально (?), но страшно.

Точную текущую цифру с адресами привести сходу не могу, да и при желании скорее всего не смогу, но Россией все еще не оприходованы примерно полтонны советского ВОУ. Еще раз: часть его все еще необлученная. Какая и где --- непублично, зачем же наводку давать.

Это только один аспект, который легко подать публике. Россия просто встает в позу, что игре по американским правилам пришел конец. Россия не против обсуждения и решения проблемы физической безопасности и предотвращения ядерного терроризма, но будет это делать исключительно в рамках механизмов МАГАТЭ. Позиция безукоризненная. 

А вот этот американский Саммит без участия России будет каноническим пуком в лужу. Как-то вот так: наше вам с кисточкой, асимметричный ответ строго по правилам.
  • +10.23 / 87
  • АУ