Православная культура или кухонный атеизм?
752,358 4,457
 

  Sheev ( Слушатель )
01 фев 2009 15:00:55

Тред №83991

новая дискуссия Дискуссия  590

По поводу того, что же предлагается изучать в курсе ОПК.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобразование России)

МИНИСТР

22.10.2002 N 14-52-876ин/16

На N

Органам управления образованием субъектов Российской Федерации

Министерство образования доводит до Вашего сведения Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура"

Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения.

Министр

В.М. Филиппов

***

Отношение россиян к преподаванию религии в школах

В опросе, проведенным независимым исследовательским центром РОМИР, приняли участие 2000 россиян в возрасте от 18 лет. Участникам исследования был задан вопрос о допустимости деятельности в школе религиозных организаций. 41, 3% респондентов полагает, что деятельность религиозных организаций в сфере преподавания религиозных дисциплин в школе допустима, 16, 9% респондентов считают, что допустима любая их деятельность в образовательных учреждениях, а 30, 8% опрошенных согласны с мнением, что деятельность религиозных организаций в школе совершенно недопустима. 11 % участников опроса затруднились сформулировать мнение по этому вопросу.

Анализ социально-демографических характеристик респондентов показывает, что женщины более склонны к допуску религиозных организаций в школы, чем мужчины. Также более терпимо относятся к деятельности религиозных организаций в школе респонденты старших возрастных групп (от 50 лет) и лица с высшим образованием. Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод, что россияне скорее склонны допустить преподавание религиозных дисциплин в школе

***

Темы курса:

«История православной религии» («Тысячелетнее царство Христа»)
«Православная словесность» («Священное Писание, основные редакции книг Ветхого Завета, богослужебные книги»)
«Нравственная культура православия» («Нравственные последствия половой распущенности»)
«Художественная культура православия» («Христианское понимание творчества, канонические формы иконографии»)
«Православие — традиционная религия русского народа» («Москва — Третий Рим»)

***

Примеры контрольных заданий для школьников по предмету "Православная культура"

Для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.

Вопросы

Как называется главная часть православного храма?

Перечислите крупные православные монастыри - Лавры Русской Православной Церкви.

Перечислите основные типы православной молитвы.

Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века.

Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа?

Что означает выражение "сорок сороков"?

Задания

Продолжите предложение: "В начале сотворил Бог...".

Вставьте пропущенные слова: "храм Покрова на ...", "собор Василия ...", "Святые Благоверные Борис и ...", "Троице-Сергиева и Киево-Печерская ...", "Владимирская ... Божией Матери", "русский иконописец Преподобный Андрей...".

Уточните датировку: "Софийский Собор в Киеве - это памятник древнерусского православного зодчества ... - ... веков".

Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста; "Не произноси ложного ... на ближнего твоего".

Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей.

О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным?

Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми?

Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей? Как соотносятся содержания понятий "культ" и "культура"?

Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях - православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам (составьте таблицу): 1) признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим.

Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско-католической церкви.

Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники.

Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.

Укажите характерные особенности двух-трех иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).

Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов

В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния.

Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники: Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне.

Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: собор Святой Софии в Константинополе, минарет, собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви.

Задания с использованием примеров, иллюстраций

Приведите примеры храмового зодчества в России в XVIII - XIX вв. в стиле ампир, классицизм, барокко и обоснуйте ваш выбор.

Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения событий праздника. Обоснуйте утверждение: "Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания".

Приведите примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и культов, которые иллюстрируют их типичные признаки: 1) некритическое лидерство, вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4) искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на человека, историю и общество.

Задания на объяснение аналитического и синтетического характера

Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть - гордость - раскол.

Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем?

Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России: 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.

Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия.

Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач

Дайте буквальный перевод слова "православие" и объясните смысл его составных частей.

Продолжите предложение "Бог есть..." и объясните смысл этого выражения. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого.

Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их с позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.

Темы итоговых работ учащихся

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5 - 8 тем на выбор) в течение 2 - 3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0, 5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему.

Агиография русских Святых.

Апостольский период в истории Церкви.

Аскетика в православной культуре.

Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.

Богословские основы иконопочитания.

Вера и наука.

Вера и суеверия в современном мире.

Ветхозаветные патриархи.

Добродетель и грех в современном обществе.

Добротолюбие как памятник православной письменности и морали.

Декалог и Новый Завет.

Духовно-нравственные особенности современной культуры.

Жизнь и смерть в православной культуре.

Закон и Благодать (Ветхий и Новый Завет в православной культуре).

Православная нравственная культура и проблемы биоэтики.

Псалтирь в православной культуре.

Духовно-нравственные традиции православной семьи.

Иконостас православного храма.

Культура воинского служения в православной традиции.

Любовь как основа православного христианского воспитания.

Материальное благополучие и добродетель нестяжательства.

Мировоззренческие основы христианской морали.

Мировоззренческие основы православного искусства.

Мода и традиция в жизни общества.

Москва - Третий Рим.

Особенности православного понимания гуманизма.

Особенности русской иконы.

Назначение и особенности православного искусства.

Новые религиозные движения и культы в современном мире.

Новомученики и исповедники Церкви в XX веке.

Нравственные проблемы в русской духовной поэзии.

Перевод 70 толковников в истории и культуре Христианской Церкви.

Пасха в русской культуре.

Повесть временных лет как памятник русской словесности и православной культуры.

Православие как основа русского национального характера.

Православие в жизни русского общества XIX века.

Православная культура отношения к детям.

Православное понимание греха самоубийства.

Православное понимание свободы.

Православные традиции русской семьи.

Православные образцы благочестия в семейной жизни.

Православное понимание гражданственности и патриотизма.


Ранний период в истории Христианской Церкви (1 - IV века).

Расколы и секты в истории Христианской Церкви.

Религиозные особенности эпохи Возрождения.

Религиозное содержание и особенности древнерусской словесности.

Религиозная тематика в искусстве народов мира.

Религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни.

Русская Православная Церковь сегодня.

Русские патриархи.

Святая Русь.

Святые Московской Руси.

Священное Писание Церкви как исторический источник.

Символика православного искусства.

Символ Веры.

Система нравственных ценностей Нового Завета.

Сущность православного поста.

Таинства Христианской Церкви.

"Тысячелетнее Царство Христа" (эсхатология Христианской Церкви и сект).

Христианский идеал жизни в современном обществе.

Церковные праздники в нравственном воспитании человека.

Управление в Христианской Церкви.

Эпоха Вселенских Соборов.

Язычество и неоязычество.


Отсюда:
http://www.r-komitet…k-p-04.htm

Полно весьма содержательных и интересных тем, которые просто не могут быть рассмотрены в других курсах.
Отредактировано: Sheev - 01 фев 2009 15:05:55
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (13)
 
 
  Senya ( Практикант )
01 фев 2009 15:18:30
А что, неплохо. Хотя те же стили икон можно и на рисовании рассматривать наверное. Но о существовании неавраамических религий не упоминается.
Кстати, а что евреи говорят насчет загробного мира? Никогда не задумывался, а здесь в тексте увидел, что загробную жизнь предлагают рассматривать только на примере православия и ислама.
ЗЫ. Еще один момент пропустил - "религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни". Наверное стоит ограничиться религиозными, нерелигиозные нормально преподаются на естественнонаучных курсах.
ЗЗЫ. После второго прочтения - чемодан с двойным дном (если опираться на приведенный текст). По этому плану я и сатанизм спокойно преподать могу.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  ursus ( Слушатель )
01 фев 2009 15:24:51


Какое отношение это всё имеет к России - как там евреи что рассматривают? Ветхий Завет, как элемент общего Предания - расматривается, а что там раввины нынче бадяжат - это нам по-барабану. А смысл иконописи постигать на рисовании - это пять!Веселый
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Senya ( Практикант )
01 фев 2009 15:33:54
А почему мусульмане тогда не по барабану? Только чтобы с ними проще сторговаться было? С евреями кстати торговаться тоже придется, все равно учебники по курсу они писать будутВеселый
Цитата А смысл иконописи постигать на рисовании - это пять!Веселый
Цитатаиспользуя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения
ЦитатаУкажите характерные особенности двух-трех иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).
Сильно специфические вопросы на мой взгляд, требующие общехудожественной подготовки. Или тупой зубрежки бессмысленных словосочетаний.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Тори ( Слушатель )
01 фев 2009 15:19:29


Хорошо, что не Ветхого. А то там такие! ценности.

Если серьезно, это все перечисленное, у многих вызовет антагонизм. Пример из жизни. Училась в универе в Якутске. Всё было нормально, пока не ввели обучение "якутскому языку и культуре". Что там было... как мы глумились над якутами бедными, как возненавидели эти предметы... Потом сделали "по желанию", и всё нормально, 50% русских ходили из интереса, если тема лекции интересовала.
Тупым пропихиванием РПЦ получит обратный результат.

З.Ы. Ну дык мне ответят на вопросы? Не стесняйтесь, скажите, будет ли "про твердь", и где сейчас в школе присутствует пропаганда атеизма.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Козьма ( Слушатель )
01 фев 2009 16:39:54

   Ну что тут можно сказать ? Любому образованному россиянину знание всего этого конечно же нужно.А некоторым -  даже и мало...Подмигивающий
  Но странно,что дисскусия постоянно вращается вокруг введения ОПК и ликбеза о православии... ??? ???
   Будет введен или нет,а решать ситуацию все равно нужно.Ведь предполагалось обсуждать судьбы России в ситуации массового поклонения божкам комфорта,наслаждения-потребления,честолюбия(почитания себя любимого превыше всего).И как следствие - разрушение личности и государственности.
  Ведь курс важен не содержанием(которое общедоступно,при желании),а процессом воспитания(реконструкции,сохранения) другого(но такого родного) образа жизни(другой картины мира).
   РПЦ пытается(а каковы успехи науко- и а-теизма можно видеть и на своих детях и еще лучше,если видите ситуацию в школе...- воспитание не ведется да и НЕ ЗНАЮТ КАК,знания пролетают мимо,т.к. нет первого,основы) как-то противостоять негативным влияниям(и на молодежь в том числе),которые имеют все те же цели против России,что обсуждаются и на МЭК,и на других ветках(отупление и примитивизация,а значит ньюколонизация).
  И в борьбе с этим у РПЦ нет противостояния с "культурным" атеизмом(Подмигивающийоно есть в другом,но это касается личного выбора человека).
  Другое дело,что воспитание - это очень сложный и не однозначный процесс(не то,что трансляция какой-то информации)...И его успех,особенно с современным эгопришибленным человеком - вопрос многофокусный и не скорорешаемый.
  "Кухонный" атеизм хорош для себя любимого( и то,до поры до времени),но поробуйте реально воспитать личность,а тем более "собрать" страну - это вряд ли...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Viatcheslav ( Слушатель )
01 фев 2009 16:45:25


Козьма, на практике противостояние РПЦ и культурного атеизма имеется. Это факт.
ОПК - это один из случаев. Второй фронт - креационизм как отрицание теории эволюции и попытка объявить его равноправным с наукой интерпретацией (мы еще недавно смеялись над США, а вот поди ж ты). Третий фронт - отношение к памятникам культуры и архитектуры и объектам исторического наследия (выселение музеев, неграмотная реставрация, недавняя история с затребованием рублевской Троицы на богослужение). Это объективно вредит воспитанию грамотных и образованных людей, которые ценят свою культуру, не сводя ее к религии.

Цитата   Другое дело,что воспитание - это очень сложный и не однозначный процесс(не то,что трансляция какой-то информации)...И его успех,особенно с современным эгопришибленным человеком - вопрос многофокусный и не скорорешаемый.
  "Кухонный" атеизм хорош для себя любимого( и то,до поры до времени),но поробуйте реально воспитать личность,а тем более "собрать" страну - это вряд ли...

Современная школа не в состоянии выполнять функцию воспитания.
Появление на сцене РПЦ и введение ОПК ничего не изменит, потому что ответа на реальные проблемы детей и родителей РПЦ не имеет, предлагая "вернуться к корням".
Здесь необходима очень фундаментальная школьная реформа, принципы которой не ясны даже приближенно. До тех пор школу лучше ограничить функцией собственно обучения, а также социализации детей в более-менее приемлемых рамках. Но не воспитания.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Козьма ( Слушатель )
02 фев 2009 14:31:03

 Что-то я не очень понял,что мешает воспитанию и образованию?Про креционизм здесь уже много писалось...Для думающего человека - надо и то и то.Для отсиживающих заднее место - все и так мимо кассы...
 Со зданиями и богослужебным инвентарем(и иконами,конечно) - ну взяли не свое - так надо вернуть...Но ведь это большие деньги,понятно...Но ведь это везде по стране:д\с в банки,д.площадки в паркинги и т.д. Что так смущает,что церкови отдают ее же?Чай на пожертвования строилась(и не атеистов-большевиков и пр.),да и Рублев не для музеев писал...Думаете такая историческая несправедливость России на пользу? Ну а реставрацию надо делать,конечно,профессионально...У вас есть информация,что допущены злоумышленники?
  По поводу школы Вы правы - вся информация остается лишь информацией и пролетает как фанера...И поэтому споры о ОПК на уровне сколько часов,какие темы - не из-за того копья ломаете !Или удастся достучаться до души или биомасса.И чем Вам не нравится возврат к корням?Можете предложить что-то другое?А преподавать религиоведение - это прямой путь к реляцивизму,отрыву от корней и да здравствует Гражданин Мира.А Родина - это устаревшее...
   А вот общества,стоящие за "Институтами планирования семьи" и т.п. уже имеют ответы на "реальные" проблемы детей и у них все очень хорошо с понимание Как и Что воспитывать(Вы почитайте их учебники  :o),пока россияне спорят между собой надо или не надо... И не в часах дело...Завтра вы получите страну с туповатым народом,понимающим только язык выгоды.Ведь гляньте,сколько молодежи обсуждает вопросы самостности России ?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Darks ( Слушатель )
01 фев 2009 19:34:40


Это не оверквотинг, цитирую для большей наглядности.

Sheev, Вы себе вообще представляете СКОЛЬКО ЧАСОВ уйдёт на изучение ЭТОГО маленькими балбесами в школе?
Вы сейчас начнёте лепетать «это, мол, не в ущерб основной программе Мы сократим»...
Вы знаете КАКАЯ нагрузка на них УЖЕ сейчас идёт?
И ЭТО Вы хотите впихнуть только по православию, а если ещё столько же по католицизму, мусульманству, иудаизму?

Да ОНИ ДЕБИЛАМИ из школы выйдут, там и так почти треть.

У Вас ностальгия по каменному веку, или по рабовладельческому строю?
Так я Вас обрадую, просрёте Россию амеры Вам это устроят.

Извините, но людей желающих впихнуть цитируемое в школьную программу, нужно лечить электротоком (и это очень по доброму)!

PS И самое ГЛАВНОЕ в постсоветских школах НЕТ ПРАВА ВЫБОРА, и изучают всё что есть в школьной программе. Но я смотрю некоторым ЭТО на руку.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  karosa ( Слушатель )
01 фев 2009 19:45:29

У меня есть знакомая учительница начальных классов. О православной религии и культуре детям рассказывает с согласия родителей. Из 17 человек против были только родители одного ребенка, который от этих занятий освобожден. Остальные хотели, чтобы их детей знакомили с предметом. Получается, если такой предмет просто запретить Вам в угоду, именно большинство будет лишено права выбора. Но вы не правы в главном. Именно право выбора у родителей есть. Они могут определять, что их дети должны изучать в рамках регионального компонента.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Darks ( Слушатель )
01 фев 2009 20:04:57


Сударыня, Вы не поняли о чём была речь, и своими словами это подтвердили.
Государство должно создать условия, что бы 17 дебилов родителей не испортили жизнь маленьким гражданам, которые в будущем должны стать хирургами, физиками, военными, учителями, а не священниками, гадалками, и народными целителями.

PS А того одного ребёнка мне жаль, очень плохо быть белой вороной, и прекрасно ещё помню, как мы к ним относились в школе...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  karosa ( Слушатель )
01 фев 2009 20:10:29

Государство мне за мои налоги должно делать то, что я хочу. Так ведь рассуждают атеисты, или нет? Почему тогда православным нельзя? И еще раз хочу услышать внятный ответ: как знание о строении православного храма, символе православной веры может помешать человеку стать физиком или хирургом. Вот от того, чтобы стать гадалкой или целителем может и уберечь (не факт, конечно).
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  geek ( Слушатель )
01 фев 2009 20:55:01


Читайте Конституцию. Хотите ОПК в школах - меняйте конституцию. Если сможете. А пока - никто Вам не запрещает портить детей в воскресных школах
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Darks ( Слушатель )
01 фев 2009 21:15:40


Не красиво приписывать СВОИ мысли другим людям...



Верующим (православным в том числе) можно многое, по причине большой численности, организованности, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ разрабатываемой методике борьбы за место под солнцем.
Вы это видите, нет храмов атеизма (гы-гы), нет атеистических передач на телевидении, нет атеистических общественных организаций (имеющих вес).
По сути, во всех странах все атеисты находятся в подполье, любому америкосу легче признаться в работе на КГБ, чем в атеизме...



В школе ограничено число учебных часов, нельзя ребятёнка мучить 8-10 часов в сутки, он ещё маленький...
А Вы хотите ему всунуть «знание о строении православного храма, символе православной веры», и я хочу услышать лично от Вас внятный ответ:
Что именно, Вы собрались выбросить из школьной программы?

PS И ещё, детство и так, очень короткая и быстро проходящая штука, и думаю, что останется не изученным феномен «Взрослого садизма в отношении детей» проявления которого можно видеть каждый день, на любом телеканале, интернет-форуме, на улице, школе, детском саду....
  • +0.00 / 0
  • АУ