В никому неизвестном до лета 2014 года городе Фергюсоне убили чёрнокожего мальчика. Казалось бы, не велико событие - их десятками убивают на улицах Чикаго, Лос-Анжелеса, Детройта каждый день. Но вдруг вот раз, вспыхнуло народное недовольство в Фергюсоне по этому поводу очень неслабо. И продолжает полыхать, будоража СМИ, аналитегов всех мастей и блоггеров. Давайте попробуем разобраться, что там полыхнуло, почему и к чему эти всполыхи могут привести. Чтобы понять кое-что о событиях в Яергюсоне, надо пожить немного в США, почувствовать состояние местного общества. И тогда станет понятно, почему события в Фергюсоне на находят сильного отклика среди жителей США и не найдут его и далее. Помятую печальный опыт с публикацией на тему Донбаса и сланцевого газа, сразу предупреждаю тех, кто будет копировать этот материал, что это - мой авторский материал, ссылка на автора - в колонке слева.
1. Предыстория.Полыхнуть неожиданно да так, чтобы приехала национальная гвардия США (кто не в курсе - это аналог внутренних войск в России и бывшем СССР, вооружённый весьма серьёзно, вплоть до авиации), на пустом месте и из ничего не может. Нарыв не взрывается неожиданно - он должен зреть. Сколько же времени зрели события в Фергюсоне? Пожалуй, для ответа надо вернуться лет этак на 250 назад - во времена рабства в США, потом лет на 50 назад - во времена Джона Кеннеди и Мартина Лютера Кинга.
Негры - единственная специальная и очень немалая группа населения США (а их уже чуть более 25% от общего населения США!). Её особенность в том, что они попали в США не по своей воле. Итальянцы, немцы, китайцы, русские, мексиканцы - все прибывают в США по своей воле, пусть по зову не совсем адекватных иллюзий - это уже другой вопрос, но никто их не завозил в трюмах кораблей под названием "чёрное дерево". А негров завозили насильственно, именно как товар, из родной Африки для рабских работ на плантациях. До окончания Гражданской войны в США негры пребывали в состоянии полного рабства в большинстве южных штатов Америки и в состоянии формальной свободы - в северных штатах. Потери на полях боёв и мастерские удары южан, быстро истребивших первые армии северян, потребовали от Линкольна координальных решений для привлечения в армию северян МАССЫ. И выход был найден мастерский - он пообещал чёрным рабам свободу после победы над южанами, привлекая негров в армию северян под лозунгом борьбы за свою свободу. Сработало - чёрные добровольцы наводнили армию генерала Гранта и добыли победу над южанами ценой своих жизней. И потом пришли дружно толпой (к стати, отнюдь не безоружной) в самый центр Вашингтона и встали лагерем у стен Белого Дома вместе со своими семьями. И не ушли до тех пор, пока Линкольн не выполнил своё обещание. А что - пришлось выполнять, потому как пара сотен тысяч обстрелянных бойцов под стенами резиденции президента США - это весомый аргумент в середине 19-го века.
После этого положение чёрных в США очень медленно менялось или даже почти не менялось до 1960-х годов. Оставаясь формально свободными и не привязанными к плантаторам или плантациям, чёрные получили специфическую свободу. Была сегрегация (раздельное проживание чёрных и белых), запреты на использование общим транспортом, раздельные школы - свои для белых, свои - для чёрных, запреты на обучение чёрных в колледжах и пр. Наследие этого периода осталось глубоко врезанным в подсознание чёрных и будет там оставаться ещё долго, не смотря на мощные усилия властей США стереть его, но об этом - попозже. Что же это за наследие?
1) Братство чёрных. За время рабства и почти ста лет бесправия после отмены рабства, чёрные сплотились естественным путём, образовав почти замкнутую социальную группу в США. До 1960-х это была практически полностью замкнутая группа, и её замкнутость поддерживалась законами о сегрегации. И это именно братство, в котором они опознают друг друга мгновенно просто по цвету кожи.. Чёрные обращаются друг к другу "брат" или "сестра", но не в том же формальном духе, в каком в СССР обращались друг к другу словом "товарищ", а с осознанием, что они - действительно братья и сёстры. И это не наигранное чувство - довольно долго им приходилось выживать в безоружном (законодательный запрет на оружие был во многих штатах для чёрных!) противостоянии с вооружёнными белыми, когда отказ помочь своему чёрному собрату в случае опасности грозил тем, что в следующий раз не помогут тебе. Отсюда же - существование своей системы связи, типа нашего "сарафанного радио", которое использует (со времён рабства!) систему символов, известную только чёрному сообществу, для передачи сообщений. Взмах рукой чёрнокожего мальчишки, пробегающего по улице, может означать очень многое для его собратьев, хотя для белого несёт не больше информации, чем карканье вороны. Кроме того, все чёрнокожие США - потомки рабов-негров (или собратья с далёкой родины), и как бы высоко они не поднялись в карьере или по социальной лестнице, они не забывают о том, откуда они вышли (исключения, понятное дело, есть - пальцы гнуть любят и чёрные, не признавая своих собратьев). И цвет кожи и есть их документ о братстве и происхождении. К стати, цветом кожи они дорожат. Дети от смешанных чёрно-белых семей становились раньше изгоями как среди чёрных, так и среди белых. И сейчас это отношение не сильно поменялось - чёрные не признают смешенно-кровных полностью своими.
2) Явный и неявный расизм с обеих сторон. Как бы то ни было, а человек с другим цветом кожи бросается в глаза и его глаз выделят в толпе себе подобных. Цвет кожи - он как пропуск в социум "своих", но он же - и как стигма для "несвоих". И это не ушло из общества США. Ну не могут те, кого с детства воспитывали в духе "с чёрным - не садиться рядом, чёрному - не подавать руки", перестроиться, потому как то воспитание уже лежит глубоко в подсознании. Они могут надеть маску вежливости, а могут и не надевать её, вступая в ККК. И до конца 1960-х нужды прятать своё отношение к чёрным не было - существование людей первого (белого) и второго (чёрного) сорта было закреплённой законами нормой. Про то, что слово "негр" является оскорблением для чёрных в США, знают уже почти все. А вот о том, что белых они называют "плантатор" в качестве пренебрежительно-оскорбительного погоняла, знают немногие. И так остаётся до сих пор - чёрные ТОЖЕ НЕ ЗАБЫВАЮТ.
3) Проживание компактными группами в виде "чёрных районов" в городах. После "освобождения от рабства", чёрные получили право жить в городах только в особых отведённых для них районах. И Фергюсон - часть обширного чёрного района на севере Сент-Луиса, населённого преимущественно чёрнокожими. В своё время, эти районы обносили заборами, ставили усиленные наряды полиции, в общем, всячески отграничивали от белых районов.
4) Низкий образовательный уровень. Для чёрных после освобождения от рабства, обычные школы оказались закрыты. В чёрных районах были свои "чёрные" школы, где давали основы письма и чтения, основы арифметики, много - Библии, совсем немного - истории. Позднее стали создавать колледжи (в основном двух- и четырёх-летние) для чёрнокожих, потому как требовалась подготовка кадров для больниц, контор и пр. учреждений в чёрных районах. Дорога в университет или в колледж юыла закрыта для огромного большинства чёрных настолько глухо, что каждый чёрнокожий, прорвавшийся правдами и неправдами к высшему образованию, становился среди чёрнокожих легендой.
2. Совсем близкая история - к политкорректности 1990-х и 2000-хКрутые изменения произошли в состоянии чёрнокожего сообщества в 1960-е годы, и связывают их с именами Мартина Лютера Кинга и президента Кеннеди. За десяток лет была почти полностью ликвидирована система сегрегации на законодательном уровне. Стимулом для этого в немалой степени послужила снова война - на этот раз Вьетнамская. Снова понадобились солдаты в немалом количестве, а зачем же чёрнокожий пойдёт на войну "плантаторов"? А вот когда твои чёрнокожие собратья имеют возможность поступить в колледж или университет, могут ездить в любом автобусе по любому маршруту, и вообще вдруг оказываются полностью равноправными с белыми, тогда появляется некоторый смысл в защите такой государственной системы.
И начались бурные изменения в американском обществе! Чёрные сначала каплями, а потом струйками потекли в колледжи и университеты, стали подниматься по служебным лесенкам всё выше, получили свободу селиться где угодно и ездить в автобусах рядом с белыми. На эти изменения сразу наложилась другая тенденция. Странным, едва уловимым манером в обществе в США внедрялся комплекс вины белых перед чёрными. Но ведь силой их привезли в США, правда? Правда. Ведь их насильно заставляли работать на плантациях, правда? Правда. И ведь они умирали от чечеловеческих условий, правда? Правда. И мучили белые плантаторы чёрных рабов в меру своей фантазии, правда? Тоже правда, мучили как могли. Так не настало ли время вернуть незаконно отнятое у предков этих людей? Ведь они наравне с белыми воюют во Вьетнаме, получают награды, ранения и становятся калеками. Эти изменения стали получать поддержку законами. Например, в государственных университетах и колледжах появилась квота на чёрнокожих студентов, в государственных предприятиях - квота на приём чёрнокожих сотрудников. И исподволь вдруг так оказалось, что неприём чёрнокожего сотрудника на работу или отчисление чёрнокожего студента из универа стали приравниваться к проявлению расизма. А наказание за такие вещи становилось всё суровее из года в год. А потом оказалось так, что просто отсутствие хотя бы одного чёрнокожего сотрудника в штате твоего универа или предприятия - тоже расизм или сегрегация. Были разработаны и получили растущее из года в год финансирование программы борьбы с бедностью среди чёрнокожих - от продуктовых карточек до льгот в устройстве на работу. Для адаптации чёрнокожих студентов в университетах создавали центры чёрнокожей культуры, союзы и клубы чёрнокожих инженеров, преподавателей, профессоров, студентов.
Приведу пример. В штате Миссури (где Фергюсон и находится) в государственных школах каждый февраль проводится месячник афро-американской культуры. 4 недели детям в школах расскзывают о том, что хорошего сделали афро-американцы, какой вклад внесли в культуру, науку, искусство. Дети делают доклады про выдающихся афроамериканцев... Заметьте, нет месячника немецко-американской или итальяно-американской культуры, нет места в умах детей выдающимся американцам русского, французского, китайского или латино-американского происхождения - только вклад афро-американской части населения.
Чёрнокожие уловили эти тенденции совершенно однозначно, истолковав их как заслуженую их предками халяву, которая (вот удача!) свалилась на голову именно им, нынешним потомкам рабов. И постепенно, параллельно с ростом потока льгот, росло неравенство между чёрными и белыми - только уже в обратную сторону. Получалось так, что при почти любом судебном разбирательстве между чёрным и белым, адвокат чёрного в качестве последнего аргумента мог выложить обвинение в скрытом расизме, и побить это обвинение адвокату белого было практически невозможно. Судиться с чёрнокожими стало кашмарным сном для белых в США.
И наступило долгожданное равенство чёрных и белых... Даже не совсем равенство, а более глагодатная жизнь для тёмнокожих, бо, согласно официальной версии, заслужили мучениями и непосильным трудом своих предков.
Но, не смотря на все сказки о политкорректности и на все преференции тёмнокожим, есть ряд моментов, которые создают впечатление бутафорности всех этих мер правительства США. Например, поселение чёрнокожего в квартале, где все домовладельцы - белые, ведёт к снижению цены домов реэлторами. Поэтому очень часто в белых кварталах чёрнокожему невозможно получить разрешение местной общины (а таковое требуется в очень хороших районах городов!) на покупку дома. И наоборот - цены домов в чёрных районах ниже, чем в среднем по городу. Сегрегация? Да ни разу! Только бизнес, и ничего личного! Низкие цены на недвижимость - основной стимул для поселения белых в кварталах чёрнокожих, но эти белые - специфические ребята, очень запросто может оказаться, что они белые только в первом поколении, или работают с чёрнокожими наркодилерами, или просто оторванные хиппозы, которым просто всё равно.
Традиционно, в чёрных кварталах высокий уровень преступности. Просто до 1970-х белых не беспокоило, почему и сколько чёрнокожие режут друг друга. А когда настала эпоха чёрно-белого равенства и братства, полицейским пришлось зайти в поселения чёрных и начать наводить порадок и там. Но вот чёрные уже привыкли жить в своём определённом укладе, и по их пониманию, они сами могут навести порядок - пусть и ножом в спину. И нечего бледнолицым совать свой нос в чёрные разборки! Попытки растить полицейские кадры из самих чёрных не помогли - чёрнокожий полицейский, попав в родной район на дежурство, становился сразу обычным чёрнокожим, и форма ему не мешала вершить правосудие по понятиям своего квартала. Поэтому в современной Америке часто (крайне редкие исключения!) чёрные районы патрулируют белые, а в белых районах, или в китайских, или в мексиканских работаю тёмнокожие полицейские.
Остаётся остутствие стимула к учёбе, пренебрежительное отношение к учёбе среди огромного большинства чёрнокожих в США. Остаётся до сих пор, не смотря на поистине титанические усилия всей системы управления в США. Те, кто живут в США, знают, что белые всячески стараются не отдавать детей в школу, которая находится в чёрном районе. И если школьный микрорайон сформирован так, что в классах становится более 40% чёрнокожих учеников, белые семьи продают дома и перезжают в районы с "нормальной школой", где чёрнокожих учеников не более 10-15%. Отмечу, что в силу ряда свойств (например, темперамента), чёрнокожие ученики, оказавшись хотя бы в соотношении 1 к 3 в классе, зачастую быстро объединяются (братья, как ни крути!) и устанавливают неформальный диктат над остальными. В том числе, начинают диктовать уровень успеваемости ("тебе что - больше всех надо?").
Чтобы ситация стала совсем понятной, расскажу жизненную историю. В универе, где я работаю, несколшько лет назад придумали и начали активно воплощать программу по привлечению чёрнокожих в студенты. Вплоть до выдачи стипендий (белые, как правило, оплачивают учёбу, по крайней мере, на первых курсах). И вот стали формировать первые группы чёрнокожих первокурсников, водить их по университетскому городку, показывать, где что. Меня потрясло, когда я узнал, что в течение недели этих ребят водили в столовую, где учили есть вилкой и ложкой... Нет, вы не ошиблись - не ножом и вилкой, поджав локти к бокам аки офицеры прусской армии, а хотя бы вилкой. А ещё водили и с туалет и показывали, что и как нажимать, чтобы смыть за собой... А ведь на дворе - первое десятилетие 21-го века однако...
Или вот ещё одна история. Довелось мне один раз дитё в школе (государственной! старшие классы!) ждать и бродить по корридору, где были вывешены как раз плакаты про выдающихся афро-американцев после очередного месяца "чёрной культуры". И стал я присматриваться, какие же образы почётных афро-американцев вкладывают детям в головы. Понятно, что лидирует Мартин Лютер Кинг - доктору Кингу посвящена огромная доял плакатов. А вот вы вот знаете такую Розу Паркс? А ведь выдающийся борец за права чёрнокожих! И что же она сделал? А во времена сегрегации села на "белое" место в автобусе и отказалась его освободить по требованию кондуктора. ЗА что и была не просто выпровожена из автобуса, а посажена в кутузку. Были на плакатах чёрнокожие спортсмены, пара учёных, лётчики перода 1920-х - 1930-х годов. С огромным трудом нашёл один плакат про Луи Армстронга. А вот про Эллу Фитцджеральд и про Паркера не нашёл вообще ни одного плаката. Постойте, как же так? Ведь джаз - самое что ни на есть достижение именно КУЛЬТУРЫ США, которое просто глупо оспаривать. Почему же дети изучают Розу Паркс, а про Паркера и Фитцджеральд не знают вообще?
3) Так что же рвануло в Фергюсоне?В итоге, в США произошло чрезмерное навязывание идеи компенсации рабства и искуственного возвышения чёрнокожего населения. Явный перегиб, который ведёт к чётко определённой реакции нечёрного населения. И возникли внутренние, тщательно скрываемые и умалчиваемые напряжения в американском обществе. Думаете, белые безропотно приняли роль покаянного плантатора, платящего бывшим рабам положенную копменсацию? Ага, сейчас - аж два раза... В ход пошли очень разнообразные уловки для обхода драконовских законов по квотам чёрнокожих в госпредприятиях. Ведь на самом деле, крайне тяжело сделать из человека, который на первом курсе универа учится есть вилкой, спеца-инженера, ообенно если он проучился в школе в чёрном квартале... А ведь принуждают выдать ему диплом, а потом его придётся брать на работу с такими знаниями и умениями. И за его спиной стоит не много ни мало государство США с массой адвокатов, негритянских обществ, сплочённым братством чёрнокожих. Время от времени это напряжение прорывается совсем неожиданно. Опять же в моём универе не так давно ночью ракидали у входа в центр чёрнокожих студентов несколько пакетов ваты... Казалось бы - какая ерунда, подмели - и всё. Ан, нет. Вата - это хлопок. Работа на хлопковых плантациях - одна из тяжёлых работ, которую выполняли чёрнокожие рабы. Получился совсем явный рамёк - вы, потомки рабов, пособирайте-ка хлопок, как ваши предки, и вспомните, откуда вышли, и не забывайте про своё место... Намёк сразу и однозначно прочитали и чёрные, и белые (а мне понадобилось объяснение местных жителей, потому как плантациями не владел никто из моих предков!). Тех, кто раскидал вату, вычислили за 2 дня и отчислили с таким волчьим билетом, что им закрыта дорога во все места, кроме Макдоналдса. Вату убрали, но ещё месяц (!) шли собрания с порицанием, причём на уровне города, город вместе с университетом, с привлечением местной чёрнокожей общины (по крайней мере, её активной части). Потому как - братство, и если обидели одного чёрного, на дыбы встанет весь чёрный район города. В тот раз всё успокоилось, универ получил упомянутую выше программу привлечения чёрнокожих студентов в качестве наказания...
В общем, и белые, и чёрные находятся в состоянии напряжения, и все это чувствуют. Политесы их не обманывают. Именно это скрытое напряжение и рвануло в Фергюсоне. Я не фергюсонский житель, деталей не знаю, но есть вероятность, что там были ещё и свои детали и специфика ситуации. Например, полицеский мог вести себя некорректно по отношению к чёрным, и они это знали (через своё сарафанное радои). Или паренёк сидел на крючке у полиции с подозрением в чём-либо. Хотя амеры пишут - Майкл Браун был почти ангел:
http://www.cnn.com/2…index.html(извиняюсь - оригинал статьи на аглицкой мове).
Ситация была с самого начала скользкой и неоднозначной. Не понятно, почему полицейский стрелял, и не просто стрелял, а всадил почти обойму во вроде бы безобидного мальчугана, который только поступил в колледж... Официальные пояснения полиции гласили, что Майкл напал на полицейского и пытался завладеть его орудием. Другая сторона истерично вопила, что мальчик остановился и даже поднял руки вверх по требованию полицейского, чтобы показать, что у него нет оружия, а полицейский, само собой, - скрытый расист, просто ненавидит чёрных. Летние события (само убийство Брауна) сразу получили отклик. Уже наученные горьким опытом, гос. университеты отработали своё (письма дирекции университетов студентам, собрания с порицаниями - ох, как это мне всё знакомо, блин, "в едином порыве мы осуждаем ..."). Народные волнения свелись к хождению толп молодых людей с поднятыми вверх руками под носом у полицейских кардонов. Прошли акции в крупных городах, а в основном народ обсуждал убийство Брауна за кружкой пива, пока новость была в топе новостей в СМИ. Народ разделился на две примерно равные половины, из которых одна сочувствовала чёрнокожему (само собой, том было большинство чёрных братьев и немало белых, которым был дан повод побузить просто так или выразить недовольство властями). Вторая половина (преимущественно, белое население) поддержало полицеского.Была и третья половина, которая здраво рассудила, что дело тёмное, совсем не ясно, что произошло, и не стала никого осуждать, дожидаясь результатов расследвания. Напряжение возросло до критической точки, но оно осталось локализовано в Фергюсоне. В остальных местах власти обеспечили выход эмоций (мне очень понравилось письмо преза нашего универа - "администрация содаст условия для всех заинтересованных студентов и сотрудников, чтобы они выразили свои чувства и отношение к произошедшему мирным и примемлемым путём"). И большинство почитало, что ситуцая отработана, и возвращаться к ней в активном режиме (демонстрации, побоища) нет смысла. И так и считает и сейчас - почти 75% смотрят на это шоу по телику, и никто из них не подумает идти на шествия и митинги, а уж тем более не поедет громить магазины. Потому что всё для них уже понятно - расследование прошло, полицейский не виновен. Суд это признал. Всё. Точка. Дело закрыто. Если не согласны - подавайте аппеляцию.
4. А что за кулисами?Ситуация напоминала заряженную и взведённую мину. Тронь в нужный момент - и взорвётся. Хотя в огромном большинстве жителей США вся эта муть с Фергюсоном просто не нашла иного отклика, кроме раздражения. Ну нафига надо устраивать бучу, если уже всё сказано судом - полицейский не виновен. На самом деле, простенький анализ показывает, что ситуация имеет подтекст.
Давайте посмотрим на убийство с точки зрения властей и конкретно - Барака Мухаммедовича. И не забудем, что он как раз - из чёрнокожего братства. Причём, не просто из него, а уже символ для чёрной Амерки, не менее крупный, чем Мартин Кинг - первый чёрнокожий президент США. Выбор у него, в общем-то, не велик. Если признать, что полицейский прав, то это - явный посыл нафиг чёрного братства. Семья Обамы становится изгоями до конца его дней в любом чёрнокожем районе США. Потому как тогда он предаст СВОЕГО. Второй вариант - признать, что полицейский не прав. Вот тут могут последовать события, весьма неприятные для властей США в целом. Потому что тогда чёрные (и прежде всего - адвокаты!) попробуют выжать из ситуации максимум - от баснословной компенсации семье пострадавшего (фантастические цифры уже были озвучены ещё до суда) до суровых ограничений для полицейских, дежурящих в чёрных районах. Уже звучали предложения ограничить вооружение полицейских электрошокерами, не позволяя им носить огнестрельное оружие. В любом случае, отделаться ношением вебкамер уже не получилось бы. А пойти на дежурство в чёрный район вооружённым только шокером и добрым словом - это почти верная смерть. И не надо к бабке ходить, чтобы догадаться, что осуждение полицейского в фергюсонской истории привело бы к уходу из полиции немалого количества сотрудников. И не очень понятно, пошёл бы кто на их места...
Весьма иезуитский ход был сделан, когда стали озвучивать величину требуемой компенсации для семьи Брауна. Миллионные цифры явно делали нереальным второй вариант. И поэтому весьма ожидаемо Обама сыграл по первому варианту - поддержка полиции. А что делать ему оставалось? Бюджет ведь не резиновый, выплатить миллионы компенсации одному чёрнокожему в силу прецедентности права означает начать череду выплат ооооочень многим чёрнокожим, подстреленным полицейскими. Это почти точная гарантия разорения. Ловушка захлопнулась.
О чём это я? Да о земном и насущном. Я могу оказаться неправ, но вся истерика вокруг Фергюсона сильно смахивает на спектакль для внутренних американских игр. Очень много совпадений...
1) Вся компания - мастерски раздута на давно накопленном раздражении внутри американского общества (использовано то, что с гарантией взорвётся), но это не майдан и не восстание. Чёрные - очень темпераментные, побузят неделю и разойдутся по домам по мере понижения температуры на улицах. Тех, кто не успокоится, хладнокровно упакуют полиция (они теперь в силе) и нац. гвардия (уже на месте). И главное - всё очень локальненько, в самом Фергюсоне. А вот как мастерский и чудовищный удар по рейтингам Обамы и демократов - это классно продуманная акция. Потому как любой выбор Обамы ведёт к потерям.
2) Нет МАССОВЫХ митингов протеста против полицейского произвола, нет МИЛИОННЫХ шествий в поддержку невинно убиенного Брауна. Народ в большинстве своём перегорел ещё летом, и интереса (по крайней мере, достаточного для выхода на марш протеста) не проявляет. Сегодня весь вечер мучил своё старшее дитя вопросами о том, обсуждают ли они события в Фергюсоне в школе. Оказалось, всем (нечёрным!) это уже не интересно, а их - по крайней мере процентов 75%. Да, чёрный район в Фергюсоне побузит, потому как опять же - чёрное братство, и брата убили. Но по большому счёту, СМИ раздувают истерику на пустом месте. В своём городе (более 120 тысяч населения) всего в 200 км от Фергюсона (всего полтора часа на машине) я видел группу из 7-8 человек с плакатами против решения суда по убийству Брауна, которые стояли на перекрёстке центральных улиц города и просили побибикать в поддержку. И что-то не сильно много бибикали водилы. И никто из самого Фергюсона зажигать не приехал. В университетах и школах сейчас время каникул (вот ведь случайно подгадали время оглашения решения суда!), студенты не могут организоваться для сколь-нибудь массовых шествий и демонстраций. А через неделю, когда закончатся каникулы, им будет ещё неинтереснее бузить - придёт время зимней сессии, будет чем заняться и без демонстраций в поддержку Брауна.
3) Как вовремя совпали внешнеполитические события со взрывом беспорядков в Фергюсоне! Обама вернулся не в лучшей форме в США после Китая и Австралии, а тут - бац, и сюрприз... Не комментирую даже.
4) Странное действие со снятием главы Пентагона... Вот один в один совпало (опять же - наверное совсем случайно!) с оглашением решения суда по делу Брауна.
Неужели вы думаете, что хоть один уважающий себя чёрнокожий после недавних заявлений Обамы по Фергюсону проголосует за партию Обамы? И на сколько рухнет рейтинг демократов и Обамы лично? Очень сумневаюсь, что его удастся поднять к президентским выборам. Что получаем в сухом остатке? Да почти гарантированную победу республиканцев на выборах в 20016 году. А если Обама будет дёргаться, его просто отпустят прогуляться по ближайшему чёрному кварталу, а охрана заблудится в окрестных улочках... К стати, и появление очень недовольного чёрнокожего ветерана разных войн, умеющего метко стрелять и желающего отомстить за преданное чёрнокожее братство, тоже стало весьма вероятно..
Как-то так вот получается...