к вопросу загрузки на Южноукраинскую АЭС атомного топлива Вестингауз, наткнулся на содержательный комментарий.
Цитата: ЦитатаНа самом деле, производство тепловыделяющих сборок, или ТВС (твэл - это маленькая часть ТВС) - это самый настоящий хайтек. Произвести их действительно сложно, кроме того, требуется очень много времени на квалификацию такого топлива, ведь ядерная безопасность - это вопрос номер один. Сначала идет проектирование и теоретический обсчет (как будет вести себя ТВС в активной зоне), потом опытное производство, потом квалификация. Первый этап - загружается одна сборка, потом шесть и так далее. Тут надо учесть, что срок службы одной ТВС- 4-5 лет в зависимости от модификации.
Таким образом, до начала полноценных поставок проходит не менее 10 лет, все это время проект не приносит денег, а только их поглощает в немеряном количестве (цена одной ТВС -1,5-2 млн долларов).
На самом деле, весь этот проект по производству ТВС Вестингаузом для реакторов российского дизайна стал возможен благодаря двум вещам, не очень красивым:
- чехи, а затем украинцы предоставили пиндосам проектно-техническую документацию по реакторам ВВЭР без разрешения России;
- правительство США фактически спонсировало эту программу, вложив в сумме не менее 200 млн долларов.
Кстати, в ответ Росатом разработал топливо "западного" дизайна для реакторов PWR, и в следующем году уже должны быть первые квалификационные загрузки.
Собственно, инцидентов с топливом Весингауза было два.
Первый произошел у чехов на АЭС Темелин . Американское топливо чехи выбрали на безальтернативной основе и использовали его с момента запуска станции (с 2000 года). Там вообще все было плохо, были многочисленные проблемы, отказы и даж разгерметизация с выходом радиоактивности (внутри станции, естественно).
В результате в 2007 году чехи приняли беспрецедентное решение выгрузить все американское топливо и заменить на российское. Чтобы понимать масштаб бедствия, надо учесть, что каждая ТВС стоит 2 млн долларов, а в активной зоне их 169. То есть, прямые убытки по замене топлива составили более 350 млн долларов.
Второй инцидент с топливом Веста произошел уже на Украине. В правление Ющенко Украина заключила контракт с правительством США, которое про спонсировало квалификацию нового топлива, модифицированного с учетом негативного опыта эксплуатации на Темелине. И все бы ничего, но украинцы, по своей хохлацкой привычке, решили и тут нагреть руки и включили в контракт пункт о совместимости топлива с российским. Это сыграло с обеими сторонами очень злую шутку.
В 2012 году при плановом ремонте были обнаружены дефекты дистанцирующих решеток. Грубо говоря, при облучении в активной зоне ТВС, имеющие форму длинного (4 метра) тонкого стержня, деформируются, те гнутся. Тонкость в том, что топливо разных производителей гнется по-разному))) Поэтому некоторые ТВС в смешанной зоне попросту заклинило. Объективно говоря, если бы зона была полностью заполнена американским топливом, то ничего подобного бы, скорее всего не случилось, а так - виноваты оказались Весты, так как это они должны были обеспечить совместимость топлива, а не наоборот:)
Вот, в общем-то и все. Сейчас поставляется топливо с усиленным каркасом, с которым, типа, проблем быть не должно. Ну что же, посмотрим.
В любом случае - это все чисто технологические разборки, которые от опасных ядерных аварий, тем более с утечкой радиоактивности, лежат ооооочень далеко.
Диверсификация. Американцы учатся делать топливо под наши реакторы, мы учимся делать топливо под их реакторы, французы стоят в сторонке. А воровать нехорошо. У росатого проблемы, нужно играть на опережение.