невидимая рука рынка и нездоровая конкуренция грузиновГрузинская авиакомпания «Айрзена» объявила войну российским перевозчикамГрузинская авиакомпания «Айрзена» (Georgian Airways) с 10 декабря в одностороннем порядке прервала выполнение рейсов на Москву.
«Грузия допустила на рынок больше российских авиакомпаний, и нам стало очень трудно, так как конкуренция носит нездоровый характер», – отметили представители «Айрзены». Забастовку и отказ летать в Москву и обслуживать эти рейсы объявили летный и технический персонал авиакомпании.
В «Айрзене» утверждают, что «сложилась нездоровая обстановка, мы в неравных условиях». Там даже потребовали отставки председателя Главного управления гражданской авиации Гурама Джалагонии – за уступки российским авиакомпаниям. Он ответил, что готов к контактам с «Айрзеной», обсуждению проблем, но на него пока никто не выходил.
Во время чартеров визави «Айрзены» была компания S7 («Сибирь»). Они летали по разу в день. С возвращением этой осенью «Аэрофлота» стороны получили право выполнять по 14 рейсов в неделю. Российские авиаперевозчики так и делают, а от Грузии осталась одна компания, и ей сложно конкурировать.
Возвращение «Аэрофлот» отметил скидками, порадовав пассажиров. Слетать в оба конца можно было примерно за 220 евро против 370, установленных «Айрзеной». И грузинская компания забила тревогу, теряя пассажиров. Это было первой «черной меткой» в наладившемся авиационном сотрудничестве России и Грузии
В Главном управлении гражданской авиации Грузии газете ВЗГЛЯД сообщили, что ранее прошли переговоры с российскими авиаперевозчиками по стоимости билетов, и ценовую политику по просьбе «Айрзены» удалось скоординировать. Что это значит? Теперь цены равные, в оба конца ориентировочно 370 евро. Но дальше возникли новые проблемы, которые и привели к забастовке.
Осведомленный источник газеты ВЗГЛЯД в авиакругах Тбилиси развеял туман в «небесном противостоянии». По его словам, добившись успеха в назначении цен на билеты, «Айрзена» захотела снизить численность рейсов, чтобы с каждой стороны их выполняли максимум по 10 в неделю.
«Айрзена» хочет, чтобы спрос был адекватным предложению, так как заполняемость ее бортов ниже, чем у российских авиакомпаний, исходя из того, что у тех самолеты намного новее, – отметил источник. – Увидев, что русские пошли на уступки по ценам, «Айрзена» решила «додавить». Грузинская авиакомпания просит заступничества правительства, но то пока молчит. Пока же грузинская сторона отказала в постоянной лицензии на регулярные полеты российским «Глобусу» (дочерняя компания «Сибири») и «Трансаэро», которые тоже хотели войти в грузинское небо».
Между тем есть и другая причина, нервирующая «Айрзену». Дело в том, что, как рассказали газете ВЗГЛЯД в агентствах, реализующих билеты, пассажиры выбирают «россиян» и для транзитов в Европу. Например, в январе слетать «Аэрофлотом» через Москву в Мюнхен или Дрезден и вернуться в Тбилиси можно за 284 евро. То есть компания России предлагает больше направлений, удобные стыковки и ниже цены, а это, кстати, не нравится уже не только «Айрзене», но и другим конкурентам «Аэрофлота», которые уже давно оперируют на грузинском рынке, например, туркам.
Напомним, в начале декабря появилась информация о том, что Грузия
отказала в разрешении на регулярные рейсы в Тбилиси российской авиакомпании «Трансаэро» и сократила рейсы «Аэрофлота» и «Сибири» с 14 до 10 в неделю, рассчитывая отстоять интересы конкурирующей с ними Georgian Airways. Меры приняли в Агентстве гражданской авиации страны (подотчетно минэкономики) на основании «категорического требования» национального перевозчика.
До этого Georgian Airways обвинила «Аэрофлот» в искусственном занижении цен на авиабилеты между Москвой и Тбилиси, в результате чего загрузка рейсов грузинской компании сократилась на 60–70%.
дядюшка чубайс, ау!