На ГЭС Хямекоски, старейшей ГЭС России, работающей на оригинальном оборудовании 1903 года, энергетики ОАО «ТГК-1» пустили в работу гидроагрегат №3.Вибрационные испытания оборудования подтвердили высокое качество проведенного капитального ремонта, который был завершен 12 декабря 2014 года.
«Одна из главных достопримечательностей Карелии — ГЭС Хямекоски в Сортавальском районе. Это старейшая ГЭС России, работающая на оригинальном оборудовании 1903 года. Ранее мы увеличили мощность ГЭС Хямекоски практически на 1 МВт — с 2,6 МВт до 3,6 МВт. С 2007 по 2010 год мы проводили реконструкцию переливной и головной плотины, — рассказывает начальник группы малых ГЭС Каскада Сунских ГЭС ОАО «ТГК-1» Андрей Пельтихин. — При осуществлении реконструкции и модернизации мы сохраняем оригинальную архитектуру малых станций. Ремонт гидроагрегата №3 проводился бригадой группы малых ГЭС Каскада Сунских ГЭС. Перезаливка баббита подшипников и ремонт рабочих колес были произведены на заводе. Сотрудники группы малых ГЭС заменили обмотку статора генератора, выполнили установку вибрационного и термоконтроля».
ГЭС Хямекоски интересна тем, что от плотины до самой ГЭС вода поступает по длинному водоводу, который находится на высоком уровне по сравнению с естественным руслом реки. Когда плотина обезвожена, можно увидеть ее строение: тело плотины гармонично вписано в гранитный рельеф — скала чередуется с бетоном.
«Хямекоски и еще пять станций, входящих в группу малых гидростанций Сунского каскада, были построены на территории Приладожья до Великой Отечественной войны, в то время, когда район еще входил в состав Финляндии. При отсутствующей технической документации на станциях советские энергетики учились управлять станциями на практике, — отмечает Рафаил Хазин, мастер группы малых ГЭС ОАО «ТГК-1». — Уникальная станция Питкякоски сейчас работает автоматически, а контроль и периодическое обслуживание осуществляется специалистами из Сортавалы. Здание станции и гидросооружения в послевоенное время несколько раз переживали и реконструкцию, и ремонт. При последнем восстановлении черепичной крыше вернули исторический вид».