Цитата: rat1111 от 28.01.2015 14:50:27Интересно, а с каких это пор коммунисты - "леваками" стали?
А где же им ещё, собственно, быть?
Термины «правые» и «левые» впервые появились во французском
Национальном Собрании времён Великой Французской революции. В нём возникли три направления: справа сидели
фельяны — сторонники
конституционной монархии; в центре сидели
жирондисты — умеренные сторонники
республики; слева сидели
якобинцы, выступавшие за
радикальные преобразования. Таким образом, изначально правыми называли тех, кто желает сохранить существующее положение (
консерваторов), а левыми — тех, кто выступал за перемены (
радикалов).
До середины
XIX века либералы, выступавшие как за
политические свободы, так и за свободу предпринимательства, рассматривались как левые. Но затем, с развитием
социалистических идей, левыми стали называть прежде всего их сторонников, стремившихся к
социальному равенству. К левым относили
социал-демократов,
анархистов,
анархо-синдикалистов.
Когда в первой половине
XX века из наиболее радикального крыла
социал-демократии выделились
коммунистические партии, то их также относили к левым («крайне левым»). Однако левые традиционно выступали за расширение
демократии и
политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала
в России в 1917 г., а затем и в ряде других стран, были противниками
буржуазной демократии и политических свобод
капиталистического общества (при этом установление
диктатуры рабочего класса, по их мнению, позволяет значительно расширить демократию, поскольку она становится демократией большинства народа
).
Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение
Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер
большевизма, видя в нём
государственный капитализм, стали называть
левым коммунизмом.
Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «
нэпмана,
кулака и
бюрократа»
Критика
сталинизма на
XX съезде КПСС, новый советский курс на экономическое развитие при политике «
мирного сосуществования» с капиталистическими странами вызвали недовольство лидера
Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна и лидера
Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика руководителя
КПСС Н. С. Хрущёва была названа ими
ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на
СССР, и «антиревизионистские» группы, ориентированные на
Китай и
Албанию. В
1960—
1970-е годы
маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе, но утратил популярность после смерти Мао и появления критических материалов о его политике.
В
1960-х годах в Западной Европе и США появились так называемые «
новые левые», противопоставившие себя «
старым левым». Они выражали протест против бездуховности «
общества потребления», обезличенности
массовой культуры, унификации человеческой личности и выступали за «прямую демократию», свободу самовыражения,
нонконформизм. Социальной базой «старых левых» был промышленный
пролетариат, а также
крестьянство. Новые левые считали, в том числе в связи с этим, «старых левых» устаревшими и не имеющими перспектив, по крайней мере относительно стран
Первого и
Второго мира, в которых пролетариат и крестьянство всё больше утрачивали свои позиции, уступая новым типам работников
постиндустриального общества.
По некоторым мнениям двухполюсная политическая шкала («правые» и «левые») не позволяет достаточно корректно отразить взгляды как на роль государства в контроле жизни общества, так и на роль государства в обеспечении социального равенства, сторонниками этого мнения используется четырёхполюсная шкала (
диаграмма Нолана), предложенная американским либертарианцем
Дэвидом Ноланом в 1970 г.
[3][4]:
Источник