Цитата: Сизиф от 29.01.2015 18:05:56Что русскому хорошо, то немцу казаху - смерть. (с)
В России существует одна из лучших в мире систем подготовки и воспроизведения научных кадров.
Да, после болтанки 90-х местами она - не торт. В некоторых областях отставание приличное.
Но есть... и функционирует. И гсударство в нее много вкладывает, в том числе и в ее развитие.
И много мирового уровня научных школ не только сохранились, но и продолжают лидировать в мире, а некоторые даже в тех условиях, в которых им приходилось развиваться... еще и упрочили свое мировое лидерство.
Поэтому для России оптимально привлечение состоявшихся уже ученых из числа соотечественников (и не только !!!), вокруг которых могут образовываться новые научные школы, чтобы быстрее ликвидировать отставание, там где оно есть, и просто тупо у конкурентов перенять и ВСТРОИТЬ в свою науку, то что у них наработано.
В Казахстане вопрос банальней.... Где просто тупо взять кадры для работы в технологичных областях.
Потому и сравнение эффективности подходов, так как Вы его сделали, как минимум, некорректоно.. Сравнивать эффективность подходов для достижения совсем разных целей - это почти как сравнивать круглое и мягкое.
И к переделу это имеет самое прямое отношение. Вот только цели разные и в переделе. У Казахстана - выжить. У России - стать геополитическим центром (одним из) в многополярном мире. И совсем даже не от амбиций каких. Ей просто не выжить... таким центром не став.
Немного в дополнение.
Мне довелось во времена СССР быть руководителем нескольких НИР, в которых участвовали до 2-х десятков институтов, в том числе и из союзных республик. Поэтому я неплохо знал уровень науки и её организацию в регионах
во времена её расцвета.
Из личных наблюдений:
1. В некоторых республиках существовали довольно сильные
отдельные направления исследований. Там были и академические, и прикладные НИИ. Но все они развивались
совместно с головными союзными (ныне - российскими) институтами. Местные научные и технические школы тоже замыкались и на всесоюзные ВУЗЫ, и на всесоюзные научные школы.
Даже проводя вполне самостоятельные исследования, на местах делали это в рамках больших и серьёзных союзных программ и за приличные союзные деньги.
Сейчас эти связи либо существенно ослаблены, либо отсутствуют совсем.
Поэтому нет больших, перспективных научных тем, нет больших денег, нет прежнего высокого статуса.
Результат: нет там ни приличной науки, ни серьёзных прикладных исследований.
И быть не может по определению (в таких условиях).
И не будет, если не возродятся научные и технические связи с Россией. Не запад же их будет развивать.
А если будут ещё и проблемы с русским языком – вообще можно забыть о любой науке.
Обучение молодёжи за рубежом ради занятия наукой имеет смысл только тогда, когда есть в государстве возможность создавать СОБСТВЕННЫЕ оригинальные технологии. А это могут не только лишь все, мало кто может это делать.
Поэтому обученная молодёжь будет примитивно обслуживать чужие технологии, если они там появятся. И не более.
2. Во многих союзных республиках занятие наукой и техникой было престижно, пока они были в составе Союза. Местное руководство пыталось организовывать собственные НИИ или филиалы всесоюзных НИИ. При этом часто научную и практическую деятельность там откровенно имитировали. Все это видели, но смотрели сквозь пальцы: надо было «подтягивать» окраины до уровня центра.
При этом отдельные талантливые мужики из местных либо сами пытались устроиться в союзных НИИ, либо им помогали туда перебраться: на местах у них перспектив научного роста часто просто не было. Причина – особенности местного менталитета и стиля жизни: семейственность, чванство и т.п. А на такой почве никакая наука не растёт в принципе.
Наука – очень сложная и трудно управляемая система. Для её существования и развития необходимо выполнение многих условий: наличие перспективных целей, традиций, опыта, школ, нехилых ресурсов и т.д.
Поэтому можно и не мечтать о серьёзной науке (даже прикладной) в бывших республиках.
Украина, например, очень многое имела на очень достойном уровне. Теперь - нет и не будет ничего. В лучшем случае – обслуживание чужого производства, созданного по чужим технологиям.