Вряд ли конфронтация Москвы и Вашингтона закончится ("
Чжунго пинлунь юэкань",
Китай)
О мире на Украине пока не может быть и речи
После 16 часов сложных переговоров в украинском кризисе, который длится уже больше 10 месяцев, наконец, наступил переломный момент. 12 февраля стороны пришли к согласию. С 15 февраля в восточной части Украины обе конфликтующие стороны должны были прекратить огонь. Это трудное соглашение о мире вроде должно было дать всему миру возможность вздохнуть с облегчением, однако неясно, сможет ли оно действительно быть реализовано. Кроме того, закулисные игры России и США на фоне украинского кризиса бросают тень на мирные перспективы урегулирования ситуации. Поэтому трудно относиться к происходящему с оптимизмом.
В сентябре прошлого года правительство Украины и представители ополчения подписали договор о прекращении огня. Война на какое-то время утихла. Однако с января 2015 года все началось заново. До того, как было подписано новое соглашение, казалось, что ситуация вышла из-под контроля. В начале февраля США заявили, что собираются предоставить Украине оружие массового уничтожения. Это лишь подлило масла в огонь и вызвало панику среди европейских стран. По словам европейских СМИ, если Америка действительно вооружит украинские правительственные войска, у них будет существенное преимущество над войсками ополченцев, и тогда Россия может открыто послать своих солдат на Украину. Европа будет вынуждена начать прямую конфронтацию с РФ, возможно, дойдет и до вооруженного конфликта. Впервые с момента окончания Второй мировой войны угроза новой войны нависла над Европой.
В этот критический момент канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд решили взять на себя роль миротворцев и посредников, в особенности г-жа Меркель, которая с молниеносной скоростью посетила Киев, Москву, Вашингтон и Минск. В конечном итоге лидеры России, Украины, Германии и Франции оказались за столом переговоров и 11 февраля вечером начали беседу по новому витку украинского кризиса. Этот четырехсторонний саммит, так называемый саммит «нормандской четверки», стал первым координационным совещанием на наивысшем уровне с момента начала конфликта и рассматривался мировым сообществом как последний шанс для урегулирования ситуации на Украине.
Люди обратили внимание на то, что после договоренности о прекращении огня, несмотря на то, что президент России Владимир Путин позитивно отнесся к этому решению, остальные руководители не были столь оптимистичны. Хотя Олланд и заявил, что Европа может вздохнуть спокойно, он добавил, что последующие несколько часов сыграют ключевую роль. Меркель заявила, что забрезжил луч надежды, однако все равно не надо строить никаких иллюзий, ведь впереди еще много работы.
Как известно, Германия и Франция надеялись, что на четырехстороннем саммите можно будет прийти к пакетному соглашению и полностью разрешить украинскую проблему. Однако по результатам переговоров, которые длились всю ночь, редкий случай в современной практике, несложно догадаться, что между Россией и Украиной существуют труднопреодолимые противоречия. Главное заключается в том, что Путин потребовал предоставить автономию Донецку и Луганску, с целью предотвратить приближение НАТО к российским границам. Однако Киев может лишь согласиться на разделение полномочий с этими областями. Президент РФ хоть и заявляет, что уважает территориальную целостность своего соседа, из-за российской оккупации Крыма невозможно восстановить статус-кво. Поэтому из нового соглашения следует лишь то, что с 15 февраля на востоке Украины огонь должен быть прекращен, и конфликтующие стороны должны начать отводить тяжелое оружие. А вот как разрешить российско-украинские противоречия, пока неясно.
Еще больше внимания стоит обратить на то, что в рамках саммита «нормандской четверки» первоначально была запланирована церемония подписания соглашения всеми участниками. Однако, в конце концов, каждый лишь высказал свою позицию и уехал. Также отменили общую пресс-конференцию. А о решении прекратить огонь объявил Владимир Путин. По имеющимся предположениям, это косвенно доказывает, что новый договор о прекращении огня удовлетворяет отнюдь не всех участников переговоров.
На самом же деле после объявления о подписании нового соглашения, перестрелка на востоке Украины не прекратилась. И это, естественно, заставляет всех волноваться за сложившуюся в том регионе ситуацию. Некоторые аналитики отмечают, что обстановка схожа с той, которая была после подписания сентябрьского договора. Тогда правительство Украины и ополченцы пришли к согласию прекратить на длительное время огонь, однако всего через каких-то пять дней обе стороны вновь взялись за оружие. А подписание нового договора хоть и приостановило на время дальнейшую эскалацию конфликта, реальных предложений того, как же все-таки остановить огонь и проконтролировать этот процесс, все равно нет. Поэтому сейчас еще рано говорить, что украинский вопрос решен, и наступил мир.
Кроме того на саммите «нормандской четверки», к сожалению, не хватало присутствия США. Всем известно, что одна из основных причин того, почему украинский кризис никак не разрешится, заключается в игре на выбывание, которую ведут Москва и Вашингтон. Существует мнение, что это – самое серьезное противостояние между Востоком и Западом с момента окончания холодной войны. Игры между Россией, США и Европой вокруг Украины повлекли за собой ряд новых «холодных войн». Ядро этого кризиса заключается в расширении НАТО на восток и в желании Киева стать частью альянса. Это угрожает ключевым стратегическим интересам Москвы. Поэтому противостояние между РФ и Америкой сложно разрешить за короткий промежуток времени.
Более того, во время подписания нового договора о прекращении огня страны избегали разговоров о санкциях против России.
Штаты, скорее всего, продолжат размахивать своей «санкционной дубинкой», и Путин вряд ли станет терпеть это. В будущем Москва и Вашингтон продолжат меряться силами. Даже если участники украинского конфликта будут придерживаться соглашения, и кризис потихоньку сойдет на нет, нет никакой гарантии, что геостратегическая борьба России и Америки тоже стихнет. Украине предстоит еще долгий и ухабистый путь к миру.