Первое заявление о «Турецком потоке» из России ("
Hurriyet",
Турция)
Верда Озер (Verda Özer)
В энергетике Турция заняла место Украины. Россия заявила об отмене проекта «Южный поток» и строительстве нового трубопровода, который пройдет через Турцию. Называемый «Турецким потоком» газопровод будет передавать российский газ в Европу через Турцию, а не через Украину.
Увеличит ли этот проект зависимость Турции от России? Как он повлияет на отношения Турции с Россией и США?
На прошлой неделе мы привели ответы американской стороны на эти вопросы, обсудив их с Ричардом Морнингстаром (Richard Morningstar), отставным послом, выполнявшим функции советника президентов Клинтона и Обамы по вопросам энергетики.
Теперь пришел черед России. Чтобы узнать ответы Москвы, я направляюсь в Генеральное консульство РФ в Стамбуле.
Мой первый вопрос генеральному консулу Алексею Ерхову: почему Россия аннулировала «Южный поток»? «Мы хотели претворить этот проект в жизнь. Но Европейская комиссия поставила такие условия, что это было невозможно», — отвечает Ерхов.
То есть Россия не желала таким образом дать политический сигнал Европе из-за украинского кризиса и санкций, применяемых Западом? «Это исключительно экономическое решение. Сигнал очевидный. Хотите наш газ — покупайте. Не хотите? Тогда мы найдем другой путь. И построим сотрудничество с Турцией».
Отметив, что «некоторые люди» склонны приписывать газовой торговле слишком глубокий политический смысл, российский дипломат напоминает слова, произнесенные Морнингстаром в нашей беседе: «Могу сказать, что Турции нет смысла становиться более зависимой от России». Ерхов отмечает: «Этот тезис является в некотором смысле советом». Далее он продолжает: «Турция желает покупать российский газ. И Россия желает продавать газ Турции. Все очень просто и продиктовано исключительно коммерческими соображениями».
«Существует такая общая тенденция — считать покупку российского газа формой зависимости от России. Но дело не в зависимости, а во взаимозависимости. Если я продаю тебе газ, ты, конечно, становишься зависимым от этого газа. Но и я становлюсь зависимым от твоей способности потреблять и покупать этот газ», — добавляет российский дипломат.
Ерхов также подчеркивает, что «Турецкий поток» — прибыльный для Турции проект со всех точек зрения. Возрастают шансы Турции стать энергетическим центром, кроме того она будет покупать дополнительные объемы газа.
Генеральный консул РФ напоминает еще одно высказывание Морнингстара: «Если Россия будет продавать Турции газ, соблюдая правила рынка, на справедливой, прозрачной и конкурентной основе, тогда Турция, наравне со всеми остальными, будет иметь право продавать газ».
Как отмечает Ерхов, Россия продает Турции газ с 80-х годов прошлого века и уже успела доказать, что является надежным и честным партнером. «До настоящего момента не возникало каких-либо проблем. Нет ни одной причины ожидать от нас непрозрачных или несправедливых действий», — подчеркивает дипломат.
Отразилась ли отмена «Южного потока» на отношениях России с Европой? «Мы не закрываем двери. Мы открыты для того, чтобы обдумать все опции. Мы проявляем гибкость и рады сотрудничать со всеми нашими партнерами», — отвечает Ерхов.
Столкнулись ли русские с какой-либо реакцией со стороны Европы? В этой связи дипломат отмечает: «В данный момент они изучают проект в деталях. Брюссель пребывает в раздумье. Думаю, что они пока не проявили своей реакции».
Ерхов особенно подчеркивает, что с «Турецким потоком» пока ничего не ясно. «Дьявол кроется в деталях. В данный момент Турция и Россия обсуждают каждую деталь», — отмечает генеральный консул. При этом до сих пор непонятно, будет ли газ поставляться на турецко-греческую границу.
Ерхов отмечает, что санкции существенно повлияли на российскую экономику. «В декабре курс рубля резко упал. В этом есть и эффект упавших цен на газ. Макроэкономические итоги 2014 года были ниже ожидаемых», — отмечает дипломат.
Далее он делает интересное дополнение: «Мы в контакте с некоторыми странами Европы. Они ищут возможности для выхода за пределы санкций. Мы же никого не просим об этом. Более того, у нас много партнеров и друзей, готовых прийти нам на помощь».
В то же время Ерхов полагает, что за санкциями Европы стоят США: «Противоречие в том, что за этот период объем нашей торговли с США лишь возрос. То есть американцы уговорили Европу на санкции, а сами чувствуют себя комфортно».
Как в таком случае можно охарактеризовать отношения с США? «Не могу сказать, что все как обычно. Многие проекты были отменены, причем это было их, а не наше решение. Но мы продолжаем диалог. Нам многое предстоит сделать вместе по таким вопросам, как Сирия, Ливия. Мы к этому готовы. Но мяч — на их части поля».