Умерщвление Европы
После череды поражений армии киевского правительства резко усилилась дипломатическая активность лидеров ведущих государств ЕС – Германии и Франции. Впервые с начала украинской драмы Меркель и Олланд отказались от огульных обвинений в адрес России и перешли к переговорам с более или менее прагматических позиций. И впервые с начала вооруженного конфликта начали обсуждать послевоенное мироустройство в регионе, включая возможность введения в зону разграничения противоборствующих сил миротворцев с консервацией ситуации на длительный срок по модели Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.Это свидетельствует о серьезных разногласиях между ЕС и США по украинскому вопросу, что обусловлено уже понесенными убытками от взаимных санкций и самое главное – ожидаемыми несопоставимо более масштабными потерями от возможного втягивания Евросоюза в вооруженный конфликт (пусть даже не прямой) с Россией с высоким риском его разрастания в более крупномасштабный.
“ Мир в регионе будет установлен на условиях, подобных тем, которые имели место в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии ”
Пиком дипломатической активности лидеров ЕС стали минские переговоры, в ходе которых удалось заключить договор о прекращении огня. Многие надеются, что это основа для полной остановки боевых действий на Украине. Однако анализ итогового документа не дает столь радужных надежд. Условия мира, под которыми подписалась Украина, в значительной мере для нее неисполнимы, поскольку предполагают фактическое признание независимости Донецкой и Луганской областей, включая их право на особую внешнеполитическую деятельность. Этот документ не найдет поддержки в Верховной раде. Соответственно и ключевое условие – внесение изменений в Конституцию Украины – выполнено не будет. А значит, соблюсти условия Минского договора Киев не сможет. Порошенко это все прекрасно понимает. Подписывая итоговый документ, он стремился получить оперативную паузу, чтобы предотвратить намечающийся разгром своей группировки на юго-востоке. Поэтому новые минские договоренности означают только перемирие, за которым могут последовать еще более масштабные и ожесточенные боевые действия, и начнет их именно Украина. Все эти события свидетельствуют о том, что гражданская война не завершена, но в ней наступил некий переломный момент.
Расстановка силПрежде всего стоит выделить тот факт, что ополчения ДНР и ЛНР окончательно превратились в полноценные вооруженные силы, способные вести серьезные наступательные и оборонительные операции. Их боевой потенциал, определяемый высокой тактической выучкой бойцов, оперативной подготовкой командного состава, абсолютным морально-психологическим превосходством над своими противниками, весьма высок. Несмотря на глубокое – примерно в 2–2,5 раза, а может, и более – сокращение численности ВС ДНР и ЛНР после заключения перемирия в сентябре прошлого года, они оказались способны провести контрнаступательную операцию в январе – начале февраля 2015-го. И хотя не все задачи этой операции выполнены полностью, главная – окружение крупной группировки противника в Дебальцеве – решена успешно. Объявленная в ДНР мобилизация десяти тысяч человек в этих условиях полностью оправданна. И можно не сомневаться, что даже будучи добровольной (в отличие от киевской), она пройдет успешно. Это позволит поднять боевой потенциал войск ДНР и ЛНР до такого уровня, при котором они смогут нанести решительное поражение группировке ВСУ.
|
Фото: image.tsn.ua
|
Между тем широко разрекламированная четвертая волна мобилизации, объявленная на Украине, фактически провалилась. Удалось мобилизовать лишь 20 процентов от запланированных 62 тысяч – немногим больше мобплана ДНР. При этом морально-психологический потенциал и выучка этих резервистов несопоставимо ниже, чем тех, кто добровольно идет в армию ДНР и ЛНР. Провал мобилизации в стране с почти 42 миллионами населения свидетельствует о том, что Украина не желает воевать и не доверяет своему правительству вопреки всем официальным опросам и массированной пропаганде СМИ. При этом несколько сот тысяч человек, значительную часть которых составляют мужчины призывного возраста, приехали в Россию, официально считающуюся на Украине агрессором, спасаясь от мобилизации. То есть подавляющая часть населения находится в скрытой оппозиции к нынешней власти и по-прежнему считает Россию дружественной страной. Эти факты в сочетании с массовыми протестами против мобилизации на Украине говорят о том, что духовный ресурс ведения войны практически исчерпан. Остались еще политически и идейно убежденные сторонники ее продолжения, но их весьма немного и их численность сокращается пропорционально потерям, сообщениям о жертвах, нищенскому обеспечению воюющих войск на фоне демонстративной роскоши украинских политиков и бизнесменов.
Возможны вариантыПоскольку мобилизационные ресурсы украинского общества, необходимые для продолжения и успешного завершения войны, в основном исчерпаны, это означает: гражданская война на Украине вошла в завершающую фазу, которая может закончиться либо установлением мира, либо превращением внутреннего конфликта в интернациональный.
Мирного окончания добивалась и добивается Россия, а теперь и осознавшие его приемлемость для Европы лидеры Германии и Франции. Сегодня установление мира возможно только на основе сложившихся военно-стратегических и военно-политических реалий в зоне боевых действий.
Заинтересованность России в таком развитии событий понятна – на юго-западной границе возникает относительно стабильное дружественное государственное образование, которое вне зависимости от своего статуса станет буфером между нашей страной и враждебной частью Украины. Кроме того, оно при нарастании на подконтрольной Киеву территории политического и экономического кризиса может стать силой, которая после крушения под давлением социальных протестов нынешнего прозападного режима распространит свою власть и на остальные регионы за исключением областей, исторически тяготеющих к Европе.
Очевиден и интерес ЕС в прекращении войны на Украине. Вооруженный конфликт в центре Старого Света, грозящий втягиванием в него России и США, возможное на этом фоне военное столкновение (пусть даже очень ограниченное) нашей страны и НАТО чреваты для Европы тяжелейшими экономическими и политическими потерями, включая потрясения, способные привести к крушению нынешних элит. Победа Сиризы в Греции тому пример. Кроме того, продолжение конфликта на Украине приведет к массовой миграции населения страны в Европу. При этом значительную долю «беженцев» составит криминалитет, имеющий к тому же опыт боевых действий и политических столкновений на майдане. Не имея экономической базы в Европе, умения и желания хорошо работать, эти люди станут серьезным дестабилизирующим фактором.
Второй путь развития событий предполагает эскалацию войны на Украине через ее интернационализацию с перспективой превращения в полноценный международный вооруженный конфликт и участия в нем ведущих стран. В этом сценарии заинтересованы США и подконтрольные им лидеры нынешнего киевского правительства. Мотивы очевидны – Штатам нужно иметь надежный доступ к российско-украинской границе для дальнейшего наступления на нашу страну с применением «мягкой силы». А для киевских властей Донецкая и Луганская области важны с экономической точки зрения. Здесь расположены значительные запасы энергоносителей (угля) и промышленные мощности, без которых существование экономики Украины окажется весьма затруднительным. Кроме того, политические потери от поражения (которому установление мира с сохранением ДНР и ЛНР для киевских властей равнозначно) чреваты крушением нынешней власти и весьма вероятным распадом Украины.
Сообразно возможностям сил, заинтересованных в завершении гражданской войны на Украине по тому или иному сценарию, можно спрогнозировать вероятность развития событий.
Принудительный мирУсловием мирного завершения гражданской войны является способность европейских и российских лидеров сохранить свою приверженность к скорейшему установлению мира на Украине под неизбежным давлением США, а также убедить Вашингтон в недопустимости интернационализации конфликта. При этом вполне возможны ограниченные поставки оружия на Украину и даже наращивание численности представителей западных ЧВК (выполняемые скрытно вопреки минским договоренностям).
Ключевую роль в ходе завершающего этапа гражданской войны и формирования послевоенного миропорядка в регионе будет играть политика украинских властей и руководства ДНР и ЛНР. Первые, судя по их риторике, сегодня не настроены учитывать реалии военно-стратегического баланса сил и надеются добиться восстановления полного контроля над мятежными регионами. Вторые отрицают саму возможность какого-либо вмешательства нынешних киевских властей.
Исходя из этого надо предполагать, что в ближайшее время в условиях перемирия проамериканское правительство сосредоточит усилия на восстановлении боеспособности своих войск на юго-востоке. Может быть еще одна волна мобилизации. Ожидаема масштабная переподготовка части личного состава ВС и МВД Украины специалистами из США. Нельзя исключать (памятуя о законе, дающем право иностранцам занимать руководящие посты в украинском государстве), что часть командных должностей в частях и оперативных штабах АТО будет официально замещена американскими кадровыми офицерами и генералами. Весьма вероятны поставки вооружения. За счет этих мер боеспособность войск Украины может быть в определенной степени повышена. После этого, ориентировочно через один-два месяца, боевые действия возобновятся с новой силой.
К этому моменту командование ДНР и ЛНР наверняка сможет создать достаточно мощные группировки для отражения удара войск киевского правительства и последующего успешного контрнаступления. Его целью будет как минимум разгром группировки войск киевского правительства в Донецкой и Луганской областях с отодвиганием линии фронта за пределы досягаемости крупных городов тяжелой артиллерией и РСЗО противника. По продолжительности такая операция составит две-три недели. Осознав военное поражение, президент Украины начнет предпринимать отчаянные шаги в направлении интернационализации конфликта, добиваясь открытого вступления в него США и отдельных стран ЕС. Если это не удастся, он вынужденно пойдет на мирные переговоры на приемлемых для народных республик условиях. Мир в регионе будет установлен на принципах, подобных тем, которые имели место в Приднестровье, Абхазии или Южной Осетии. Ситуации примерно одинаковы: бесспорная военная победа отделяющегося региона без признания этого факта мировым сообществом. При этом в зону разделения конфликтующих сторон скорее всего будут введены миротворческие силы, представленные странами, не имеющими отношения к конфликту.
Боевые действия по этому сценарию могут продлиться не более месяца-полутора с последующим подписанием мирного договора или иного акта, завершающего военное противостояние. Период формирования поствоенного порядка составит один-два месяца. При этом России Запад постарается предъявить требования по восстановлению Украины, причем не Новороссии, которая будет поддерживаться и без внешних обязательств, а именно остальной части страны.
Большая войнаАльтернативой рассмотренному сценарию может стать эскалация вооруженного противостояния. Это исходя из сложившейся обстановки может произойти после провала прогнозируемого наступления войск киевского правительства и успешного развития контрнаступательной операции армий ДНР и ЛНР. В этих условиях, осознавая, что их политика на Украине терпит окончательный крах, США могут пойти на масштабные поставки вооружения и боевой техники киевскому правительству, причем в таких объемах, чтобы они позволили изменить неблагоприятный для Киева ход военных действий. Крупные поставки иностранного вооружения при отсутствии специалистов по его использованию оправдают ввод на Украину значительного числа военных советников и специалистов, которые вскоре станут участниками боевых действий, существенно превосходя по численности имеющихся в настоящее время в войсках АТО бойцов иностранных ЧВК. В этих условиях войска ДНР и ЛНР понесут существенные потери и российское руководство окажется перед дилеммой – отказаться от поддержки Новороссии, тем самым потеряв лицо и оказавшись на пороге социального взрыва в России, или пойти на оказание масштабной военно-технической поддержки ДНР и ЛНР как симметричной ответной меры.
Судя по динамике внешнеполитической деятельности России, вероятность, что наше руководство примет решение поддержать Новороссию оружием, добровольцами и советниками, весьма высока. Безусловно, резко активизируются общественные движения, которые смогут дать в ряды защитников Новороссии несколько тысяч добровольцев. В итоге боевые действия на юго-востоке Украины приобретут куда более крупный масштаб, чем сегодня. При этом можно уверенно полагать, что после некоторых успехов войска киевского правительства и иностранные формирования станут терпеть поражение. Уже увязнув в войне на Украине и оказавшись перед лицом надвигающегося поражения, США и некоторым их союзникам по НАТО, которые решат к ним присоединиться, ничего другого не останется, как вмешаться в эту войну своими регулярными силами.
Этому, вероятно, будет предшествовать какая-либо провокация, оправдывающая такое вмешательство (типа сбитого «Боинга-777»). Судя по опыту подобных военных конфликтов второй половины XX и XXI веков, сразу после провокации на территорию Украины будут введены силы быстрого развертывания НАТО и США, а позиции войск ДНР и ЛНР подвергнутся массированным ударам авиации альянса. Следом начнутся активные боевые действия с целью полного разгрома в короткие сроки вооруженных сил народных республик. По опыту войн последних десятилетий для ведения наземных операций натовцы могут привлечь до 30–40 тысяч личного состава. Предположительно, готовясь именно к такому сценарию, генсек принял решение довести численность СБР до 30 тысяч человек. В этих условиях России ничего не останется, кроме как начать ввод своих войск и противодействовать авиации агрессора как минимум своими средствами ПВО.
Таким образом, интернационализация гражданской войны на Украине приведет к столкновению России и НАТО с тяжелейшими последствиями, вплоть до перехода к применению ядерного оружия (ведь ВС РФ, уступая войскам альянса в численности на порядок, при эскалации конфликта даже в локальную войну не смогут им противостоять без применения ядерного оружия). Видимо, похожий сценарий имел в виду президент Франции Олланд, отметив, что альтернативой миру на Украине может стать большая война.
Таким образом, гражданская война на Украине поставила украинский народ, США, ЕС и Россию перед выбором: или отказаться от части притязаний и с учетом объективных условий пойти на установление мира, или пойти по пути развязывания европейской войны с высоким риском ее перехода в ядерную фазу.
Константин Сивков,
доктор военных наук
Ссылка