Сепаратизм в экономической одежке. Почему Рабинович и К° проталкивают "порто-франко"?
Артем Филипенко
Через год после поддержки одесскими депутатами-регионалами "диктаторских законов" в парламенте зарегистрирован пакет законопроектов диаметрально противоположного направления. Политики, которые до недавнего времени крепили "вертикаль власти", вдруг загорелись идеей "настоящего самоуправления и свободного развития Одесчины". Предлагают предоставить области статус зоны "порто-франко" на территории, которая совпадает с ее административно-территориальными границами.Кому и зачем понадобилось раскручивать старый миф о свободной экономической зоне в невиданных масштабах? И чем объяснить поддержку пакета законопроектов со стороны пророссийских сил, которые агитируют за "порто-франко" в палатках на улицах и площадях Одессы, развернули сбор подписей, вывесили баннер "Одесса за "порто-франко" на здании Одесского морвокзала и высвечивают по вечерам рекламные лозунги лазерными лучами на здании Морского бизнес-центра? А с другой стороны, стало известно, что 27 февраля депутат Верховной Рады Андрей Левус обратился в СБУ и ГПУ с требованием дать правовую оценку развернутой сепаратистской диверсии против Украины, которую организаторы прикрывают фиговым листком "порто-франко".О смысле законодательной инициативы депутатов Николая Скорика, Вадима Рабиновича и Александра Пресмана, в канун избирательной компании в органы местного самоуправления ведем разговор с политическим экспертом - директором Одесского филиала Института стратегических исследований Артемом Филипенко:- Действительно, на протяжении февраля в Одессе развернута мощная информационная кампания за предоставление городу и области статуса "порто-франко". Проводятся заказные митинги, пресс-конференции, сбор подписей. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект народных депутатов Рабиновича, Скорика (фракция "Оппозиционный блок") и Пресмана (группа "Экономическое развитие") "О свободной (специальной) зоне "Порто-франко". Хоть даже попутное знакомство с законопроектом вызывает немало вопросов экспертов.
- В чем их суть?- Во-первых, действую СЭЗ предусматривается распространить на всю Одесскую область. Это противоречит как мировой практике, где распространены так называемые "точечные" свободные экономические зоны, так и самому понятию "порто-франко". Ведь "порто-франко" значит в переводе с итальянской режим "свободной гавани". Между тем, как-то сложно представить "свободную гавань" во Фрунзовском или, скажем, Арцизском районах, которые не имеют выхода к морю. И вообще, что это за "свободная гавань" размером в 33 тысячи квадратных километров?
Во-вторых, предложенная СЭЗ предусматривает режим свободной таможенной зоны. А это значит - определенный контроль за перемещением товаров. Обеспечить его можно, лишь установив таможенные посты на административно-территориальных границах Одесской области. Как это было, например, в предместье Одессы во время функционирования известной зоны "порто-франко" в 19 веке. Причем действовали целых три таможенных линии "порто-франко", каждая из которых охватывала определенные городские территории. Последняя из этих линий, открытая в июле 1827 года, просуществовала 32 года и охватывала Пересыпь, Слободку, Молдову, Ближние и Дальние Млины - вплоть до Малого и Среднего Фонтана. Общая протяжность таможенной линии достигала 16 километров, территория зоны "порто-франко" была отделена двумя рвами для тех, кто норовил их объехать, возвели 12 карательных помещений, создали две въездных заставы, две таможни. Готовы ли жители Одесчины в 21 веке к установлению таких таможенных барьеров?
В-третьих, вызывает противоречивое впечатление организация хозяйственного управления и развития, которую предлагают разработчики СЭЗ "порто-франко". Поскольку берутся они за обустройство территории СЭЗ, по существу всей территории Одесской области, в том числе обеспечение законности и правопорядка, экономической и экологической безопасности и тому подобное.
Другими словами, создание подобной свободной экономической зоны означало бы потерю Украиной экономического суверенитета над частью своей территории. Поэтому считаю, что предложенный законопроект не имеет ничего общего с экономикой, а концепция зоны "порто-франко" является ничем другим, как замаскированным вариантом автономизации Украины, разве что в другой обертке...
- Что-то вроде нового издания проекта создания "Одесской республики", опубликованного год назад регионалом Киваловим? Когда произошли ряд странных совпадений: гагаузский референдум в Молдове, захват "зелеными человечками" здания парламента Крыма, референдумы на полуострове и на Донбассе. Выходит, реализация обнародованного днями| "украинского плана Путина" продолжается?- В принципе цель путинской политики относительно Украины очевидна: максимальное ослабление, дезинтеграция| и включение ее в том или другом виде - полностью или частями в состав реанимирующей Российской империи. Для этого не гнушаются никакими методами. Однако вынуждены учитывать то, что вряд ли жителе Одесчины в разгар развязанной войны на Донбассе поведутся на идею создания какой-либо "народной республики" или призывы к федерализации. Зато проект "порто-франко" может получить сторонников. Потому что каждый, кто хоть немного знаком с историей Одессы, знает, что ее бурный расцвет в 19 веке связан именно с таким режимом. Это часть "одесского мифа", к которому прибегают снова и снова. Еще в период существования СССР, 16 декабря 1990 года, в Одессе провели городской референдум о создании свободной экономической зоны. И большинство одесситов поддержали эту идею, когда осуществлялся переход от планово государственной к рыночной экономике. Все в Украине было создано 11 СЭЗ разного профиля, в том числе "порто-франко" на Карантинном молу в Одесском морском торговом порту. Но в 2005 году правительство ликвидировало льготы для СЭЗ.
И хотя с того времени неоднократно поднимался вопрос о возрождении и расширении СЖЗ в Одесском порту, например, народным депутатом Гриневецким, однако поддержки эта идея не нашла. Причем именно со стороны правительства Азарова - бывшего однопартийца депутатов Скорика и Пресмана. А теперь они решили якобы вернуться к этой идее, но явно вкладывают другое содержание, которое вряд ли имеет что-то общее с СЭЗ Одесского порта.
- Осуществлен ли анализ этого законопроекта специалистами главного научно- экспертного управления Верховной Рады?- Заключение относительно зарегистрированного проекта Скорика-Рабиновича-Пресмана содержит целый ряд критических замечаний. Зацитую лишь одно из наиболее существенных: "Ввиду того, что территория СЭЗ "Порто-франко" совпадает с административно-территориальными пределами Одесской области, возникает полностью логический вопрос о содержании и объеме полномочий органа хозяйственного развития и управления СЭЗ "Порто-франко" относительно "организации обустройства территории СЭЗ "Порто-франко" (абз. 2 ч. 2 ст. 5 проекта), "осуществление вместе с соответствующими органами мероприятий по обеспечению законности и правопорядка, экономической и экологической безопасности на территории СЭЗ "Порто-франко" (абз. 12. ч. 2 ст. 5 проекта)".
Действительно, как орган хозяйственного развития может "обеспечивать законность и правопорядок" в пределах области? Для этого, если следовать логике авторов законопроекта, нужно создать собственную полицию или взять на содержание государственные правоохранительные структуры. Прибавлю: подобных замечаний по поводу допущенных разработчиками проекта юридических нестыковок более чем достаточно.
С другой стороны, если этот законопроект вряд ли будет одобрен парламентом, стоит ли уделять ему такое внимание? Несомненно, стоит. Из-за того, что запущена информационная кампания. И немало одесситов могут "купиться" на разрекламированную идею, не читая законопроект и заключений главного научно-экспертного управления. Кроме того, это своего рода программа действий. Подобная ранее обнародованной господином Киваловым - о "конституционной автономии" для Одесской области.
Речь идет же о целенаправленной кампании, которая, очевидно, преследует стратегические цели. Не удивлюсь,
если впоследствии окажется, что это часть более масшатабного плана, и вскоре известные силы начнут с новой силой агитировать, например, за предоставление статуса свободной экономической зоны для Закарпатья. Ведь в свое время в Ужгороде тоже развивали идеи СЭЗ в рамках всей области, и по инициативе определенных политсил даже состоялся референдум об автономии.
- Выходит, благодаря усилиям деятелей "Оппозиционного блока" давний миф о зоне "порто-франко" стал важным элементом манипуляции общественным мнением. Что могут ему противопоставить люди, которые ориентируются на настоящее реформирование общества, евроинтеграционные процессы и соответствующие ценности?- Ответ, что називается, лежит на поверхности. "Порто-франко" образца 19 века было буржуазным инструментом развития в феодальной России. Сегодняшний проект оппозиция предлагает как своего рода альтернативу неэффективной, полуфеодальной экономической системе, которая сложилась в Украине, выступая, в сущности, одним из инструментов "гибридной войны", в которой Россия опирается на "пятую колонну" из пророссийских политиков. Поэтому противопоставить завуалированным сепаратистским идеям можно лишь реальные экономические реформы, дерегуляцию экономики, уменьшение налогового груза и стимулирование деловой активности. В том числе, обеспечить обновление законодательной базы, которая регулирует принципы создания свободных и специальных экономических зон. Поскольку действующий закон, принятый на заре независимости, концептуально устарел.
Хотя вряд ли стоит рассматривать СЭЗ как панацею или абсолютизировать их. Свободные экономические зоны - лишь один из механизмов, которые могут способствовать решению конкретных проблем, например, привлечению инвестиций, внедрению новых технологий и инновационных производств, созданию новых рабочих мест, улучшению логистики и привлечению новых грузопотоков. Наилучший опыт введения СЭЗ можно позаимствовать у Польши, Румынии, стран Балтии, где раньше функционировали во многом похожие экономические структуры.
- Пришло, по-видимому, время предпринять шаги и для возобновления статуса Украины как морского государства...- Прежде всего разработать и принять закон "О создании международного регистра (реестра) судов Украины", внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Украины, Кодекса торгового судоходства, которым предусмотреть льготный режим налогообложения для судовладельцев, - тех, которые будут осуществлять перевозку под государственным флагом Украины. Кроме того, пересмотреть тарифно-таможенную политику, чтобы привлечь новые грузопотоки. Не менее актуальным является законодательное обеспечение судоходства на Дунае, что учитывало бы затруднительную ситуацию, которая в настоящий момент возникла в речных портах. Нужна также активизация участия Украины в Дунайской стратегии Евросоюза, в том числе реконструкции автотрассы "Одесса-Рени", которая позволит укрепить деловые отношения с соседней Румынией, реализации других перспективных проектов.
Подытожу: проект СЭЗ "порто-франко", который в настоящий момент пропагандируют экс-регионалы, по моему мнению, исключительно политический и политтехнологический. С одной стороны,
идею "порто-франко" раскручивают пророссийские политсилы, готовясь таким образом к участию в предвыборной кампании в областные и местные советам. А с другой - это информационный вирус, возможность для разных спекуляций. В этом плане идея "порто-франко" является очень удобной для обывателя, потому что предлагает простое решение. Не нужно заботиться о производительности труда, повышении квалификации, о конкуренции, не нужно отстаивать свои права, добиваться изменений правил игры в стране - достаточно лишь проголосовать за поборников СЭЗ.