Цитата: QF
Нет уж, драгоценный Шмухер, по сути дискуссии утверждаете Вы, Вам и доказывать.
В ретроспективе этих документов, насколько я в них вникал, хорошо видно размежевание на геращенковскую и игнатьевскую эпохи (чего стоит только один документ об отмене нескольких десятков нормативных актов).
Да, от системы насильственного изъятия валюты от экспортеров (и эпохи доллара как Вечной Ценности) страна планово топала к "свободному (но устойчивому) плаванию рубля". Конечная цель понятна - чтобы доллары покупались-продавались только для хозяйственных операций импорта-экспорта, а для всего остального просто были бы
не нужны. Все эти гигантские ЗВР - один из эффектов нынешней стадии развития. В перспективе ожидается, что ЗВР будет не нужен, а валюту будут спокойно покупать как сигареты, при надобности в соседнем ларьке/банке (в т.ч. заграничном).
Пробегала мысль, что в прошедшей плавной девальвации часть ЗВР просто переехала в банки, т.е. из страны (большей частью) никуда не делась. Но при этом также на банки немного переехала и функция валютного обеспечения расчетов по иностранным кредитам. Т.е. когда клиенту банка надо отдать долг баксами, то банку не нужно даже покупать их у ЦБ, они уже "захомячены" заранее в комфортном для банка объеме.
А разговор вот о чем: имхо не совсем корректно сравнивать размер ЗВР ЦБ с суммой государственного+коммерческого долга. Получается, что для сравнения надо аналогично брать государственные+коммерческие валютные ресурсы.
Представляется, что единственное, для чего ЗВР ЦБ может сравниваться с общим долгом - для ситуации "продавец валюты последней инстанции", когда банки так и не ненахомячились и валюту взять у них просто нереально. Т.е. в ситуации недоверия и неуверенности. И задача государства - гарантировать, что все будет спокойно и предсказуемо.