Урсус, мы пишем об одном и том же с разными акцентами.
Конечно, что развивать частное и мелкоблочное строительство параллельно с крупнопанельным было бы правильным решением. Если не в 60-е, то в 70-е и 80-е для этого были все возможности. Для средних и малых городов это было бы эффективнее, чем панельное строительство (которое там и так, впрочем, не процветало, в малых российских городах много многоквартирных кирпичных домов, построенных в 1970-е и 1980-е).
Но с другой стороны, неправильным будет сказать, что вред от сверхконцентрации не понимали. Строительство городов-спутников, новых городов при комплексе предприятий, специализированных городов и поселков при заводах велось постоянно. Примеры: среди крупных городов - Магнитогорск, Тольятти, Набережные Челны, Старый Оскол, Северодонецк, Нижнекамск и т.д., города поменьше часто строились вокруг электростанций (Полярные Зори, Курчатов, Десногорск, Нововоронеж и т.д.), заводов (Кириши, Новокуйбышевск, Электросталь и т.д.), в Подмосковье есть наукограды; в общем, никак нельзя сказать, что в этом направлении не велось активной деятельности. Все эти города весьма прилично благоустроены, и в том же Тольятти уровень благоустройства заметно выше, чем, скажем, в Сызрани. Рост крупных городов (больше миллиона человек) тоже ограничивали.
Но не получалось эффективно ограничить. Видимо, потому, что большинство населения все равно ехало в привычные облцентры и в столицы, где так или иначе стремилось поселиться, - через устройство на работу и ведомственную квартиру, через постановку "в очередь", но не ехать в какой-то новый город. Про жилищный вопрос в Москве еще Булгаков писал.
ЦитатаПравда, если не задумаваться над тем, во сколько раз дороже содержание переуплотнённых сетей, поддержание дорог сверхинтенсивного движения, и прочих вещей, делающих городскую застройку баснословно дорогой.
Строить и поддерживать то, что есть, на душу населения - не факт, что дороже. Вероятно, даже наоборот, дешевле. Вылезает боком это лишь тогда, когда все по каким-то причинам надо перестраивать: в этом случае чем плотнее сети, тем дороже.
Сверхинтенсивного движения по тогдашним дорогам не было и не планировалось. То безобразие, что мы имеем сейчас, никто никогда в планы не закладывал. Если это и ошибка - с ней ничего не сделаешь.