Цитата: _Valera_ от 03.04.2015 19:41:34Коморовский: Польша не забудет расправы над своей элитой
БРОНИСЛАВ КОМОРОВСКИЙ, президент Польши: Сталинские преступники подняли руку на военнопленных и убили практически всех взятых в плен в 1939 году польских офицеров.
ну что, открытым текстом, палятся
какая на хрен элита ... шляхта!
Закон как паутина— Шляхетское сословие было закрытым?
— Если мы почитаем «Liber chamorum» («Книгу хамов») Валериана Неканды Трепки, то увидим, что шляхта отлично ориентировалась, кто хочет влиться в ее ряды. Но сам этот автор ориентировался только в Малопольше! Поэтому если кто-либо хотел затесаться в шляхетские ряды, то ехал себе куда-нибудь в другое место, к примеру в Литву, и покупал имение... Более коварным и хитроумным приходили в голову другие идеи. А именно: они нанимали свидетелей, которые обвиняли их, что они только прикидываются шляхтичами, и тогда дело попадало в суд, где обвиняемый выставлял контрсвидетелей. И так он получал судебный приговор, гласивший, что он шляхтич, хоть это было неправдой. Еще более забавная история приключилась в Великом княжестве Литовском, где долгое время действовало положение, что еврей, принимавший христианство, становился шляхтичем. В этой связи отдельные личности переходили в иудаизм, а через несколько лет вновь принимали христианство вместе со шляхетством. Но это настолько возмутило шляхту, что спустя некоторое время она отменила данное положение.
Милостивая Речь Посполитая— Мы говорили о том, что, по мнению шляхты, быть в оппозиции к власти — не грех, а прямо-таки долг. Но, с другой стороны, это редко бывала оппозиция ожесточенная, отказывающая соперникам в польском духе. Тех, кто находился в противоположном лагере, не объявляли бесчестными, не говорили, что это плохие поляки или вообще не поляки.
— Потому что часто в противоположный лагерь входили члены той же семьи. Так, как это было у трех братьев Немоевских в XVI в., причем каждый принадлежал к другому вероисповеданию, и они съезжались на совместные семейные праздники.
— Почему нельзя было наказать мятежников?
— Потому что те магнаты, которые поддерживали короля, одновременно тормозили его порывы, чтобы он под предлогом расправы с бунтовщиками не нарушал магнатских привилегий.
— А король пытался?
— Допускаю, что казнь Самуэля Зборовского была попыткой приструнить магнатов. Но они сообразили, что к чему, возникло замешательство, поднялся шум. Это был первый политический театр в Польше! Вдова Зборовского получила обезглавленное тело мужа, положила его в гроб и с этим гробом разъезжала по сеймикам. А местные демагоги произносили речи против Батория и Замойского. Баторий так разнервничался, что сказал: если они будут и дальше так ездить, то он велит бросить этот гроб в Вислу. Ну и кончились эти демонстрации, этот театр.
— И никого не наказали.
— Случалось. На рубеже XVI-XVII веков, когда Максимилиан проиграл борьбу за престол, была какая-то эмиграция в Чехию, к Габсбургам. Но в целом озлобленности не было. То же самое касалось межконфессиональных отношений. В 1639 г. шел процесс против Радзивилла — за разрушение креста. Он был отдан под суд, но на день суда у него приходились именины, заседание суда прервали, и он пригласил судей на пир. Такому магнату никто не отказал.
— Первая Речь Посполитая выглядела очень симпатично, по крайней мере для шляхты.
— Потому что вся игра шла в пределах одного сословия. Мещанство было к ним равнодушно, ну а крестьяне... Любопытно, что если время от времени единичные крестьянские бунты и вспыхивают, то не на этнически польских землях. Костка-Наперский здесь исключение. А почему так происходит? Потому что самая активная часть крестьян, склонная к вооруженному сопротивлению, бежала в Дикое поле. Отчаливала туда. Из них-то и создавались те самые воинства казаков. А потом возникает легенда, как польские магнаты давили и притесняли украинских крестьян! На самом же деле слабо полонизированные украинские магнаты нередко угнетали крестьян из центральной Польши — тех самых, что сбежали и начали вести рутинную жизнь, переходя там на греко-католический обряд, в их понимании не отличавшийся от православного.
Проф. Януш Тазбир — ученый-историк, автор многочисленных трудов по истории старопольской культуры
, а также Реформации и Контрреформации в Польше. С 1966 профессор Института истории Польской Академии наук (в 1983-1990 гг. — его директор). Председатель Научного совета Польского биографического словаря. С 1965 главный редактор ежегодника «Возрождение и Реформация в Польше». Член авторитетных научных коллективов, в том числе жюри научной премии «Клио». Председатель капитула Конкурса на премию и медаль Зигмунта Глогера, который проводит с 1984 Общественное объединение по изучению прессы «Стопка» из Ломжи.