Олег Ёлшин, исполнительный директор East Kommerts, руководитель группы стратегического консалтинга от Оксфордского университета на Лондонской фондовой бирже
власть кредитора в сегодняшней России весьма призрачна, в чем уже сполна убедились инвесторы на рынке облигаций.кредиторы могут инициировать банкротства неплатящих заемщиков, однако, как показывает практика, этот путь редко ведет к полному возврату денег. Наличие залогов по кредитам также не спасает, поскольку многие залоги обесценились в разы.
Переход предприятий-должников через банкротство в собственность банков-кредиторов также не всегда лучшее решение.
Это не бизнес банков — управлять предприятиями, а на рынке труда не так много профессиональных команд, которые банки могут нанять для управления перешедшими в их собственность компаниями.
Поэтому наиболее эффективным механизмом разрешения кредитной проблемы, по нашему мнению, является частно-государственное партнерство с разделением рисков между частным сектором и государством.
Данное партнерство может быть реализовано по следующей примерной модели. Банки-кредиторы конкретного предприятия договариваются о списании, скажем, 20-30% долгов предприятия в обмен на передачу кредиторам 25-30%-ного пакета акций предприятия.
Оставшийся долг пролонгируется на один-два года по ставке 16-18% годовых в рублях.
Правительство региона, в котором данное предприятие расположено, выдает банкам-кредиторам гарантию — за счет средств федерального фонда — на выплату процентов по кредиту на срок его пролонгации. Риск возврата основной суммы кредита остается на банках. Далее все просто: сегодняшние собственники и менеджмент предприятия получают шанс на выживание, и, только если предприятие не выплачивает проценты вовремя, оно подлежит банкротству и смене собственников.
Один из крупнейших франчайзи Х5 Retail Group в Омске попросил признать себя банкротом. Компания задолжала кредиторам более 1 млрд руб.Основной владелец «Партнер-ритейла» Олег Мкртчян (38%) передал через пресс-службу, что совокупный долг группы перед кредиторами — более 1 млрд руб. Мкртчян связал банкротство с кризисом, из-за которого
компания не смогла реструктурировать кредитный портфель.Продать активы акционеры «Партнер-ритейла» пытались с осени 2008 г., переговоры велись с X5.
По словам Мкртчяна,
X5 требовала передать находящиеся в собственности «Партнер-ритейла» магазины в десятилетнюю аренду, но банки-залогодержатели не дали разрешения. По словам директора по M&A Х5 Андрея Гусева, Х5 рассматривала возможность приобретения компании «Партнер-ритейл» в соответствии со стратегией выкупа франчайзинговых партнеров, но переговоры не дошли даже до подписания соглашения о намерениях.