Дэвид Локбаум: поучительные притчи об АЭС
278,810 256
 

  Dobryаk ( Практикант )
17 апр 2015 11:27:12

Тред №932140

новая дискуссия Дискуссия  219

Chinshan-1: дефектный болт

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 16.04.2015

Группа AREVA объяснила "совокупностью причин" декабрьский (2014 год) инцидент с топливной кассетой "ATRIUM 10" на тайваньской АЭС "Chinshan".

Декабрьский инцидент

Первая тайваньская АЭС "Чиншан" (Chinshan) состоит из двух энергоблоков с реакторами BWR мощностью по 636 МВт(эл.) каждый. Блоки были пущены в 1978 и 1979 годах, соответственно. Их текущие лицензии подойдут к концу в 2018 и 2019 годах.

Первый блок станции был остановлен на ППР 10 декабря 2014 года. В ходе частичной перегрузки топлива были выявлены технические проблемы у ряда сборок, а масса одной из выгружаемых кассет оказалась "аномально лёгкой", после чего процедура перегрузки была прекращена.

Сборка под номером C1F029 была извлечена из зоны работниками группы AREVA с помощью специализированного оборудования, после чего французские и тайваньские специалисты приступили к её изучению.

Общий вид топливной кассеты "ATRIUM 10"




Разрыв болта

Как было установлено, у кассеты с номером C1F029 произошёл разрыв соединительного болта (connecting bolt), выполненного из нержавеющей стали.

Болт служит для соединения основной части кассеты с верхней опорной пластиной (upper tie plate).

Местоположение соединительного болта (выделено красным), материал болта - сталь 304L


Верхняя опорная пластина (upper tie plate) сборки "ATRIUM 10",
материал - сплав циркалой-4


Дефектный болт кассеты с номером C1F029


Примерное место обрыва болта



Причины инцидента


Группа AREVA передала в марте тайваньскому заказчику предварительный отчёт по итогам расследования инцидента.
По мнению французской группы, в результате некоего неназываемого события у болта возник поверхностный дефект. В дальнейшем дефект распространился по болту под воздействием как остаточных напряжений, так и рабочей среды.

Тем не менее, повреждённый болт продолжал исполнять свои функции вплоть до того момента, когда персонал предпринял попытку выгрузить сборку. При попытке выгрузки произошёл обрыв болта.

В общем и целом, полагают в AREVA, инцидент был вызван уникальным набором факторов - единичным поверхностным дефектом, связанным с дефектом материала, агрессивной химически средой, характерной для BWR, облучением и остаточными напряжениями, возникшими в процессе изготовления сборки.

Группа AREVA утверждает, что по ряду параметров водно-химический режим теплоносителя АЭС "Chinshan" сильно отличается от рекомендаций, данных в "EPRI BWR Water Chemistry Guidelines". Возможно, что данное обстоятельство внесло свой вклад в распространение дефекта по телу болта под действием коррозии.

Изготовитель дефектного болта - "Advanced Nuclear Fuels GmbH", Карлштейн (Германия). Партия, в которой был данный болт, проходила при изготовлении проверку качества, каких-либо проблем при проверке обнаружено не было. Тем не менее, поставки болтов на предприятии сейчас временно приостановлены.

Изучалось также влияние проектных изменений, в частности, переход на использование болтов из нержавеющей стали (ранее болты изготавливались из циркалоя-4). Группа утверждает, что декабрьский инцидент с данным переходом никак не связан.

Переданный в марте отчёт носит предварительный характер, и расследование инцидента будет продолжено. Однако французская группа настаивает на том, что случившееся является "единичным случаем", и речь не идёт о какой-либо проблеме общего характера.

Верхняя часть дефектного болта. Показано предположительное место возникновения поверхностного дефекта.



Перспективы блока

Группа AREVA считает, что эксплуатация блока "Chinshan-1" с кассетами "ATRIUM 10" может быть продолжена.
В свою очередь, критики из числа различных тайваньских общественных организаций обращают внимание на то, что AREVA до сих пор не смогла дать однозначного заключения о причинах возникновения дефекта у соединительного болта сборки под номером C1F029.

Комиссия по атомной энергии Тайваня отмечает, что расследование инцидента не завершено. Соответственно, пока рано выносить вердикт о возможности возвращения блока в работу.

Каждый день простоя блока обходится эксплуатирующей организации в сумму от 20 до 30 миллионов новых тайваньских долларов (640-960 тысяч долларов), так как она вынуждена замещать недостающие объёмы генерации с помощью гидро- и газовых станций.
Отредактировано: Dobryаk - 17 апр 2015 11:27:28
  • +0.20 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!