В настоящее время нет иных, более серьёзных внешних угроз для России, чем распространение военно-политического присутствия США в районах Чёрного моря, Кавказа и Центральной Азии.И здесь России не позволят долго выжидать, ей придётся перейти к более активному блокированию усилий США, наращивающих своё военное присутствие в этой части мира. Если бы эти усилия были связаны только с новыми задачами администрации Б.Обамы в отношении Афганистана, а «центрально-азиатский транзит», как и прежде, имел бы ограниченное значение то, возможно, угрозы для России были бы не столь велики.
Однако задачи по Афганистану – лишь часть планов Пентагона в Евразии.Китай и Россия создали ШОС, которая явно вызывает растерянность в Вашингтоне.
Как представляется,
в Пекине предпочтут союз с Россией, если та продемонстрирует способность самостоятельно решать вопросы сохранения геополитического преимущества в регионе. Вместе с тем не исключено, что Москва сделает основную ставку не на ШОС, а на более управляемый для неё альянс - ОДКБ. В ходе последней встречи в формате ОДКБ были достигнуты важные решения по созданию собственных сил оперативного реагирования этой организации.
Словом,
«Большая игра» в Центральной Азии продолжается, однако в сильно модифицированном, усложнённом виде.История с базой «Манас» в Кыргызстане - яркая иллюстрация того, как государство, имеющее надежды на экономическую помощь и политическую поддержку со стороны США и в целом Запада, предпочло приоритетные отношения с Россией как более понятные для местного общества. Россия поэтому вполне может надеяться на тесные отношения с государствами региона, испытывающими реальные внешние угрозы и заинтересованными в совместных с ней геоэкономических проектах.Несмотря на внешне корректное поведение России, США и Китая по отношению друг к другу, борьба за влияние в Центрально-Азиатском регионе продолжается. Центральная Азия – это место, где решаются проблемы безопасности ведущих мировых центров силы.