Большой передел мира
262,884,491 516,834
 

  Magic Spirit ( Специалист )
02 май 2015 14:45:01

Тред №939209

новая дискуссия Дискуссия  81

БОЛЬШОЕ ИНТЕРВЬЮ РИЧАРДА МАЙЛЗА: МЕЖДУСТРОЧНОЕ ПРОЧТЕНИЕ

02.05.2015 - 10.50


Одним из знаковых событий осени 2014 г. в контексте взаимоотношений между США и Кыргызстаном стала статья американского посла П. Спратлен, завершившей свою миссию в республике.

 Лейтмотивом статьи выступает осуждение автором пророссийского курса Бишкека, который явился, по её мнению, причиной ухудшения ситуации в сфере демократического строительства. 

В качестве индикатора негативных тенденций Спратлен назвала оформившееся у большинства населения республики мнение относительно событий в Украине в русле российской версии видения сторон конфликта. Кроме того, посол отметила бесперспективность и нецелесообразность вступления КР в ЕАЭС, характеризуя этот процесс как вынужденный шаг в условиях отсутствия более выгодного предложения [i].

Затем, в феврале 2015 г., стало известно о том, что временным поверенным в делахСША в Кыргызстане назначен Р. Майлз – человек, имя которого прочно вплетено в новейшую историю «цветных революций». В этих условиях на фоне вывода Центра транзитных перевозок, предстоящих парламентских выборов, в местных СМИ стали появляться предположения о возможности массовых социальных волнений, которые могут быть организованы в республике под руководством Р. Майлза.



В попытке «разрядить атмосферу» последний дал большое интервью одному из информационных агентств Кыргызстана. Его риторика резко диссонирует с тем образом дипломата, который был нарисован в местных СМИ накануне его приезда – агента очередной «цветной революции». При первом прочтении создается впечатление открытого, доброжелательного человека, у которого наготове ответ на любой вопрос относительно его деятельности в качестве посла США в различных странах и внешней политики США в целом, что обусловлено бескорыстием и рациональностью действий американского руководства, принципы работы которого не приемлют теорий заговора: всё прозрачно, честно, открыто.

Однако если внимательнее вчитаться в интервью, учитывая не только «опыт работы» Р.Майлза, но и общий контекст тех тезисов о политике США в отношении КР и других стран, которыми он оперировал, следует отметить ряд моментов:

акцентируется внимание на том, что Р. Майлз никогда не присутствовал в странах, где были совершены «цветные революции», непосредственно в период социальных волнений;

подчеркивается, что США поддерживали и поддерживают диалог с Россией, действия которой по созданию ЕАЭС трактуются в качестве ее стремления укрепить связи с окружающим пространством;

вывод ЦТП из Кыргызстана и его вступление в ЕАЭС описываются в терминах суверенных решений независимого государства.

Между тем, присутствие дипломата в странах, где произошли «цветные революции», непосредственно в период массовых волнений было совершенно необязательным, если он подготовил предпосылки для их возникновения.

Данная тактика лежит в русле стратегии мирного распространения демократии, одним из авторов которой является дипломат и бизнесмен М. Палмер. В 1990-е гг. он создал компанию Central European Media Enterprises, через которую оказывал финансовую поддержку первым частным независимым телекомпаниям, а также оппозиционным молодежными студенческим группам, газетам, радио - и телестанциям в странах Восточной Европы. Полученный опыт по организации массовых социальных волнений латентными способами был описан им в книге «Сломать Ось Зла: Как к 2025 году устранить от власти последних диктаторов». В ней М. Палмер определил 25 условий, выполнение которых обеспечит успех в деле авторитарных режимов по всему миру [ii]. Среди них можно выделить следующие:

формирование неправительственных организаций из тех социальных групп, которые придерживаются либеральных ценностей и выражают недовольство существующим режимом;

создание либеральных и прозападных СМИ, популяризующих оппозиционные режиму группы и организации и оформляющих им имидж истинных представителей народа;

подготовка оппозиционных групп к проведению уличных «ненасильственных» акций – манифестаций, митингов, пикетов;

продвижение в международных организациях резолюций, в которых осуждаются «нарушения прав человека» в недемократических странах;

оказание финансового и дипломатического давления на руководителей авторитарной страны с целью заставить их отказаться от власти «мирным» путем.

Последний случай во всех деталях описан самим Р. Майлзом в своём интервью на примере его деятельности в Грузии, но только в ином контексте: США не оказывали давления на экс-президента Грузии Э. Шеварнадзе, а советовали объявить парламентские выборы несостоявшимися или аннулировать их результаты в тех округах, где было зарегистрировано наибольшее количество нарушений. За отказом «вдруг» начались массовые демонстрации, ударной силой которых стала спонсируемая через американские фонды молодежная организация «Кмара». Итогом данных социальных волнений стала неконституционная смена власти в Грузии [iii].

Кроме того, следует отметить, что Р. Майлз противоречит сам себе относительно его деятельности в Югославии. Его утверждения в 2015 г. о том, что С. Милошевич был смещен в тот период, когда он был назначен послом в Болгарии и не мог повлиять на ход событий, диссонируют с его заявлениями от 1999 г. о том, что, будучи в Софии, он поддерживал связь с оппозиционными С. Милошевичу группами [iv].

Между тем, заявления о том, что США признают права России на продвижение своих интересов в Центральной Азии созвучны с недавними высказываниями одного из ведущих идеологов внешней политики США, советника и члена правления американского Центра стратегических и международных исследований при университете Джона ХопкинсаЗ. Бжезинского в отношении украинского кризиса в контексте того, что американскому руководству необходимо разработать механизмы его разрешения, которые удовлетворяли бы и Россию, и США (например, предоставить России гарантии того, что Украина не войдет в НАТО при условии сближения с ЕС) [v].

Представляется, что З. Бжезинский в условиях затянувшегося конфликта и провала попытки блицкрига в Украине пытается использовать тактику американской внешней политики, апробированную в 1990-х гг.: временное признание значимости России, необходимое для беспрепятственного продвижения собственных интересов с последующим отказом от своих обещаний (расширение НАТО в конце 1990-х гг.).

Данное предположение основывается на том факте, что заместитель госсекретаря США Э. Блинкен, который, как и З. Бжезинский, работал старшим научным сотрудником Центра стратегических и международных исследований при университете Джона Хопкинса, а также в период с 2009-го по 2013 г. занимал должности заместителя помощника президента США и советника по национальной безопасности вице-президента США, в своем выступлении в Институте Брукингса заявил, что действия России на ее периферии, включая«нарушение территориальной целостности Украины», представляют угрозу мировому порядку. Более того, согласно Э. Блинкену, политика РФ вызывает неоднозначную реакцию в странах Центральной Азии, заставляя их искать альтернативные направления внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества. В этом отношении, по его мнению, страх перед Россией играет в пользу КНР, инициативы которой по развитию инфраструктуры региона полностью соответствуют целям США в аспекте восстановления Афганистана и его интеграции в Большую Центральную Азию [vi].

В итоге, на фоне негативной оценки политики РФ в Центральной Азии экс-послом США в КР П. Спратлен и Э. Блинкеном слова Р. Майлза о том, что США не воспринимают как угрозу своим интересам евразийские интеграционные процессы, свидетельствуют либо о непоследовательном внешнеполитическом курсе США и весомой роли персонального видения каждым чиновником того, как внешнюю политику США следует проводить, либо о его стремлении ввести в заблуждение общественность Кыргызстана.

В пользу второго довода говорит тот факт, что в своем интервью Р. Майлз, отвечая на замечание о несоответствии его позиции с мнением Х. Клинтон относительно ЕАЭС, которая в 2012 г., будучи в должности госсекретаря США, обвинила РФ в стремлении воссоздать СССР с намерением США помешать этому процессу, он указал лишь на простое разночтение во взглядах. Однако следует учитывать два фактора:

во-первых, должность государственного секретаря обязывала Х. Клинтон делать публичные заявления исключительно от имени государства. Следовательно, данная ею негативная оценка ЕАЭС во время пресс-конференции в Дублине есть выражение государственной позиции;

во-вторых, американский внешне- и внутриполитический курс характеризуется преемственностью разработанных стратегий, в силу чего предположение о том, что новые лица в Государственном департаменте смогут кардинально изменить имеющиеся программы, является маловероятным.

Резюмируя проведённый анализ интервью временного поверенного в делах США в КР Р. Майлза, следует отметить ряд моментов:

интервью носит декларативный характер и не отражает действительных намерений американского руководства в отношении КР и Центральной Азии в целом;

одним из механизмов руководства США, позволяющих скрывать цели своей внешней политики, выступают разночтения в высказываниях официальных лиц, субъективное мнение которых выдается за государственную позицию по тому или иному вопросу;

США негативно оценивают евразийские интеграционные процессы и в качестве инструмента по их торпедированию рассматривают китайские инфраструктурные проекты, открыто признавая, что лидерство КНР на региональной арене предпочтительнее России.

В этих условиях представляется, что руководству и населению КР необходимо оценивать инициативы, проекты и финансово-экономическую помощь Вашингтона исходя, прежде всего, из того, что прагматизм внешней политики США обусловливает возможность декларирования официальными лицами расходящихся оценок ситуации в стране, характера ее политического режима и внешнеполитических связей. Следовательно, нельзя не учитывать возможности попыток США повлиять на политику КР как в форме социальных волнений, так и финансово-экономических манипуляций через условия кредитования международными финансовыми институтами, которые оставляют за собой право оценивать уровень социально-экономического развития республики и в соответствии с результатами выдвигать требования о немедленном погашении кредитов [vii]. При этом о вероятности задействования последнего механизма свидетельствует тот фа

текст и ссылки на публичные заявления
Отредактировано: Magic Spirit - 02 май 2015 14:46:11
  • +1.63 / 11
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!