Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
510,516 1,384
 

  Удаленный пользователь
04 май 2015 01:16:17

Тред №939765

новая дискуссия Дискуссия  162

Беляны
Если спросить, что такое беляны, то немногие ответят на этот вопрос. А ведь всего каких-то 100 лет назад эти гигантские корабли плавали по Волге и Ветлуге. Беляны, пожалуй, самые уникальные речные суда на свете. Это были огромные, даже по нынешним мерам, суда. По некоторым данным существовали беляны длиной до 120 м. Высота борта могла достигать 6 метров.
Отредактировано: Вишта - 01 янв 1970
  • +0.13 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Свой ( Слушатель )
04 май 2015 02:03:08

Только тс-с-с!!! Добряку не говорите... Крутой
Он вам про беляны сходу лекцию на полтора часа из личного опыта прочитает Веселый
  • +0.17 / 4
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
04 май 2015 10:19:55

Хулиганов вызывали? исполнение через минуту!   Крутой

Да прямо на этой ветке ровно три года тому назад:


Цитата: Цитата: Dobryаk от 27.04.2012 12:14:26Такой вот Ноев ковчег строили один в год на глубоком Мумарихинском (Козьмодемьянском) рейде-затоне. Называлось это уникальное чудо "Беляна"



Это, похоже, последняя из белян, начало 20-го века, заведомо до 1-й Мировой, в процессе строительства


Она стоит на воде, просто точка съемки такая...

Это гигантская плоскодонная деревяная баржа разового употребления. Водоизмещением до 10 тыс тонн, а то и более. Если приглядеться, то гружена она пиломатериалами --- досками, т.е., "белым" лесом, отсюда и название.  Лес распиливали и строили беляну зимой, когда на Волге не было навигации. На корме, как можно заметить, для команды поставлены домики. Собственно баржа была под сотню метров в длину, 25-30 в ширину, осадкой около 4 м, и невысокими бортами --- тогда на Волге водохранилищ не было, и волны высокой тоже не было. Она сплавлялaсь по течению, рулили ей небольшими парусами, а пуще того спускали грeбцов на лодках... В безлесных Саратовах-Царицынах-Астраханях беляну разгружали, а саму баржу расшивали --- щепочки не пропадало...

На беляне везли также легкий северный товар: мох, лыко, пеньку

Беляна --- шедевр творчества волгарей! Это была торговля товаром высокого передела против примитивных плотов!


       Как видите, мои фото из "Одноклассников", а туда их выложил из семейного архива знакомый мне человек --- его прадед и строил эти беляны. Интересно, что в цитируемом Виштой тексте эти две фотки под номерами 9 и 16 ! Текст от Вишты написан через три года после моего, но меня позабавило, что в нем фраза

Одна из последних  белян, начало 20-го века:

как будто переписана у меня.  Но это чистая случайность, фраза очевидная , но фотки в тексте от Вишты с тем же клеймом "Одноклассники" --- оно только на этих двух фотках, все остальные из других источников.

Меня просвещал выложивший фотки в "Одноклассниках", текст от Вишты намного подробнее, но основные технические данные практически совпадают.

Географическая справка: Ветлуга впадает в Волгу напротив Мумарихинского рейда-затона, о котором написал я.


В заключение: лес на Мумарихинском рейде был, само собой, с Ветлуги.  Автор http://a-tushin.live…41378.html с очевидностью с Ветлуги, но беляны строили не только там, много их было и с Камы.

Спасибо Виште за отличный пост!

 
Где-то в глубине этой ветки должна быть и знаменитая в наших краях история из зимы 1942-43 гг в той же Мумарихе. В Сталинград поздней осенью 1942  шел караван и не успел:  пошел ледостав, Волга стала. Буксир смог оттащить баржи на Мумарихинский (его часто называли Козьмодемьянским)  рейд, но изуродовал об лед свой винт. И местный механик придумал, как без водолаза зимой винт снять и отремонтировать: начал скалывать лед вокруг кормы слой за слоем. Тонкий лед стал подмерзать снизу, вглубь воды. И так, пока не скололи сильно более метра и винт не обнажился в этой ледяной чаше. Тот же механик и снял винт и поставил на место. 

Рад напомнить о таком в канун Дня Победы.
  • +0.19 / 6
  • АУ