Мировой экономический кризис
53,455,275 93,658
 

  Ludmila ( Слушатель )
06 июн 2015 00:33:35

Тред №955443

новая дискуссия Дискуссия  501

По просьбе ув.Ахмади размещаю копию сообщения из Передела

Центральный банк ломает долларовую иглу
crimson alter

В конце прошлого года, в разгаре рублевой паники, ваш покорный слуга объяснял, что происходит с рублем и экономикой:

"С рублем происходит то же самое, что и с экономикой. А экономика, извините за выражение, блюет. У нее абстинентный синдром, нечто среднее между похмельем и ломкой. Много лет частные компании и банки накачивали себя дешевыми долларовыми кредитами, а сейчас идет ломка."

Чуть позже, на пике валютного кризиса, ваш покорный слуга объяснял, что катастрофы не будет, и что другие страны уже проходили аналогичные ситуации и даже более-менее успешно лечились аналогичными способами: резкий подъем ставки, зажим спекулянтов, последующее снижение ставки.

Прошло полгода, и сейчас ЦБ занят не поддержанием рубля, а покупкой валюты в размере 100-200 миллионов долларов ежедневно. И уже удалось скупить 2,13 миллиарда долларов.

Вернитесь мысленно назад в декабрь 2014 и спросите себя, насколько вероятным тогда казалось такое развитие событий? И кто в конце-концов оказался прав: "официозный пропагандист" в моем лице или толпа "истеричек-правдорубов", которая раскручивала панику и толкала людей покупать доллар по 80, евро по 100, и чьи жертвы сейчас продают в интернете не распакованные телевизоры и холодильники?

В январе "Блумберг" и многие российские СМИ предсказывали, что рубль обвалится в период февраль-март этого года. Расчет американских аналитиков, на первый взгляд, был правильным: на февраль и март приходился пик выплат по внешним валютным долгам российских компаний и банков, перекредитоваться в валюте у них не было возможности из-за санкций, а значит, им пришлось бы покупать валюту на рынке и обваливать рубль. Получалась неприятная вилка из следующих возможностей:

1. Спасать компании и банки за счет бюджета, что привело бы к бюджетному кризису
2. Ничего не делать, и тогда рубль бы обвалился
3. Держать курс интервенциями и сжечь золотовалютные резервы страны
4. Дефолт по внешним выплатам, что привело бы и к падению рубля, и к усилению оттока капитала, и к затруднению внешнеэкономической деятельности

Получалась безвыходная ситуация, но российская валюта пережила этот критический период сравнительно спокойно. Нужно признать, что это произошло благодаря действиям ЦБ, конкретно — благодаря операциям РЕПО.

Суть схемы (в очень упрощенном "гражданском" изложении):
ЦБ не держит курс и никто не толкает компании к дефолту. Вместо того, чтобы покупать валюту на рынке и давить на курс рубля, банкам (и через них российским крупным заемщикам) предлагалось занести ЦБ рубли или акции/облигации/другие активы в качестве залога для получения валютного кредита по очень щадящей ставке — чуть меньше 2%.

В результате получилось то, чего не ожидал почти никто из опрошенных тем же "Блумбергом" экономистов — рубль пережил пик выплат по внешним долгам, дефолтов не было, резервы не были безвозвратно утеряны на поддержание курса. Более того, у этой схемы ЦБ есть еще одно положительное последствие.

Как выглядела схема валютного кредитования экономики до сих пор?

Западные банки кредитовали российские, а российские банки кредитовали российские компании. В этой схеме российский банковский сектор выступал просто как посредник между западными банками и российскими компаниями. На выходе получаем схему, в которой в начале "долговой цепи" находятся российские компании, а в конце — западные банки.

Фактически действия ЦБ стали ни чем иным, как замыканием на себя цепочки валютного кредитования. Последние 6 месяцев российские банки возвращали долги западным банкам с помощью валюты, одолженной у ЦБ, и теперь уже ЦБ стал выступать в роли конечного валютного кредитора российской экономики, причем по процентным ставкам гораздо более низким, чем те, которые практиковали западные банки.
Проблема доступа к валютной ликвидности, о которой нам прожужжали все уши, в значительной степени уже решена: не нужен нам условный Лондон, кому надо, тот возьмет в долг у российского ЦБ под щадящий процент.

Пока "переключены" только долги, выплаты по которым пришлись на февраль и март, но, как говорится, "процесс пошел". В следующий раз его запустят в ноябре, на следующем пике внешних выплат:

"Мы ожидаем, что ЦБ возобновит их к концу третьего квартала 2015 (к сентябрю), когда объемы внешних погашений в валюте существенно увеличатся по сравнению с нынешними скромными уровнями и банкам потребуются дополнительные источники валютной ликвидности."

Сейчас "кран прикрутили" из-за того, что наши ушлые банкиры повадились брать валюту под льготные проценты у ЦБ не для рефинансирования долгов, а для того, чтобы "прокрутить" деньги на рынке облигаций. Собственно, противники действий ЦБ боялись именно этого сценария.
Однако тот факт, что у банков быстро отобрали доступ к "дешевой валюте" для спекуляций, показывает, что ЦБ наконец-то перестал помогать банкирам за государственный счет. Отрадно видеть, что сотрудники мегарегулятора делают свое дело.

Фактически санкции помогли реализовать давнюю мечту патриотов: теперь ЦБ использует валюту для того, чтобы кредитовать российскую экономику. Опять же, за прошедшие 6 месяцев сделан первый шаг на очень длинном пути, но увидеть ЦБ в качестве "конечного кредитора" российской экономики — уже большой прогресс.

А сейчас перейдем от похвалы к критике.
Критиковать ЦБ за медленное снижение ставок — нет смысла, они опускаются с максимально возможной скоростью, которая безопасна для курса рубля. Но есть другая проблема, которая напрямую относится к ЦБ и которую мегарегулятор просто обязан решить. Слово первому зампреду Банка России Дмитрию Тулину:

"Нас тревожит то, что ставки по банковским кредитам еще намного выше, чем наша ключевая ставка. И есть опасения, что в дальнейшем они не будут снижаться теми же темпами, что и ключевая ставка. Возможно, банки будут стремиться "отработать" свои убытки, и переложить их в реальный сектор экономики. Это большая проблема".

Итак, проблема таится в нашей банковской системе, а далеко не в ключевой ставке. Отрадно, что Центробанк осознал проблему.

В нынешней ситуации, если ЦБ даже очень сильно опустит ставку, банки будут продолжать "драть три шкуры" с реального сектора экономики, которую ЦБ напрямую кредитовать не может. Получается, что банки коллективно держат в заложниках экономику страны или, как минимум, работают в качестве коллективного тормоза.
А если банки коллективно держат завышенные ставки по кредитам, то это значит, что у нас в банковском секторе образовался картель. Давайте называть вещи своими именами. Картель — штука наказуемая, и обязанность ЦБ — "потаскать за уши" и призвать к порядку.

Если у ЦБ нет сил или полномочий, нужно не только жаловаться профильному комитету Госдумы (как сделал Тулин), а предпринимать какие-то конкретные жесткие меры. В конце концов, с банковскими валютными спекулянтами покончил с помощью введения "валютных комиссаров" именно ЦБ.
Если ситуация требует, почему не ввести "кредитных комиссаров"? Почему не провести еще одну "секретную встречу" в каком-то подмосковном пансионате с избранными банкирами и пообещать им "сложное будущее", если будут плохо себя вести? От валютных спекуляций их таким образом отучили, почему не повторить хороший опыт?

А пока рублевым кредитованием по низким ставкам будут заниматься другие структуры, например, Фонд развития промышленности. Первые деньги уже выделяются:

"Льготные займы на сумму более 3,2 млрд руб. по ставке 5% годовых сроком до 7 лет могут быть выделены десяти российским предприятиям из разных регионов России для реализации фармацевтических, машиностроительных и технологических проектов, которые позволят не только вытеснить иностранные аналоги с российского рынка, но и выйти на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией."

Первый шаг сделан. Главное, чтобы механизм расширялся и работал быстрее.

Выводы: на валютно-кредитном фронте у нас есть успехи, есть нерешенные (но осознанные) проблемы, и уже вырисовываются и механизмы для их решения. Чего точно нет, так это поводов для паники.
Дорога — правильная, а дорогу осилит идущий.
Отредактировано: Ludmila - 06 июн 2015 00:34:13
  • +0.39 / 26
  • АУ
ОТВЕТЫ (16)
 
 
  Alex_new ( Слушатель )
06 июн 2015 20:41:56

Да уж.
Конечно ОЧЕНЬ радует такие шаги. Но для развития экономики нужно создавать  НЕОБХОДИМЫЕ И ДОСТАТОЧНЫЕ условия..
Проблема в том, что делая необходимые, но создавая не достаточные условия часто говорят. Мы сделали.. работайте...
Например пример с самолетами.
Создав лизинговую компанию... считают ВСЕ. все достаточные условия созданы. Забывая, что конкуренты российских производителей выпускают партии фактически на порядки отличающиеся от российских. И имеющие аналогично более низкую себестоимость.
Имея на порядок дешевле внутренние цены и зарплату... можно было конкурировать на таких условиях. Но с учетом выравнивания и зарплат , а в 2-3 раза , это уже не в 10 раз...и цены аналогичные  (а с учетом тиражности часто и выше) не возможно на равных конкурировать, только создав лизинг...
Думаю специалисты в этой отрасли найдут еще кучу условий которые нужно создавать и которые на самом деле зависят от количества летающих бортов...
То есть правительство РФ все таки должно создавать и необходимые условия до тех пор, пока они не станут достаточными. Не ограничиваясь чем то одним .. полезным...
В качестве последнего гвоздя в крышку такой позиции такой пример. Что бы вырастить талантливых инженеров и специалистов в этой отрасли нужны десятилетия... когда люди работающие в этой отрасли и имеют стабильно высокие зарплаты... , что бы талантливая молодежь туда стремилась и там был естественный отбор лучших...ЧТо бы школы передачи накопленного опыта функционировала стабильно... Но ТОЛЬКО это тоже не достаточное условие.. но уже показатель стабильности.
А так таки да.. дорогу осилит идущий. Если будет и дальше убирать все коряги на своем пути, не ограничиваясь одной...пусть и самой видимой... или точнее первой...
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
  Osq ( Практикант )
06 июн 2015 23:28:44


Цены на российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) выросли в 2012 году до 35,4 млн долларов, однако эта цена все равно примерно на 15% дешевле конкурентов

Других пассажирских самолётов, конкурирующих с иностранными, Россия пока не производит.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
  Alex_new ( Слушатель )
07 июн 2015 08:19:24

Вот именно. А производит ИМЕННО этот тип, просто по тому, что в этом классе практически нет конкуренции.
В то , время как покупает и берет в лизинг достаточное количество машин другого класса. Которые мы не делаем именно по описанным причинам.. Просто пример с самолетами.. показателен. Что условия есть. они создаются. Но раз нет производства... они не достаточны. Почитайте доводы менеджмента компаний, которые четко сравнивают не только стоимость, но еще и стоимость эксплуатации и себестоимости перевозки 1 пассажира. В этом анализе четко видно, что основная проблема создать систему сопровождения самолета по низкой себестоимости. А стоимость самолета в общей себестоимости около 30%. То есть когда себестоимость обслуживания на 15% больше из за простоя... то стоимость самолета должна бытьуже в 2 раза ниже для нивелирования такого простоя.
К примеру китайцы четко отрабатывают по каждому направлению и  всей мощью государства. Обеспечивая сбыт своим фирмам. Например начали с автопрома. 1)добившись и отслеживая продажной цены своих марок по цене в 2 раза ниже чем у аналогов. 1)шаг контроль рынка - тотальный. Когда иностранцам отдается не более 20%. 2) контроль цепочки себестоимости. Где нужно вмешательство государства- делают.  Не уверен ,  и нет доказательств, но судя по результатам, субсидирование государства идет именно на цепочке составляющих и комплектующих через программы поддержки и гранты..  Например мне китайский экспортер, с которым работал 3 года предложил перевестипроизводство в китай, обещая сразу промышленные площадки, покупку оборудования.. все бесплатно.. на основе грантов. ...до 50% затрат и кредиты под смешные % на остальное.
У китайских коммунистов в голове не укладывается либералистический лозунг. Мы вам все сделали- работайте. и обеспечтьте то  то и то.  Есть план. план в том числе по стоимости и по объемам. И его отслеживают. Итог... цена промышленной продукции в usd не растет уже много лет. Сам был в шоке, когда китайский экспортер предлагал мне оборудование. Я засомневался в его опыте и попросил контракты покупателей.. у кого могу проконсультироваться. Мне через 10 минут принесли контракт с Египтом.. в котором цена 8 летнего контракта 2005 года!! была на такое оборудование на 40% ДОРОЖЕ. то есть мне предлагали дешевле. Со мной говорил "Бос", он все мгновенно понял, когда увидел, что я смотрю.. и сразу пояснил.. электроника стала качественнее и дешевле..
  • +0.08 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Osq ( Практикант )
07 июн 2015 11:48:51


...на вторичном рынке в любой момент времени доступно к продаже примерно 140-160 региональных самолетов различных возрастов. Дополнительно к этому количеству ежегодно производится около 110 самолетов семейств CRJ, E170 и E195.
В 2014 году было произведено 36 Суперджетов (если верить Вики). Вполне себе конкурентный рынок.



Почему наш самолет ругают дома и хвалят на Западе?
- В течение многих десятилетий в гражданском авиастроении мы выбирали из 4 авиастроительных холдингов: Airbus, Boeing, Embraer и Bombardier, - добавляет президент авиакомпании Interjet Мигель Алеман. - Теперь на рынок выходит пятая компания - "Гражданские самолеты Сухого", которая примет участие в этой конкуренции. С точки зрения мексиканской региональной авиации, появление SSJ100 может отразиться на стоимости билетов во всем регионе. Это будет наш вклад в экономику страны и помощь людям, так как билеты станут дешевле. По сравнению с Embraer SSJ100 легче и более высокотехнологичен. Стоимость его эксплуатации в 2,5 раза ниже, чем у аналогов, а для нас это много.






Интересно было познакомится с Вашим опытом общения с китайскими товарищами. Но "натягивать" личный опыт на общую ситуацию "не комильфо".

Своего обоснованного мнения по поднятому Вами вопросу не имею. А недостаточно обоснованное не рискую публиковать. Моя критика Ваших сообщений заключается в том, что Вы свои выводы базируете на частично недостоверной информации, которую проверить мне понадобилось в течении пяти минут. Или проверяйте то, что легко проверяется, или не упоминайте.

С уважением.
Osq.
  • +0.13 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
07 июн 2015 11:58:18

Китайцы изначально заложили свой низкий уровень жизни и дешевый труд в низкий курс юаня. Россия же идет по обратному пути - изначально был установлен курс сравнимый с европейским уровнем жизни, а затем корректировала его в сторону понижения - дефолт 1998 г. , падение цен на нефть - 2014 г.
В этом секрет азиатских "тигров" - они не торопятся жить "красиво" и предпочитают медленный подъем уровня жизни его скачкам вниз.
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alex_new ( Слушатель )
07 июн 2015 17:31:11
Сообщение удалено
Alex_new
07 июн 2015 21:46:10
Отредактировано: Alex_new - 07 июн 2015 21:46:10

  • 0.00
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
07 июн 2015 13:42:00

Вы категорически неправы. Как раз в этом классе - именно, что конкуренция.
Это в остальных сегментах дуополия боинга с аирбасом - и там без господдержки нечего делать от слова совсем.
А в сегменте суперджета вполне себе бразильцы и канадцы - нормальные конкуренты.
Там еще и Китайцы с Японцами на что то пытались претендовать.
Но китайцы похоже уже признались в своем провале и начали прощупывать почву на предмет совместного производства суперджетов. А японцы похоже опоздали совсем.
  • +0.22 / 13
  • АУ
 
 
 
 
  ДмитриCh ( Слушатель )
07 июн 2015 17:58:58

Сейчас конкуренция в авиастроении жесткая. Но уникальность ситуации в том, что российский авиапром сейчас производит ряд уникальных продуктов:
  • амфибия БЕ-200 (контракты на 180 млрд. рублей, покупатели - США, Германия и прочие "авиаторы"), 

  • Ан-124 (заключен контракт на 4 самолета для ВВС Великобритании), 

  • Сухой Суперджет-100 (из евроконтрактов - VLM Airlines Бельгия и швейцарцы из Comlux (бизнесоператор), 

  • МС-21 на стадии производства 4 опытных экземпляров при подписанных заказах на 160 бортов.

  • Военная линейка "повелителей неба" хорошо знакома нашим заклятым друзьям, перечислять не буду.


Правда в том, что ни США ни ЕС не способны в ближайшие 15 лет представить реального боевого конкурента Т-50.

Мнения могут быть субъективными, но курс акций - вещь объективная + 200 % капитализации за последние полгода и рост оборота в десятки раз. Похоже вырастет новая "голубая фишка" (в смысле blue chip).

В отрасли гражданской авиации хорошо когда новая модель дает экономию 5-7 % в стоимости владения. А если, по словам оператора, его экономия составляет десятки процентов - это революция. Авиакомпании, перешедшие на российские самолеты будут более конкурентоспособны. Цена билета при высочайшем комфорте - фактор №1. 
Не удивлюсь, если в ближайшие годы мы столкнемся с ажиотажным спросом на российские новые самолеты. Ну что же, милостиво будем продавать буржуям 1 МС-21 по цене 2 аэробусов.
  • +0.15 / 10
  • АУ
 
 
 
 
 
  Cutlass ( Слушатель )
17 июн 2015 20:42:05
Сообщение удалено
Labi
19 июн 2015 11:46:32
Отредактировано: Labi - 19 июн 2015 11:46:32

  • +0.03
 
 
  Анатолий,Севастополь ( Слушатель )
07 июн 2015 12:42:21
Сообщение удалено

07 июн 2015 16:46:07

  • +0.02
 
 
  Удаленный пользователь
07 июн 2015 18:09:48

Вот когда оно снимет со своей руки Гугол Ватч (или как его там)(здесь было фото на одной из веток - искать лень, но точно было) и оденет "Победу" или на худой конец Петродворцовый Часовой завод (ежели он ещё жив) - тогда поверю. А пока что - Рыгающий Ибо показательно.
  • -0.02 / 8
  • АУ
 
 
 
  Alex_new ( Слушатель )
07 июн 2015 19:03:20
Сообщение удалено
Alex_new
07 июн 2015 19:12:09
Отредактировано: Alex_new - 07 июн 2015 19:12:09

  • +0.00
 
 
 
  avode43 ( Слушатель )
07 июн 2015 19:12:13
Прям как у Некрасова...
"Эх! эх! придет ли времечко,
Когда (приди, желанное!..)
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?
Когда мужик не Блюхера
И не милорда глупого —
Белинского и Гоголя
С базара понесет?"
Извините, если чтоУлыбающийся
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
07 июн 2015 20:04:46

А вы зря язвите. Я вот на своей даче флажек Российский, пусть и маленький, но повесил над окном. Не пиндосский, не британский,  Это из той же серии что и Гугл Ватч.
  • -0.01 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  zap ( Слушатель )
07 июн 2015 22:19:22
Сообщение удалено

07 июн 2015 23:31:05

  • +0.04
 
 
 
 
 
 
  folk ( Слушатель )
07 июн 2015 23:26:22

Не совсем удачный пример) У родителей три телевизора по числу комнат - огромный "рекорд" цветной из последних, "горизонт" 2000 года и philips. Работают все три, последние два используются постоянно и равноправно (разные интересы понимаешь). Но и рекорд когда включаешь - такой объемный звук идет что первые два кажутся после него поделками)) Правда кинескоп подсел - все таки 25 лет уже..
  • +0.02 / 2
  • АУ