Цитата: Олег_В_П от 24.06.2015 18:02:09Владимир Путин: иностранные организации шарят по школам России много лет!
Поддержку талантливой молодежи в России надо начинать со школ, а не университетов, чтобы иностранные организации не могли переманивать ее за границу. Об заявил глава государства, выступая на заседании Совета по науке, технологиям и образованию:
Вот говорили, сколько специалистов у нас уезжают, так мы с вами знаем: так называемые иностранные фонды по школам работают, сетевые организации просто шарят по школам России много лет — под видом поддержки талантливой молодежи, приводит слова президента ТАСС.
На самом деле, отметил российский лидер, «как пылесосом высасывают и все, уже прямо со школы абитуриентов берут, на гранты сажают и увозят. «И на это нужно обратить внимание», — обратился глава государства к участникам Совета.
Источник
Журналисты, как всегда, смешали всё в одну кучу. А между тем, есть две отдельные темы, хотя занимаются ими одни и те же лица или фонды - Путин говорил про перекачку мозгов со школьной скамьи, а Косачёв - про установление влияния в обществе через НКО. Про установление влияния в обществе писать не буду - и так активно перетирается на Авантюре. А вот по перекачке могзов - вставлю свои пять копеек. Особенно в аспекте передела мира.
В 2008 году, когда Барак Мухаммедыч только победил и получил президенское кресло, он одним из приоритетов внутренней работы своей администрации объявил реформу школьного образования. Мотив был задан провальными выступлениями амерских школьников на международном тестировании и олимпиадах по математике и науке (смесь естественных наук). Для примера - вот данные за 2011 год по тестированию учеников 4 и 8 классов:
- математика 4 класс:
http://nces.ed.gov/Timss/table11_2.asp- математика 8 класс:
http://nces.ed.gov/Timss/table11_3.asp- наука 4 класс:
http://nces.ed.gov/Timss/table11_4.asp- раука 8 класс:
http://nces.ed.gov/Timss/table11_5.aspСША отстают от азиатов (причём Китай представлен отдельно Гонг Конгом и Тайпеем), финнов и - о, ужос! - от совсем недемократических русских.
Но это - результаты тестирования, а на предметных олимпиадах успехи юных американцев ещё скромнее. Поэтому Мухаммедыч выдвинул тезис о том, что такая круто исключительная страна как США должна выйти ну хотя бы в тройку лучших стран как в тестировании, так и в олимпиадах по математике и естественым наукам к концу его первого президентского срока (об этих амбициях Мухаммедыча уже все забыли, но некоторые особо любопытствующие помнят
). А для этого было решено готовить свои кадры в американских школах. И закипела школьная реформа...
Однако громкие бульки не смогли скрыть простой факт - реформа была обречена на неудачу с самого начала, потому как в американских школах есть мощный системный перекос в сторону гуманитарных наук. Для понимания степени перекоса сравню современную американскую школьную программу с той школьной программой позднего СССР, по которой учился сам (просто у меня нет данных по современным школьным программам России, а искать их времени нет - всё время потратил на написание этого поста). Итак, по учебным часам:
математика - 6 уроков в неделю в России (СССР) при 10 годах обучения против 5 уроков в неделю в школах США (учеба длится 12 лет);
физика - 4 урока в неделю и 5 лет изучения (в десятилетней школе СССР) против 5 уроков в неделю и 1 года изучения предмета в школах США;
химия - 3 урока в неделю и 4 года изучения в десятилетних школах СССР против 5 уроков в неделю при 1 годе изучения в школах США.
ЗАТО:
по истории и обществоведению в 10-летках СССР было 2 урока в неделю со 2 или 3 по 10 класс, а в США - 5 уроков в неделю плюс бесконечные экскурсии в органы власти разных уровней все 12 лет учёбы (в США этот предмет называется Social Studies - обществоведение, но включает в себя элементы истории, географии, общестоведения, философии, и пр.). Причём Social Studies являются обязательной дисциплиной в США, на которую выделяются специальные кредитные часы.
Учтём, что в СССР была 6-дневная учебная неделя; в день от 4 (это почти выходной!) до 7 уроков, а в США 5-дневная учебная неделя, правда учёба - по 7 часов в день. Так что бщий объём учебной нагрузки в школах США и СССР различается не сильно, разве что кроме младших классов (в СССР младшие классы меньше учатсяв школе почти в 2 раза - 4 урока в день).
Вот и сравните распределние учебных часов и нагрузок по предметам - всё говорит само за себя. И исправить этот перекос можно только кропотливым трудом в течении нескольких десятилетий. Причина проста - тупо нет учителей, способных учить широкие слои детей математике и естественным наукам на уровне, обеспечивающем победы на олимпиадах, потому что система американского образования уже несколько десятилетий воспроизводит саму себя.
Мухаммедыч тужился-тужился, и родил "реформу" - создать в каждом штате по 1 школе с усиленным преподаванием математики и естественных наук. И тут реформа сразу и померла на руках у акушерок, когда поставили простой вопрос - а как туда детей набирать и где теи школы размещать? Ясно, что все китайцы и индусы сразу попрутся отдавать своих чад в те самые спец. школы. И зададут такой уровень знаний и отбора, что бледнолицые американы рискуют просто не попасть туда, ну разве что в единичных экземплярах, да и те будут детьми иммигрантов из СССР или России
Я не говорю о том, что цена на недвижимость рядом с такими школами сразу улетит в заоблачные дали. Да и где, опять же, набрать учителей на 50 продвинутых школ, Мухаммедыч тоже не сказал...
В общем, потуги с реформой имени Обамы оставили американское школьное образование в том же месте, откуда его пытались вытащить, но произвели на свет две вещи: модную сейчас в США аббревиатуру STEM = science, technology, engineering, mathematics (наука, технологии, инжениринг, математика) и несколько законов, упрощающих выдачу виз для тех, кто едет в США на работу по программам с этим самым волшебным STEM'ом. А вот последнее как раз и есть суть реформы Обамы: попытки решить проблему с производством инженерных, технологических и естественно-научных кадров силами образовательной системы США на официальном уровне признаны провалившимися, и поэтому решено облегчить импорт соответствующих кадров в США. Это решение - долгосрочное и даже стратегическое, потому как изменить систему образования в США в ближайшие 20-30 лет просто нереально. А инженеры и учёные для современной страны, тем более претендующей на исключительность, нужны в возрастающих количествах, иначе скоро придётся закупать оружие в Китае для американской армии.
Так что мозги выкачиваются из школ России не случайно - это идёт выполнение школьной реформы Обамы от 2008 года. Другого выхода у них просто нет - сама страна не генерирует своих физиков-химиков-математиков, поэтому остаётся только импорт мозгов. Причём в среднесрочной перспективе этот импорт будет только расти, потому как выпускники американских университетов по инженерным специальностям в основном едут с дипломами домой в Китай.
А америкакские граждане норовят получить дипломы врача, юриста или бизнес-администратора, потому как эти специальности лучше оплачиваются. А что вы хотели - рынок труда диктует свои приоритеты!
И руководству России надо чётко понимать, что в этой области американцам отступать некуда - они будут вести жёсткую игру на выкачивание мозгов и далее. И порадовало, что именно Путин говорит о проблемах с выкачиванием талантливых школьников. Значит, правильное понимание проблемы уже есть на нужном уровне руководства.