Цитата: Sir Max Merfie от 28.06.2015 20:14:00В науке мы формулируем понятие, причем весьма условно. В физике, например, единицы измерения ньютон, паскаль, ампер и т.д. они с той же легкостью могли бы быть изображены P, A и т.д., т.е. образность абстрактная. Иероглиф требует, чтобы мы придали шифровке конкретную образность, т.е. связали с материальным миром.
В любой науке основной является научное допущение. Мы говорим абсолютный ноль, но как это выразить иероглифом? Или абсолютно черное тело? Это нематериальные допущения. В гуманитарных науках это развито еще больше. Если вес тела Вы ощутить сможете, то, допустим объем правовой системы государства никогда, это не физическая единица. И тут у человека привыкшего формулировать мысль образом начинает возникать проблема, как осознать нечто этим самым образом.
Абсолютный ноль это как выглядит? Это холодно так, что слова застывают в полете? А Вы будете парится с восприятием "это как"?
В алхимии речь скорее идет о попытке зашифровать уже полученное знание, а не образно сформулировать.
Да, китайская наука могла формулировать научные сентенции, но делала их как правило в результате наблюдения.
Про мундиальную астрологию прошу поподробнее, т.к. я понимаю ее особенности несколько иначе. Я не вижу там образности или абстракции.
Ваши ответ весьма убедителен, однако, на мой взгляд опять же "есть нюансы". Т. е. мы с вами мыслим и смотрим на те или иные проблемы через призму привычного нам абстрактно-понятийного мышления в силу чего, нам часто сложно осознать возможность того или иного альтернативного побхода к описанию мира, а тем более его эффективности. Поэтому позволю себе пару замечаний:
1. Я не думаю, что для образного мышления или науки стало бы неразрешимой проблемой выразить или записать термины "абсолюно чёрное тело" или "абсолютный ноль". Хотя бы потому что они периодически сталкивались с необходимости выражения абстрактных для нас понятий, таких как "много", "бесконечность" или "вселенная". К примеру - Уроборос мог выражать массу понятий, включая бесконечность, а Египтяне, если мне не изменяет память обозначали понятие "вселенная" диском с чертой. При этом, кстати имелась довольно интересная особенность данного мышления, когда некое конкретное число, могло одновременно интерпретироваться как понятие "много". Поэтому, уверен, что данное мышление бы справилось и с передачей современных физических терминов. Если дать волю фантазии, можно даже попытаться представить себе каким образом. К примеру "абсолютно чёрное тело" вполне могла бы передать чёрная солярная свастика, т. е. образ чёрного солнца, отрицающего возможность любого света.
Более того, известны примеры из нашей науки, когда под неким абсрактным понятием первоначально подразумевалась вполне конкретная вещь. Например это сейчас термин "колличество теплоты" не имеет под собой никакого материального смысла, однако так было не всегда.
Впрочем, едва ли бы на практике, перед человеком с подобный сознанием возникла бы такая проблема. Дело в том, что в нашем мышлении развитие идёт путём конструирования нового термина, адекватно передающего то или иное абстрактное понятие. В случае же рассматриваемой ситуации развитие идёт скорее за счёт непрерывной эволюции образов, постепенно трансформирующихся один в другой.
2. Как я уже говорил выше, нам сложно оценивать насколько данный подход может быть эффективен на практике, т. к. мы как личности сформированы в совершенно в другой культурной и смысловой среде. Известно во всяком случае, что одни и те же явления с достаточной степенью адекватности на том или ином уровне человеческих знаний могут быть описаны различным образом (например - корпускулярно-волновой дуализм или теория теплорода, которая фактически лежит в основе классической термодинамики). Не говоря уже о том, что само понятие объективная реальность довольно условно, равно как и наша возможность его адекватного восприятия (апории Зенона тому пример). Поэтому мне трудно давать какую-то оценку китайской науке, тем более что кое-чего они реально добились. Например, с наших современных позиций, иглоукалывание - ересь полная, во всяком случае в той форме как его терапевтический эффект описывается китайскими авторами (в терминах "жизненная сила", "мужское и женское начало" и т. п,) однако что характерно - работает.
3. Наш современный способ описания мира через набор абстрактных понятий, по всей видимости также имеет свои ограничения. В современной теоретической физиче это ощущается довольно ярко, когда мы переходим уже к такому уровню абстракции, что она уже начинает требовать специальной интерпретации, и что самое характерное может вполне успешно быть интерпретировано различными способами, причём, порой с далеко идущими последствиям (как например - квантовое бессмертие).
4. Футюх оперирует терминами "первый дом", различными знаками зодиака и т. п. По мне - это именно попытка передать некую непонятную нашему сознанию сущность через осязаемый образ.