Эффект доминоНа прошедшей неделе новостные порталы активно комментировали аналитическую записку Bank of America Merril Lynch, из которой следовало, что институциональные инвесторы фиксируют длинные позиции на фондовых рынках США, а чистые продажи бумаг достигли максимальных значений с января 2008г.
Юрий ВишневецкийНа прошедшей неделе новостные порталы активно комментировали аналитическую записку Bank of America Merril Lynch, из которой следовало, что институциональные инвесторы фиксируют длинные позиции на фондовых рынках США, а чистые продажи бумаг достигли максимальных значений с января 2008г.
При этом хедж-фонды сокращают длинные позиции уже 9 недель подряд, а активными покупателями остаются в единственном числе частные инвесторы, основной объем продаж приходится на «голубые фишки».
Конечно, апокалиптические прогнозы зачастую способны испугать легковерных граждан, но надо отметить что в упомянутой записке Bank of America нет ничего нового. Рост капитализации не может вечно опираться только на дешевые и доступные деньги, а вот что касается реальных прибылей предприятий, то тревожные сигналы поступают уже довольно давно.
На графике ниже можно увидеть, что прибыль корпораций обычно начинает падать еще до того, как становится заметным снижение роста ВВП. К примеру, перед первой волной кризиса 2008г. мы могли наблюдать, как весь 2007 г. прибыль снижалась, а ВВП показывал уверенный рост. Похожая ситуация складывается и сейчас – темпы снижения ВВП пересмотрены до -0.2%, во 2 квартале ожидается уже не менее +2.5%, а прибыль корпораций мало того, что остановилась, она может начать снижение в любую минуту:
На данный момент пока нельзя сказать определённо, какими будут результаты 2 квартала, но можно отметить, что слишком многое уже поставлено на карту. В частности, вероятное повышение процентной ставки со стороны ФРС будет напрямую зависеть от результатов роста ВВП, может даже в большей степени, чем от инфляции или от занятости, поскольку неуверенный рост или даже снижение в течении двух кварталов подряд невозможно будет обосновать даже виртуозными манипуляциями с отчетностью.
По данным FactSet, в I квартале 2015 г. только 16 компаний из индекса S&P 500 опубликовали положительные прогнозы по прибыли, и это самый низкий показатель почти за 10 лет. Но это сомнительное достижение меркнет на фоне того, что ожидает FactSet по итогам второго квартала.
В очередном масштабном исследовании компании утверждается, что фондовый рынок США ожидает снижение доходности компаний входящих в рейтинг S&P 500, причем во втором квартале снижение составит -4.7%, а в третьем -0.9% и только затем вновь ожидается рост:
Всё взаимосвязано. Крупные инвесторы фиксируют прибыль и выходят с фондового рынка, прибыли корпораций замедляются, а по итогам 2 квартала и вовсе уходят в глубокий минус.
Обратите внимание на еще один график из того же исследования. Соотношение рыночной капитализации компании к годовой прибыли остается на исторически высоких уровнях. Если предполагается, что корпоративная прибыль будет падать, то и дивидендная доходность должна падать, однако в реальности эти параметры мало связаны.
На фондовом рынке США складывается парадоксальная ситуация, когда снижение прибыли корпораций никак не сказывается ни на цене акции, ни на ее капитализации. Дивидендная доходность акции тоже становится предметом манипуляций, поскольку уверенный рост капитализации может быть показан как признак успешной деятельности, и привести к тому, что дивидендная доходность становится более зависимой от объёма взятых кредитов, чем от прибыли.
Это – прямой результат сверх дешёвых денег, которые, кроме указанных перекосов, породили и другие, не менее странные формы заработка. В частности, моду на buyback, то есть обратный выкуп акций. Корпорации выпускают облигации, после их размещения выкупают с рынка собственные акции, чем способствуют росту цен и увеличению капитализации, что дает им возможность повторять операцию вновь и вновь. Все в выигрыше – акционеры получают рост активов, а менеджмент – огромные премии за удачный финансовый результат. В проигрыше только экономика, но кого интересуют подобные мелочи, когда нужно успеть взять от жизни всё, что можно, пока есть возможность.
Понятно, что вечно такая ситуация продолжаться не может. Если расчеты FactSet подтвердятся, то уже в ближайшем будущем можно будет ждать масштабного снижения индекса S&P 500 и быстрого развития долгового кризиса. Напомним, что EIA прогнозирует снижение объемов добычи нефти на ближайшие полгода, что в совокупности с вероятным снижением фондовых индексов даст кумулятивный эффект для всей энергетической отрасли, поскольку снижение объемов добычи будет сопровождаться снижением капитализации и прямыми убытками.
Собственно, может быть и ждать долго не придется. С 12 июня китайский индекс Shanghai Composite потерял почти 19% процентов стоимости, бесславно завершая стремительный рост в течении последнего года.
Росту индекса способствовали меры, принятые НРБ Китая и направленные на ограничение роста стоимости недвижимости. Меры оказались удачными, рынок недвижимости Китая потерял за 2014г. около 5% стоимости, ну а свободные средства устремились на фондовый рынок.
Итак, для США прогнозируется выход капитала из активов на фондовом рынке. В Китае этот выход уже начался, причем носит признаки обрушения, а не выхода. А последние новости из Греции могут послужить поводом для подобного сценария и внутри еврозоны.
Чрезвычайно жесткая позиция МВФ вынудила греческих чиновников выйти из переговорного процесса с кредиторами, впервые в истории Еврогруппа выступила с заявлением без подписи одного из участников, и, более того, отказалась предоставить отсрочку по платежам до 5 июля – даты проведения референдума. Ситуация стремительно развивается, и не исключено, что дефолт Греции будет объявлен уже 1 июля.
Таким образом, мы находимся перед началом периода масштабного движения капиталов. Любое событие может послужить толчком к «эффекту домино», что будет означать фиксацию прибыли в многочисленных пузырях, бегство из проблемных активов и выход в кэш, что приведет к росту волатильности на forex.
К примеру, власти Китая могут попробовать остановить обвал запуском масштабной программы стимулирования и залить возникающий пожар дешевыми деньгами, а могут и намеренно сжечь излишки спекулятивного капитала ради оздоровления экономики в целом. Какой путь они выберут – мы узнаем, скорее всего, уже в ближайшие дни.
Что касается ФРС, то вероятное обрушение фондового рынка уничтожит все основания для жесткой монетарной политики, поскольку ни о каким росте ВВП во 2 и тем более в 3 квартале речи быть не может. А значит, ФРС будет предпринимать какие-то иные действия, совсем не те, которые она активно пиарит последние месяцы.
Что все вышесказанное означает для доллара? Всё будет зависеть от того, какой сценарий выберет ФРС. Либо спасение американской экономики, а значит стимулирование и ослабление доллара, либо попытка удержать глобальную роль американской валюты, пусть даже цена для экономики США окажется слишком большой.
Юрий Вишневецкий,
блог,
FX BAZOOKA