Найдите отличия тех дней от наших.
Предыстория.
Священник Поршенской церкви написал просьбу-жалобу Вологодскому епископу чтобы тот воспретил Фадею Старцову строить мельницу. С обоснованием того, что вода затопит земли, принадлежащие церкви и другим крестьянам, а так же дорогу. То есть, батюшка борется за справедливость. Но не совсем тем путем. Землями распоряжались светские власти в уезде и ни как не церковные. Но тут получаются свои люди по службе, да еще в губернии. Епископ через свое влияние запрет пробил. Но Фадей не так прост оказался. Разоблачает подоплеку.
Стиль и орфография оригинала.
л.12 Подана августа 31 дня 1821 года
В Соль Вычегодской Земской Суд
Шалимовскаго стану деревни Семеновской от крестьянина Фаддея Старцова
Объяснение.
На объявленные мне во оном Суде присланной из Вологодскаго Губернскаго правления Указ последовавшей с сообщения Вологодской Духовной Консистории а во оной по резолюции Преосвященнейшаго Онисифора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго и кавалера на присланное к нему Поршенской Спасской нашей церкви от священника Василия Георгиева и пономаря Николая Поповых прошение якобы о самовольном мною с товарищами намерении строить вновь не на отведенной а на их церковнослужительской земле мукомольную на речке Городишной мельницу ниже мосту и проселочной дороги под затопление коей подходит будто бы их сенокосу на сорок копен да и дороги ж большие перенестись в должности может на их же общую с крестьянами земле в крайнюю им обиду и сверх того будто бы к имеющейся у меня, на той же речке Городишной вверху мукомольной мельнице замежевано от их церковнослужительской сенокосной земли на 15ть копен; и тем де покосом пользуемся мы и мешаем их собственности, то ежели я и ныне построю на их месте реченную мельницу то вовсе останутся они без сеннаго покосу и потерпят обиду л.12об коим по прочем просили в постройке мне на той речке Городишной вновь мукомольной мельницы на их церковнослужительской земле зделать воспрещение и постановленную в Земском Суде на оной Указ резолюцию. Сим честь объяснится имею нижеследующее
1е хотя вышеупомянутый проситель приходской наш священник Георгиев в посланном к Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому и кавалеру прошении по прочем приносит на меня с товарищи жалобу якобы в самовольном моем намерении строить вновь мукомольную мельницу на их церковнослужительской земле и затоплением оной воды будто бы я лишу их собственности но не справедливо а ложно потому что в прошлом 1819 году в октябре месяце возымели мы з братьями родным Федором и двоюродным Васильем и Иваном Старцовыми ж намерение устроить на речке Городишной на месте пришедшей в ветхость вновь во общей по генеральному отмежеванию нашей крестьянской и Поршенской Спасской церкви церковнослужительской под деревнями Казаковой и Голодяевой даче налевную мукомольную о двух поставах мельницу на строение коей в 12е число того ж октября и снабженья мы от сельского выборного и мирского своего крестьянского общества равно и реченного просителя священника Георгиева заручным мирским приговором а хотя бы следовало оной подписать л.13 дьячку и пономарю но тем как дьячка при нашей церкви тогда не находилось да и ныне не имеется а занимает ево место малолетний сын умершаго дьячка Воронцова Андрей обучающийся в уездном духовном училище а сенокосная земля частию подходящая под строение и затопление реченной мельницы пр(ежде?) владения без перемен священническая то мы с пономаря о рукоприкладстве к приговору ни мало просить за нужное надобностью не сочли в приговоре ж прикосновенных дач владельцы в числе коих и поминаемой священник Георгиев постановили за правило – на место затопленной нами земли получить от нас таковою ж з..та количество сенокосной по описи или мерою да мельничной амбар на (моей) стороне и строить ни мало в приговоре не помянули а оставили оное в волю нашу
2е когда получив мы позволительной на строение мельницы мирской приговор то я именованный о (учитений) надлежащего месту свидетельстве и потому о получении дозволительного указа в том же октябре месяце в ходил – с прозьбой в Соль Вычегодской Земской Суд, на которую по постановленной резолюции и командирован был из онаго на место сельский заседатель Сухих ко оной произведя л.13об надлежащее месту свидетельство и не найдя к постройке мельницы ник(ких) ни одного препятствующих причин представил таковое в земской Суд по разсмотрению коего Суд в 1819 ж году предписал Шалимовского нашего стану начальникам указом под постройку мне с товарищами мельницы просимое место отвесть (ста)новую постройку позволить что самое волостными начальниками исполнено и (ста)новое устроение нам мельницы позволено но о (у)добности места по верхнюю сторону проселочной дороги нимало в свидетельстве и указе не обозначено
3е а как мы почли в разсуждении затопления земли а особливо церковнослужительской менее и удобнее не по верхнюю а по нижную сторону проселочной дороги (непалой?) чтобы между станциями а лежащей только между селением не в другое какое место или дачи а теж самые против первого мирского приговора и менее ста сажень разстояния что самое удостоверить могу следствием при депутате с духовной стороны что действительно от устроения пониже дороги мельницы затопится удобной земли может быть менее а не так как священник прописывает на сорок копен но не может быть против того и наполовину
4е а дабы и сие было с воли волостных начальников и мирского общества переменение ямской малой проселочной дороги то я с товарищами в разсуждении приготовления материалов л.14 на строение мельницы снабжен и на сие в 25 число февраля сего года мирским ж приговором а когда вознамерится я с товарищами устраивать ниже дороги мельничную плотину, то дабы известно было о том и частореченному просителю священнику Георгиеву и произошло с воли ево просили мы от него благословения которой не только б объявил наше строение мельницы препятствие но даже по принесении на место святых образа Спасителева Евангелия и креста (сто)отправлении с водоосвещением на месте Нерукотворенному образу молебствия благословил духовн(е)ю а молитвою с окроплением святой водой устраивать нашу таковую плотину что самое могут заверить и бывшие при том немалое количество люда, да и от перенесения дороги церковнослужительской земли обиды и притеснения нимало б(ы)ть наложат (азо) е(с)ли таковая и последовала то я с товарищами обязаны им таковое ж количество отдать земли своей да и скотской выпуск где скот имеет продо(воль)ствие по соседственности и неимению разгороды находится в общем пазбище то (..сего) они церковнослужители не могут чувствовать нимало обиды, да и дорога по их церковнослужительской в поскотине земле насколько не перенесется.
5е что ж лежит до примежевания л.14об к прежде существующей предков наших мельнице церковнослужительской земли то об оном я нимало знать не могу ибо тому протекло времяни уже более тритцати лет то ежели бы сие было действительно так в праве были бы жаловаться о сем бывшие церковнослужители а он они Георгиев и Попов из чего и замечается что священник Георгиев и пономарь Попов иск свой начали производить единственно из одой своей к нам недоброжелательности видно за то самое как уведомился я после что при самовольном выборе на ныне существующее трехлетие теми церковнослужителями первым племянника а последним зятя Ивана Старцова в церковные старосты имел законное препятствие сотоварищ мой в постройке мельницы братан Иван Старцов же в чем до отобрания от тех церковнослужителей по той части ответа они и прозбы не имели к тому поводом. Сам пономарь Попов подал на себя вид сего года на сырной неделе в четверток а котораго числа не упомню – в доме тестя своего крестьянина Тимофея Воронцова при людях между прочими разговорами сказал мне сими словами что ежели зять ево Старцов не будет церковным старостой то на желаемом нам месте не быть оной нашей мельнице.
6е а как по невидимости л.15 мы до сего времяни ни от кого в постройке помянутой мельницы препятствующих причин по вышеписанным дозволениям реченную мельничную плотину и при ней людную жилую избу ниже сказанной дороги уже устроили то вместо подходящей под оную церковнослужительской с товарищи сенокосной земли по силе мирского приговора – таковое ж количество мерою или по описи где будет им угодно из своего по д(ер)евне владения отдать обязуемся безпрепятственно ныне же в чем в чем уже в Земском Суде от меня с товарищи имеется по сей части при деле от меня надлежащая и росписка
а наконец 7е объяснив все вышеписанные обстоятельства с приложением данных мне мирским приговором покорнейше прошу сие мое объяснение в Соль Вычегодской Земской Суд принять и по прописанным обстоятельствам выстроенную нами ниже дороги мельницу со службою оставить без перенесения ибо строение оной нами произведено нами не самовольно а действительно по приказанию вышеобъясняемых лиц (и судебнаго) места и потому оной и перенести мы не согласны и ежели мне с товарищи приказано будет перенести частоупоминаемую плотину и со службою то вовсе кра(..)нее могу я с товарищи придти великое раззорение и церковнослужителям с товарищи ж вместо походящей под оную земли согласно мирского приговора и нашей росписки таковое ж л.15об количество из владений наших деревни Семеновской чрез кого следует при депутате духовной стороны и сторонних свидетелях приказать отвесть подлинные ж мирские приговоры по разсмотрении выдать мне обратно и о всем оном (коль(в)но) просителей челобитие учинить законную резолюцию.
Июля 9го дня 1821 года
К сему объяснению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил
Э/то обращение в суд.
========================
А вот это епископу Вологодскому. Как живут и служат священники Поршенской церкви и чем они занимаются.
л.7 1821 года Июля 28 дня
Преосвященнейшему Онисифору Епископу Вологодскому и Устюжскому кавалеру
Сольвычегодскаго округи Шалимовскаго стану деревни Семеновской крестьянина Фаддея Старцова
Объявление.
Сего Июля 13 числа до обед пришел ко мне в дом приходской наш Поршенской Спасской церкви священник Василий Георгиев и по приходе сев в квартире на лавку говорил мне такими словами, что он пришел ко мне нарочно за исповедными деньгами на здачу имянных росписей, на что я ему священнику говорил что разве ныне росписи подает, то он Георгиев сказал что деньги сии мы собираем в четыредесятницу а с вашего де дому не взяты, то прошу отдать без чего и из квартиры нейдет, почему я и принужден был принести ему мешок с медною монетою денег спрашивал помногу он получает исповедных денег с человека, то он Георгиев сказал что по пяти копеек с каждой наличной в семействе состоящей души, в чем хотя я противоречил его требованию что сии деньги платить нам кажется не следует, но он сказал что не первый год берем по стольку, ибо пономарь Николай Попов в прошлом 1820м году тож по пяти копеек собирал, коих он Георгиев с меня при жене моей Александре и строшни..е (?) крестьянской девке Соло (так в ориг.) Поповых по числу семейства и получил л.7об пятдесят копеек, при получении же оных сказал мне что еще следует ему с брата моего жительствующаго однодомственно Федора Старцова ж получить и за крещение младенца, а как денег в мешке осталось еще довольно то я говорил ему что все равно нам коему ни есть платить но сколько и таковых следует на требование коих он священник сказал что с прочих за крещение берем по полтине и вы сами знаете, на что я Старцов ему Георгиеву говорил что пятидесяти копеек за крещение кажется не следует почему я сколько б не уменьшал за оное платежа но поколь при вышеписанных жене моей и строшни..е (?) до тритцати копеек не наклал ему Георгиеву то он денги не брал и из квартиры вон не шол же, каковых денег и получил он священник от меня всего восемьдесят копеек, получении о коих и по приходе в дом крестьянина Петра Бякова расказывал что он того дни получил от меня вышеписанное количество денег, а как я в последствии того времяни 17го числа при (с)лучившимся у меня крестьянам Захару Лубнину Трофиму Малых и Козму Бякова сказывал о настоятельном требовании и получении реченным священником не узаконенной платы с меня вышеписанных денег то из них Лубнин говорил что поп не теперечи на денги задорен и с брата де ево Родиона Лубнина взял за венчание брака по росписке на имя умершаго дьячка Воронцова пять рублей л.8 да и росписки не видал по которой де наследники того Воронцова взыскивают ныне другие с него деньги, а Трофим Малых говорил что и с него за венчание же пять же рублей да рубашку а за увольнительное письмо сестре его девице Марфе отданной сего года вЫльинскую волость в деревню Маркову Гору за крестьянскаго сына Данила Вешнякова в замужество за уменьшение против метрических тетрадей и имянных росписей лет вышло ему соломы ржаной и угощением вина не менее трех рублей, к чему подоспев с разговором нашей же деревни крестьянин, а братан мне Иван Харитонов Старцов же говорил при вышеписанных крестьянах что и он за венчание брака племянника ево Ивана же Семенова Старцова ж реченному священнику Георгиеву заплатил же денег дватцать пять рублей каковым требованием и взятием вышеписанных уповаю сверх указанной цены с меня денег реченной священник Георгиев и наводит мне обиду что может под тридневною присягою он Георгиев по-священству и сам скрыть усовестится да ежели и имянные росписи должно и приказано будет здавать нам то мы с протчими приходскими людьми обязаны на то очередоватся или собирать денги разрубом кроме ево Георгиева в коих также не терпят ли и другие приходские не сопряженныя ему родственнической и хлебосольственной связью люди равной мне обида, а в случае в чем либо против вышеписанныго ево священника запирательства л.8об то могут свидетельствовать вышеписанные люди под присягою от чего прибегая под защиту и покровительство. К сему
Вашего Преосвященства яко милостиваго отца и Архипастыря покорнейше прошу сие мое объявление принять и ежели вышеупоминаемаго священника Георгиева вышеписанные поступки есть противозаконны то о всем вышепрописанном зделать чрез кого следует надлежащее изыскание и что откроется с виновными поступить по законам и сверх следуемой указной за крещение младенца платы из восмидесяти копеек достальные с того священника Георгиева денги прошу взыскать и оными меня удовлетворить и о всем том учинить милостивую Вашу Архипастырскую законную резолюцию и мне удовольствие, а от платежа тому священнику Георгиеву в предел не законной за требы платы защиту.
Июля 18 дня 1821 года.
Объявлению крестьянин Фаддей Старцов руку приложил
__________________________________________________________________________
Отредактировано: В. Вилежаня - 10 июл 2015 18:46:36