Когда я пишу эти строки, ситуация в закарпатском Мукачево ещё далека от завершения и находится «в зоне неопределённости». Тем не менее, некоторые выводы сделать уже можно, и для центральных киевских властей они в любом случае будут, мягко говоря, нерадостными.
Собственно говоря, о том, что Украина неизбежно столкнётся с чем-то подобным, мы уже неоднократно писали. Писали ещё с начала 2014 года. И не только мы.
Главная проблема нынешней Украины — это отнюдь не Донецкая и Луганская народные республики, писали мы. И не «давший по тапкам» Крым, и не взаимоотношения с главной региональной державой, которой в Евразии и на её приграничных территориях по факту является Российская Федерация.
Главная проблема Украины — это экономический коллапс и очевидная делегитимизация опереточной киевской власти, опять-таки по факту не способной поддерживать хотя бы относительный порядок на выделенных ей «западным мандатом» подконтрольных как бы территориях.
Собственно говоря, нынешняя власть Киева базируется только на двух понятных вещах: тотальном контроле информационного пространства и не менее тотально «зачищенном» ещё во времена Януковича поле «оппозиционных лидеров» — именно и только по этим причинам все протестные акции населения пока что носят либо исключительно стихийный, либо вполне управляемый характер.
В первом случае они самораспадаются по причине отсутствия организации (и соответствующей логистики: это только эльфам кажется, что майданы могут питаться чаем от сочувствующих). Во втором — они распадаются тогда, когда управляющие решают, что эмоции граждан уже выплеснулись, «протест актуализирован» и можно его сворачивать.
Другое дело, что долго так продолжаться не может: несмотря на все промо-акции с «новой украинской полицией», центральная власть на Украине объективно стремительно слабеет. А не менее объективные экономические и социальные процессы на территории когда-то цветущей советской республики приводят к тому, что даже традиционно законопослушному населению становится элементарно «нечего терять».
Где и как всё это неизбежно «прорвется», в Мукачево или Одессе, Харькове или Запорожье — тут не суть важно.
Важно, что будет дальше.
А дальше — вот как раз можно ситуацию на кровавом примере Мукачево вполне себе даже и разобрать.
…Как бы ни действовала в данном случае центральная киевская власть — альтернатива у нее, мягко говоря, очень невесёлая.
Либо «выкорчёвывать» слабо контролируемый «Правый сектор», являющийся очевидной силовой опорой властей в ряде «проблемных регионов» (та же Одесская область, к примеру). Либо вступать в жёсткий конфликт с рядом довольно серьёзных региональных элит, которых идея делиться властью и остатками финансовых потоков с этими обмороками отнюдь не вдохновляет. И «казус Закарпатья» тут выглядит показательно.
Тут очень много всего.
Во-первых, этот регион был всегда, как минимум, «проблемным» для любой киевской власти, что при Кучме, что при Януковиче, что при Порошенко. И причин тому воистину великое множество: от неприятия местным обществом самих идей «украинства» на уровне едва ли не большем, чем в русскоговорящих регионах Юго-Востока, до почетного звания «контрабандистской столицы» всей украинской республики. Более того, по сути лояльность любой киевской власти здесь строилась исключительно по принципу «мы не лезем в ваши дела — вы не лезете в наши». И в этом смысле Закарпатье всегда имело статус своеобразной юридически не оформленной автономии.
Таким образом, поддерживать отморозков из «Правого сектора» при таких раскладах реально сродни безумию: тут есть все шансы получить даже не столько «второй Донбасс», сколько, учитывая крайне непростой этнический состав, скорее, «вторую Чечню». Ну, а если начать зачищать «Правый сектор», то к этому могут радостно присоединиться на юге и на востоке, и чем всё это закончится, вряд ли сможет предугадать даже Михаил Николозович Саакашвили. Которого под этот шумок радостные граждане вольного города Одесса могут и на родину, так сказать, депортировать.
И это ведь ещё не началась осень и пока не объявлен дефолт.
И даже если нынешние события в Мукачево окажутся, так сказать, «фальстартом» — настоящий «старт» при заданных условиях «соревнований» всё равно в любом случае неизбежен. Дмитрий Лекух