Чему-нибудь и как-нибудь. Реплика Александра Привалова
Отечественные специалисты провели так называемое НИКО (Национальное исследование качества образования). Результаты сравнили с итогами такого же, проведенного полугодом раньше.Так вот, оказалось, что способность решать простые математические задачи, такие, как в базовом ЕГЭ по математике или в начале профильного, у учащихся третьих-четвертых классов существенно выше, чем у семиклассников. Это, к сожалению, даже не сенсация.
В международных рейтингах наши малыши устойчиво держатся в лидерах, в то время как их старшие товарищи занимают места все ниже. Я говорю о двух международных программах: PIRLS, в которой оцениваются качество чтения и понимания текста на выходе школьников из начальных классов, и PISA, где оценивают образовательные достижения пятнадцатилетних ребят. Так вот, малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг – второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый. А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников. Так что в последний раз Россия даже и участвовать не стала.
Полазив по Рунету, легко убедиться, что уже многие весельчаки проводили этот нехитрый эксперимент: давали выпускные тесты решать младшеклассникам. Результат, говорят, всегда получается один и тот же: на тройку набирает большинство малышей. А теперь сопоставьте эти шуточки с какой-нибудь новостью нынешней выпускной страды. Например, с такой: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили. Увы, все ведет к печальному выводу: отечественная средняя школа понижает интеллектуальный уровень переходящих в нее детей. Напомню еще, что именно в первые годы после начальной школы большинство ребят резко теряют мотивацию – им совсем перестаёт быть интересно в школе.
Почему так? Если совсем коротко, то вот почему. С внедрением ЕГЭ отечественная школа утратила какой бы то ни было собственный смысл существования, став безбожно затянутыми курсами по подготовке в вуз. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах; выпускника же "школы — ступеньки в вуз" проверяют на ЕГЭ, экзаменах, якобы одновременно выпускных и вступительных. Школу это пришибло. По предметам, не выбранным для ЕГЭ, школьник может не учиться, а учитель его не учить, что повсеместно и происходит. Надеюсь, никому не надо напоминать, что двойки у нас как-то не очень приняты? Но ведь и по предметам, для ЕГЭ выбранным, школьника теперь не учат. Его натаскивают. В средних классах – к сдаче ГИА, то есть ЕГЭ промежуточного, в старших классах – уже к самому ЕГЭ. Начальная же школа, при всех своих сложностях, до сих пор оставалась оазисом, где худо-бедно учат – учат читать, писать, считать. Вот поэтому-то наши малыши умеют справляться с задачками якобы "для выпускника", а разучиваются только потом, после двух-трех лет дрессуры вместо учения.
Но эта лафа скоро кончится. В следующем учебном году уже и четвероклассников ждут "Всероссийские проверочные испытания". Минобразовцы старательно избегают произносить в этом случае звуки ЕГЭ, чтобы не пугать публику, но речь идет именно об этом, об очередном ЕГЭ теперь и в четвертом классе – и учителям начальной школы уже разъясняют, что к этому испытанию детей надо специально готовить. Чтобы, значит, уже и малышей не учить, а дрессировать на преодоление формализованных тестов. Чтобы дети теряли всякий интерес к учебе не к шестому, как теперь, а ко второму классу. Мы всю эту механику уже наблюдали в старших и в средних классах, а потому дальнейший ход событий легко предсказать.
Уровень минимального аттестационного порога – он ведь должен быть единым для всех школ страны! – по необходимости будет очень низким, но именно на него будет впредь ориентироваться массовая начальная школа. И когда она станет готовить к "своему" ЕГЭ, начиная с первого класса, она будет готовить по минимуму – точно так же, как теперь готовят к ГИА и к ЕГЭ. Лишь бы проскочили. Про уровень подготовки среднего выпускника школы и сейчас к ночи лучше не вспоминать, а уж лет через семь-десять…
Но Министерство образования и тогда не затруднится докладывать, как все в школе замечательно и вот-вот станет еще гораздо лучше.К О М М Е Н Т А Р И Й:
Ограничусь "работой над ошибками".
"А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников. Так что в последний раз Россия даже и участвовать не стала."По всей видимости это ошибка Привалова.
Россия приняла участие в PISA. "Например, с такой: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили."1. В досрочный период большинство сдающих -- выпускники прошлых лет и вечерних школ. Их результаты всегда на порядок ниже.
2. В досрочный период действовала другая (более строгая шкала). И порог был выше.
"С внедрением ЕГЭ отечественная школа утратила какой бы то ни было собственный смысл существования, став безбожно затянутыми курсами по подготовке в вуз. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах; выпускника же "школы — ступеньки в вуз" проверяют на ЕГЭ, экзаменах, якобы одновременно выпускных и вступительных. Школу это пришибло. По предметам, не выбранным для ЕГЭ, школьник может не учиться, а учитель его не учить, что повсеместно и происходит."Необоснованный наезд на ЕГЭ.
Экзамены в школах (кроме русского и математики)
отменили в 1989 году. Именно тогда реализовались условия, при которых "школьник может не учиться, а учитель его не учить, что повсеместно и происходит"
ЕГЭ появился официально через 20 (
ДВАДЦАТЬ!!!!) лет.
" Но ведь и по предметам, для ЕГЭ выбранным, школьника теперь не учат. Его натаскивают. В средних классах – к сдаче ГИА, то есть ЕГЭ промежуточного, в старших классах – уже к самому ЕГЭ."Не учили и не натаскивали с 1989 до 2009 года. Теперь ЕГЭ заставил шевелиться хотя бы учителей математики и русского языка.
Без ЕГЭ было бы намного хуже, просто никто бы об этом не знал. ЕГЭ высветил зримо эти проблемы.