S&S: Из-за санкций Россия не усилит флот – но региональной державе и такого хватит
Амбиции Москвы по обновлению Военно-морского флота, которые вновь вышли на передний план во время недавней поездки Владимира Путина в Калининград, столкнулись с новыми трудностями в виде западных санкций, пишет Star and Stripes. Эти антироссийские меры блокируют импорт «
чрезвычайно важных деталей» для боевых кораблей, в то время как экономический кризис опустошает государственную казну.
Российскому ВМФ уделяется огромное внимание в новой программе Кремля по перевооружению, на которую с 2010 по 2020 год планируется потратить порядка 340 миллиардов долларов. Конечная цель – обновление 70 процентов Вооруженных Сил России.
В стране продолжается строительство атомных подводных лодок. На ранней стадии находятся контракты по производству малых ракетных кораблей и фрегатов. ВМФ также намерен обновить старые крейсеры и начать работу над большими противолодочными кораблями, которые должны поступить на службу в 2020-х годах.
Как отмечает военно-морской эксперт CNA Corp Дмитрий Горенбург, главный упор в ВМФ делают на стратегическое сдерживание и оборону территории. По его словам, подобный флот в отличие от американского мало подходит для масштабных морских сражений, но с помощью него можно «
по крайней мере, угрожать соседям и многим странам НАТО».
Между тем, подчеркивает издание, даже если эти планы воплотятся в жизнь, российский флот останется «
бледной тенью» советского, который в 70-80-е годы насчитывал в Средиземноморье более 50 боевых кораблей и вспомогательных судов.
К тому же многие эксперты считают, что еще до «
удара санкциями» Россия установила слишком высокую планку. Как и во многих других странах, производство важных военных систем за последние двадцать лет страдает от задержек и перерасходов.
Так, первая из новейших российских атомных подлодок класса «Борей» поступила на службу в 2013 году, хотя и была заложена в 1996. Ее появление замедлили трудности с баллистической ракетой «Булава», которой вооружена эта субмарина.
Недавнее напряжение отношений с Западом лишь усугубило ситуацию. Ключевые компоненты, включая произведенные в Западной Европе микропроцессоры, оказались недоступны российским кораблестроителям. В связи с проблемами импорта газовых турбин из Германии возникли вопросы относительно будущего новейших корветов, включая судно «Гремящий». Решение Украины прекратить производство турбин для двух новых фрегатов «Адмирал Григорович» и «Адмирал Горшков» привело к заморозке их строительства.
Подобные отсрочки затронули весь флот. Только один из восьми запланированных фрегатов аналогичных «Адмиралу Горшкову» имеет турбины, что задерживает их поступление на службу Северного и Тихоокеанского флотов. Из шести фрегатов подобных «Адмиралу Григоровичу», относящихся к Черноморскому флоту, только три гарантировано получат турбины.
Каждый из этих флотов, в свою очередь, принимает участие в российском Средиземноморском флоте, который был создан в 2013 году. «
Нежелательные последствия эпизода с Крымом, вероятно, ослабили охват России в восточном Средиземноморье», - полагает военно-морской эксперт лондонского Международного института стратегических исследований Ник Чайлдс.
Российские чиновники уверяют, что они заменят зарубежные компоненты отечественными. Страна даже приступила к амбициозному проекту быстрого расширения свое военно-промышленного комплекса. Однако, отмечает издание, на этот процесс уйдут, по меньшей мере, несколько лет, и он непременно столкнется с финансовыми трудностями, охватившими страну.
Устойчивое снижение цены на нефть, «
экспорт которой приносит России основную выручку», довел государство до кризиса и вызвал падение рубля. Всемирный банк прогнозирует, что российский ВВП сократится на 2,7 % в этом году, прежде чем начать постепенное восстановление в следующем.
На взгляд Горенбурга, именно проблемы с бюджетом привели к замедлению строительства субмарин проекта «Ясень», первая лодка которого «Северодвинск» удивила даже американских кораблестроителей. Согласно первоначальным планам, 8 подлодок этого класса поступят на службу ВМФ к 2020 году. Но военный аналитик считает, что к тому времени их будет выпущено не больше трех.
Несмотря на задержки, проблемы с финансирование и нехваткой компонентов российский ВМФ остается «
региональной силой со способностью патрулировать собственную территорию», признают эксперты. И это не маленькое достижение для страны, береговая линия которой простирается вдоль двух континентов и трех мировых океанов.
«
В отличие от американских ВМС, в настоящий момент они не собираются патрулировать весь мир, – подчеркивает Горенбург. –
Поэтому вполне достаточно, что они могут патрулировать соседнюю территорию на тихоокеанском и европейском театре».
http://russian.rt.com/inotv/2015-08-03/SS-Iz-za-sankcij-Rossiya-neВМФ нужны лёгкие крейсера, эсминцы, фрегаты, корветы и прочие корабли с максимальным водоизмещением до 16 000 тонн. Строить монстров водоизмещением от 16 кт и выше абсолютно бесперспективно и неэффективно в силу ограниченности возможностей по созданию большого количества таких кораблей из-за их дороговизны, в том числе в обслуживании. А толку от нескольких таких кораблей на всём флоте почти нет. Лучше иметь два корабля по 10 кт или три по 7 кт чем один с водоизмещением 20 кт. В общем нужны рабочие лошадки, а не показушная гигантская махина от которой немного проку. К подводным лодкам стратегического назначения вышенаписанное естественно не относится и к авианосцам тоже.