отсюдаАльбом года: YES "90125""Когда я впервые услышал этого уродца
"90125", моими первыми словами были - это не YES" - Стив Хау (1988)
"Слушая
этот альбом, только сейчас понимаешь, насколько модернистской была та интерпретация
музыки YES. Возможно, это была совсем другая группа, но в команду вернулся Джон,
и мы не могли назвать ее иначе, чем YES" - Алан Уайт (1991)
"Если
бы я тогда знал, что эти песни войдут на диск YES, то наверняка сделал бы их чуток
другими с точки зрения аранжировок и оркестровки" - Тревор Рэбин (1996)"90125",
несмотря на вполне приличную коммерческую популярность, всегда занимал в дискографии
YES двоякое положение: гениальное творение, не только постоянно подвергаемое насмешкам
и критике не только западных и доморощенных российских журналистов, но разрывавшее
на части стройные ряды фанатов группы по обе стороны Атлантики. Им восхищаются
не самые горячие поклонники группы, его же клянут самые верные апологеты Yes,
по уши влюбленные в "Tormato" и "Fragile". С этим трудно не
согласиться и с этим невозможно примириться. Потому что именно в борьбе противоположностей
- основная идея успеха "90125".
А идея YES, как одной из лучших прогрессивных
формаций 70-х, общепризнанно был отполированный звук, выразительный ритм, красочные
гитарные соло, плавные органные переливы и многоярусные вокальные партии. Сюда
же добавим временами абсолютно нечленораздельную лирику и талантливое сочетание
текстур рока и более древних музыкальных жанров.
Соответственно этой идее подбирался
и состав участников YES, те, кто по тем или иным параметрам не входил в "идеальные"
и довольно жесткие рамки, увольнялся добровольно или принудительно. Возможно,
именно такие довольно жесткие и не всегда приятные моменты позволили команде держаться
на плаву, да еще в верхних эшелонах на протяжении всех 70-х. Однако даже те, что
уходили после одного-двух альбомов, были несомненными виртуозами-самоучками, чуждыми
стереотипам. Независимо от всех прочих причин и обстоятельств, эта группа была
могла играть что угодно - рок, джаз, классику, поп… То есть то, что мы называем
"музыкой YES". А потому, составить конкуренцию этой прог-банде могли
только ELP, да KING
CRIMSON с GENESIS.
К концу 70-х, с
приходом панка, новой волны и диско, позиции классического рока, в том числе и
прогрессивного, весомо пошатнулись. YES. Тем не менее, продолжали наслаждаться
славой и коммерческой удачей, стабильностью состава и (видимым только снаружи)
удивительно дружелюбными отношениями внутри команды. Казалось, у Криса Скуайра,
Стива Хау, Рика Уэйкмена, Алана Уайта и Джона Андерсона всё отлично. Это вполне
доказали диски "Going For The One" (1977) и "Tormato" (1978).
Тем более поразительной и жестокой неожиданностью стал уход Андерсона и Уэйкмена.
Соответственно, выпущенный в новом составе (клавишные - Джефф Даунс, вокал, продюсирование
- Тревор Хорн) "Drama" (1980) был слишком "модным" по звуку,
благодаря присутствию Хорна, клавишные - слишком цветистыми, а голос никак не
походил на детские "причитания" Андерсона. Это была умная и компетентная
музыка, но не более того. Все поняли - YES пришел конец.
Не будем следовать
за разошедшимися в разные стороны участниками YES, последуем за теми, кто предпочел
держаться вместе. Скуайр и Уайт решили возобновить союз с первым клавишником YES
Тони Кэйем, а когда к этой группировке присоединился гитарист/певец Тревор Рэбин
- выходец из ЮАР, музыканты решили основать команду CINEMA. До возрождения YES
оставался один шаг.
Рэбин родился в Африке в 1954, с пяти лет играл на фортепиано,
а в двенадцать освоил гитару. Первую группу собрал в 68-м. Перебравшись в Британию,
Тревор играл на басе и гитаре в разных составах. Занимался сессионной работой,
писал музыку, в 72-м основал команду RABBIT. В конце десятилетия это был вполне
сложившийся опытный музыкант с неслабым композиторским багажом, оригинальной гитарной
техникой и интересной вокальной манерой, автор нескольких сольников. В 81-м на
него обратил внимание Крис Скуайр, искавший соавтора и певца для новой прог-группы,
способной заменить YES. Именно авторский союз Рэбина-Скуайра при поддержке того
же Тревора Хорна как продюсера стал основой материала, который планировался к
изданию в качестве дебютника Cinema. Но тут на арене вновь возник Джон Андерсон.
Ко всеобщей неожиданности (особенно недоумевал Рэбин, собиравшийся еще и петь
всё это) Джон заявил о желании стать "подельником" бывших и новых корешков
и даже написал стихи к большинству треков. А поскольку (даже учитывая приличную
разницу от того, что представлялось всем еще лет 5 назад как группа YES) состав
этот уж больно напоминал о былой славе, окончательным решением стал выпуск нового
альбома под старой торговой маркой.
Ясно, что вернувшийся Андерсон внес свою
лепту не только в вокальные гармонии, он прекрасно ужился с Рэбином, чьи композиторские
идеи доминировали в "90125". И это было замечательно! Не только группа
получила новую жизнь, но любители прогрока всех времен получили прекрасный диск,
который и сейчас слушается свежо и нестандартно.
"90125" испытал
на себе достаточно обвинений в попсовости и примитивизме. О.К., мелодии его песен
действительно очень мелодичны, их легко петь вместе с бандой: если это брать за
"попсовость", я голосую "за" всеми четырьмя конечностями.
А скажите, какой из предыдущих альбомов YES стардал отсутствием запоминающихся
враз мелодий? Примитивизм же здесь путают с большей жесткостью исполнения и продюсирования,
с "роковость", причем, в основном из-за гитары. Там, где Бэнкс (первый
гитарила группы) и Хау извлекали тончайшие хрупкие звуки, Рэбин использовал весомые
аккорды и мощные риффы (которых, впрочем, в музыке ранних YES - тоже хоть отбавляй).
Что поделать, у парня была своя манера, свои взгляды на музыка, чем это плохо?
К тому же, в отличие от того же Хау, он не собирался брать пример с предшественников,
"занимать" у них отработанные ходы и фишки (и вообще, как уже упоминалось,
эта музыка писалась им не для YES). Конечно, "90125" отличается от всего,
что делала группа раньше, но в то же время он чем-то неуловимо близок к самым
ранним работам Yes… не, я понял, чем - искренностью. А теперь чуток подробнее:
"Owner
Of A Lonely Heart" открывает альбом и задает ему темп и настроение: богатые
гармонии, прекрасная мелодия, глубокая текстура, бросающий в дрожь голос Андерсона,
масса удивительных моментов, пауз и других инструментальных находок (гитара -
чистейший хард-рок, а барабаны Уайта молотоподобны). Хит на 100%, причем хит,
звучащий современно и актуально даже сейчас, по прошествии двадцати лет! Недаром
ее среднюю оркестровую часть до сих пор эксплуатируют… рэпперы.
"Hold
On" - подарок "йесовским" фанатам благодаря распевкам, характерным
только духу этой команды. Кстати, большую часть песен с этого альбома вполне можно
использовать в качестве вокальных тренировок поющим в манере а капелла.
Восточная
тематика в "It Can Happen" ласкает ухо любителя арт-рока и еще раз показывает,
на что способны YES в плане написания настоящей прогрессивной музыки. Здесь заметно
классическое гитарное образование Рэбина, а равно и его тяга к исполнительской
манере а-ля Джон МакЛафлин.
"Changes" - вот причина того, что весь
альбом называют "попсовым", но какой это поп-рок, убедитесь сами!!!
Невероятная клавишная работа Тони Кэя (блин, расцеловал бы…), замечательный голос
Рэбина, уступающий поле боя Андерсону только в припеве, и не уступающий ему ни
в чем по силе и силе эмоций! Энергия и драйв, отточенный и красивый инструментал
- это всё характеристики трека.
"Cinema" - единственная инструментальная
композиция, перерастающая в боевую "Leave It", - кусок так никогда и
не записанной 20-минутной вещи "Time", которая готовилась для проекта
CINEMA (потому так и назван отрывок). Всего 2 минуты интенсивного звучания - и
первая в истории YES награда Grammy за лучший рок-инструментал. Вокальные "американские
горки" в "Leave It" (вновь а капелла) уболтают любого, а музыка
прекрасно демонстрирует попытку (и небезуспешную!) возврата YES к собственным
корням.
"Our Song" и "City Of Love", возможно, самые простые
композиции альбома, это прообраз АОР, но и в таком случае - лучший его образчик.
Заключительная
"Hearts" - помпезная вещь с двумя лидер-вокалами, утонченные моменты
сменяются мощными и тягучими вставками (хороша перекличка органа с гитарным риффом)
- хоть сейчас готова в ряды нео-прогрессива.
Единственным весомым минусом "90125"
было и остается… его оформление. То пиршество красок и фантасмагорических идей,
что заполняло кавера всех предыдущих дисков YES с легкой руки (и кисти) Роджера
Дина, сменилось скромной серой обложкой, отсутствием привычного логотипа и лаконичным
(почти убогим) содержанием буклета.
Итак, время "90125" стало периодом
возрождения группы, которую многие уже похоронили. Мало того, из-за новшеств,
связанных с использованием современного электронного звука (все тот же продюсер
Тревор Хорн на пару с тезкой Рэбином) и более жестких музыкальных структур, к
лагерю сторонников YES примкнули тысячи новых фэнов. Группа заинтересовала новые
поколения, перешагнув опасную трещину между циклической сменой веяний в рок-музыке,
что бы там ни говорили злопыхатели (по ночам в подушку фанатеющие по "90125").
Если вы давний поклонник YES, то, конечно же, не прошли мимо этого уникального
диска, если вы любите поп-рок, то найдите его и, как минимум, послушайте. Если
вы тащитесь от харда или …альтернативы, всё равно - дайте себе шанс познакомиться
с этим альбомом поближе. А вдруг оно окупится?
К сожалению, следующий диск
YES "Big Generator" (1987), записанный в том же составе, не только не
достиг планки качества и успеха "90125", но вновь поставил группу на
грань развала. Два состава несколько лет спорили о правах на название "Yes",
а потом, объединившись, создали странный продукт "Union" (1991), почти
вернувший команде былой статус одной из величайших формаций на небосклоне прог-рока.
Но об этом - как-нибудь в следующий раз…
Отредактировано: ахмадинежад - 09 июл 2013 02:46:15
левохристианский православный исламист
Китайская мудрость: "НИ ССЫ!!!" означает "Будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины"
"... только дураки учатся на своих ошибках..." Отто фон Бисмарк