Эрдоган, сидя в одном нижнем белье, задирает подол служанке в хиджабе и похабно улыбается. В таком виде турецкого президента изобразили французские сатирики
Charlie Hebdo после его дерзкой реакции на речь
Эммануэля Макрона о жестоком убийстве учителя средней школы в пригороде Парижа.
Современному турецкому султану не понравились слова французского президента о радикальном исламе и французских республиканских ценностях, и Эрдоган перешел на личности, предложив Макрону «провериться». Конфронтации между Парижем и Анкарой не заставила себя ждать.
Опубликованная карикатура подлила масла в огонь, еще пуще разозлив султана. Но французскому сатирическому еженедельнику только того и надо: если публикация вызывает резонанс, в издании — праздник.
На еженедельник, как и ранее на греческую
«Демократию», в Турции уже подали в суд, так что отдых в Анталье французским карикатуристам — можно с уверенностью сказать — заказан. Но «Эбдо» не привыкать получать за свою профессиональную (читай: провокационную) деятельность. Уголовные дела, которые завели на некоторых сотрудников издания в Турции, — просто цветочки по сравнению с терактом пятилетней давности, который унес жизни 11 человек.
Чего-чего, а смелости французам не занимать. Перепечатка карикатур на пророка Мухаммеда, из-за которых издание и подверглось атаке джихадистов в 2015 году, уже подняла градус напряжения до критической отметки. За годы существования «безответственного журнала», как сами себя называют «Эбдо», на редакцию и авторский состав неоднократно покушались: были теракты и реальные жертвы, однако эффект это производило ровно обратный — сатира становилась только злее.
Удивительно, как одна картинка способна вывести из равновесия политика такого масштаба, как Эрдоган, у которого уже давно должен выработаться сильнейший иммунитет к критике любого рода из-за специфики работы. Но удивляться не приходится: Эрдоган — президент очень обидчивый, и подобное, в отличие от других глав государств, которые не обращают внимание на сатирические вольности, не спускает на тормоза. К тому же на него смотрит весь мусульманский мир, а это обязывает соответствовать тому неоосманскому имиджу, который он себе придумал.
Теперь же, когда султан рвет и мечет, он на свою беду совсем забыл об эффекте Стрейзанд, когда каждая новая попытка «стереть нежелательную информацию» вызывает лишь еще большую «вирусную» реакцию, характерную для данного социального феномена. Как результат: картинки из еженедельника в ряде городов начали проецировать на административных зданиях, а несколько французских регионов даже выступили с инициативой издать сборник религиозных карикатур, чтобы затем разослать их по всем школам и лицеям.
ист