Кто и как убивает "Калашникова"Русская гордость – концерн Калашникова - разочаровал поклонников своей знаменитой продукции. Западные санкции, коснувшиеся всей оружейной промышленности страны, оказались разрушительными для ряда производителей. Государственные субсидии так же не спасли положения. Под угрозой оказались все – от производителей игр до страйкболистов.
А виной всему – отвратительные законы в области обращения гражданского оружия. Но обо всем по порядку.
Наверное, каждый русский человек гордится изобретением своего соотечественника. Автомат Калашникова украшает гербы и флаги десятков стран по всему миру, в некоторых странах дети получают имена в честь АК, а сам автомат и его модификации занимают 15 % от всех единиц стрелкового оружия в мире. Что же сделало это изделие столь известным и популярным в мире?
На сегодняшний день у продукции ижевского механического завода есть огромная армия поклонников по всему миру не только среди силовиков, но и среди гражданского населения. Калашников упоминается в нескольких десятках музыкальных произведений, клипов и фильмов.
Но, пожалуй, самое большое распространение автомат получил среди аудитории компьютерных и военно-спортивных игр. Понимая, что в игровой индустрии и киберспорте крутятся огромные деньги, а популярность данных направлений год от года растет,
обновленный Концерн «Калашников», конечно, захотел получить свой лакомый кусочек. Особенно в условиях острой нехватки доходов от продажи оружия.Справедливости ради стоит отметить, что несколько лет подряд и другие заводы, работающие в этой отрасли, испытывают большие трудности.
Завод «Молот» (также производитель стрелкового оружия) выставлен на продажу, с долгами на сумму в 150 миллионов рублей, было признано банкротом оружейное предприятие АКБС, обанкротить завод имени В. А. Дегтярева в городе Ковров пытался МДМ-банк. Также Тульский оружейный завод три года назад
стоял на грани банкротства, да и сам ОАО "Ижмаш" еще 6 апреля 2012 г. был признан банкротом.
Выжили предприятия лишь благодаря государственному субсидированию и повторять плачевную практику, конечно же не хотят.
Концерн «Калашников» переживал тяжелые времена еще несколько лет назад, до обострения геополитических отношений РФ и Запада.
К концу 2010 года долги завода составляли 13,7 млрд руб., а чистый убыток предприятия равнялся 1,7 млрд руб. Девять компаний группы «Ижмаш» были признаны банкротами, в отношении еще 11 предприятий, в том числе ОАО «Ижевский машзавод», ОАО «Концерн «Ижмаш», ДОАО «Ижевский оружейный завод», ОАО «Ижмашстанко», ОАО «Ижмашэнерго» кредиторами были поданы заявления о банкротстве. Весной 2011 года, был сорван гособоронзаказ, а в сентябре 2012 года более 200 рабочих одного из цехов завода получили зарплату 2,5-3 тыс. руб.
Тогда, из-за неграмотных действий руководства, предприятие находилось на грани уничтожения, а работники были вынуждены
устраивать митинги.Сегодня, на фоне отсутствия массовых заказов и плачевного состояния других заводов, производящих стрелковое оружие, концерн, ожидаемо, пытается найти доходы там, где раньше искать их и в голову бы не пришло. Занимается концерн «Калашников» получением прибыли со всего, что может хоть отдаленно напоминать его зарегистрированную торговую марку.
Издатели фильмов, компьютерных игр и других продуктов, в которых используется бренд «Калашников» или его изображения, теперь вынуждены заключать с концерном лицензионное соглашение на использование бренда. Отмечается, что «Калашников» уже
ведёт переговоры с крупнейшими представителями индустрии онлайн-игр и производителями страйкбольного оружия.
Форма этих «переговоров» отдаленно напоминает недалекие 90-е. Письма, кстати, есть в открытых источниках.
Юристы концерна рассылают послания с требованием выплаты гигантской компенсации за использование "интеллектуальной собственности". Данные письма уже получили несколько страйкбольных магазинов, в письме значились суммы в 1-1,5 млн. рублей. Конечно, гиганты, давно зарекомендовавшие себя на рынке своих индустрий, вполне могут позволить себе оплатить КК требуемые суммы, переложив бремя на своих клиентов. Но что остается делать тем, кто еще только начинает свой путь и пытается пробиться на рынок? Закрывать проекты?
Переговоры уже принесли концерну «Калашников» первые результаты:
• На сайтах некоторых магазинов исчезли все упоминания, связанные с продукцией «АК»
• Научно-производственное объединение «АЕГ» - разработчик и производитель электропневматического оружия российских образцов для страйкбола уже сообщило своим клиентам о сворачивании работ по своим проектам, в частности АЕГ-12;
• Концерн
подал иск к интернет магазину детских товаров "myToys.ru" являющихся проектом ООО ткомпании "МТ клик".
Тон переговоров не новинка для КК. Ранее, в мае 2012 года, гендиректор НПО Максим Кузюк в интервью прессе заявлял, что компания вела переговоры с семьей конструктора Калашникова о том, чтобы «Ижмаш» эксклюзивно представлял бренд «Калашников» и имел возможность «определять политику его использования». По его словам, это позволило бы более эффективно поддерживать и развивать бренд, одновременно обеспечивая гарантированный доход семье конструктора. После консолидации эксклюзивных прав на «Калашникова», руководство «Ижмаша» стало выпускать под брендом «Калашникова» и другую продукцию, начиная от одежды и заканчивая сувенирами.
Затем «КК» просто
отсудил права на бренд у семьи конструктора. Сам легендарный конструктор бесплатно передал предприятию «Ижмаш» права на использование своего имени еще в мае 2013, а соответствующие документы были подписаны в феврале. Предоставление прав на использование своего имени для Михаила Тимофеевича Калашникова стало его прощальным подарком Родине.
Тогда, стоимость бренда «Калашников» оценивалась экспертами в 10 млрд долларов, а ее потенциальный рост – в 100–150 млрд долларов. Как сообщали СМИ со ссылкой на неназванный источник, «Ижмаш» был готов предложить Калашникову от полутора до трех миллионов рублей за возможность использования имени конструктора в названии вновь создаваемого концерна но Михаил Тимофеевич отказался от денег.
Итак, на сегодняшний день картина далека от оптимистичной. Теперь любителям недорого погонять в страйкбол с китайским приводом российского образца концерн потихоньку перекрывают кислород. И происходит это не только в России, ТМ
уже зарегистрирована в Китае.
Производители приводов из других стран тоже не смогут остаться в стороне, так что их продукция, наверняка, вырастет в цене.
Таким образом, КК, наверняка, хочет уменьшить конкуренцию на рынке страйкбольной продукции. Зачем делать качественные изделия и конкурировать с другими производителями, у которых уже есть имя, если можно завалить их исками и без труда занять их место на рынке?
О разработке собственной модели АК-74М для игры в страйкбол «Калашников» заявил еще в декабре 2016. Руководство концерна напрямую заявило, что старается защитить свои права на бренд в мультфильмах и видеоиграх содержащих изображение оружие, а Права концерна
так же распространяются на такие товарные знаки, как «Калашников», «Сайга», «АК47», «АК74» и внешний вид всей продукции.
Так что не исключен вариант, при котором с целью экономии средств, разработчики фильмов и видеоигр просто прекратят использовать в своих продуктах разработки концерна.
Неясно одно, зачем пытаться поддерживать на плаву огромными гос. субсидиями крупнейшие оборонные предприятия страны, если для их нормального существования достаточно открыть дорогу на внутренний рынок?
Российский рынок гражданского оружия на сегодняшний день приходит в упадок, происходит это, в том числе, в силу опасений властей, не исключающих различных эксцессов перед грядущим чемпионатом мира по футболу 2018 года. Поэтому на внутренний рынок производители даже не рассчитывают. Сюда добавляются проблемы с законодательством: оружие в России – довольно проблемное и дорогое удовольствие.Получается, что в нашей стране проблема не может решиться с помощью законов и грамотного менеджмента, вот и приходится «Калашникову» крутиться, как может.
Из последних печальных новостей о КК:«Ростех» уже объявил о продаже акций "Калашникова" и увеличении доли частного бизнеса до 75%.
Штампуется продукция для армии, которую государство не спешит покупать (РПК-16
взяли только опытную партию, неясна ситуация с АК-12), продолжая использовать старое вооружение, скопившееся на складе,
экономя средства и дорабатывая его.Намечена разработка винтовки для Союза биатлонистов России () и привлечение Галустяна (
https://lenta.ru/news/2016/12/13/strike/ ), видимо, с целью рекламы, вот только непонятно, на кого ориентированной.