Панические фобии военно-политического руководства Литвы в преддверии и в ходе проведения учения "Запад-2017", характеризующиеся возможным нападением российско-белорусской группировкой войск, вызвали не только смех, но и пробудили историческую память белорусов. По сути, Литва сама открыла "ящик Пандоры"...
Сегодня, 29 сентября, по окончанию совместного России и Беларуси стратегического учения "Запад-2017" был выведен последний российский эшелон с военной техникой и военнослужащими. Данный факт развенчал все мифы, созданные абсурдными утверждениями президента Литвы Дали Грибаускайте (и не только) о планируемом в период учения захвате стран Балтии.
Однако, как говорится, "на воре и шапка горит".
Порождаемые слухи заставили даже военное ведомство Беларуси официально оправдываться об отказе территориальных претензий.
"Не будем нападать на Литовскую Республику, чтобы вернуть Вильно. Никто не должен опасаться, что Беларусь будет возвращать соответствующие столицы и территории", – заявил начальник управления информации – пресс-секретарь главного управления идеологической работы Министерства обороны республики Владимир Макаров.
Общественность Беларуси заинтересовалась о гипотетических исторических причинах инвазии в соседнюю Литву, кроме шопинга в Акрополисе.
Интересен тот факт, что и на самом деле почти 600 лет (!) – с момента основания города в 1323 году и до присоединения его к межвоенной Польше в 1922 году – Вильнюс являлся столицей и культурным центром белорусских земель в различных государственных образованиях: Великом княжестве Литовском (*), Речи Посполитой, Северо-Западном крае Российской империи, Белорусско-Литовской ССР.
Известно, что датой основания Вильнюса принято считать 1323 год, когда город был впервые упомянут в письме великого князя литовского Гедимина, в котором тот называет Вильну своим «стольным градом», основанным на реке Вилия. Столицей Великого княжества Литовского Вильна оставалась до 1795 года (третьего раздела федеративного образования Речи Посполитой).
С 1795 по 1915 год Вильна входила в состав Российской империи, которая казнями и репрессиями стерла у народа историческую память о нации литвинов, основателей Великого княжества Литовского, насильно переименовав в белорусов.
С 1915 года по 1918 годы город был оккупирован немецкими войсками.
16 февраля 1918 года в Вильне был подписан Акт независимости Литовского государства. В 1919-1920 годах город становился столицей советской Литвы и Литбела, при этом Вильну занимали польские войска.
В 1920 – 1922 годах город был столицей Срединной Литвы, основанной польским генералом Люцианом Желиговским с одобрения правителя Польши Юзефа Пилсудского.
С 1922 по 1939 год по решению Совета Срединной Литвы вошел в состав Польши.
А вот 10 октября 1939 был передан Советским Союзом Литовской Республике, и официально 3 августа 1940 года Вильнюс стал столицей Литовской Советской Социалистической Республики.
В 1941 – 1944 годах город находился в зоне германской оккупации.
С 11 марта 1990 года Вильнюс опять стал столицей Литовской Республики.
Как видно из краткой исторической хроники, на протяжении пяти с лишним столетий город был столицей Великого княжества Литовского, населенного литвинами, то есть современными белорусами. Поэтому, ничего странного в литовских страхах за принадлежность города нет.
Факт упрямая вещь: Вильнюс – белорусский город. Однако белорусы воспринимают историческое право толерантно без каких-либо претензий.
Чего нельзя сказать о Польше.
Если вести речь о польском праве на Вильнюс, то следует отметить, поляки пребывают в Литве не более 80-ти лет. Наиболее активно они начали ассимилировать Виленский край в 20-30 – е годы прошлого столетия, что привело к современной этнической диспропорции Вильнюса и его округи: так сегодня только в Шальчиникайском районе проживает 79% этнических поляков.
О многом говорит и тот факт, что в окрестностях Вильно родился главный герой современной Польши, основатель довоенного польского государства Юзеф Пилсудский. Известно, что герой современной Польши скончался в 1935 году. Его тело было похоронено в Кракове, а сердце – отдельно возле могилы его матери на кладбище в Вильнюсе.
Несмотря на короткий исторический промежуток польского господства на Вилинщине, идеи Юзефа Пилсудского о восстановлении государственных территорий в пределах границ Речи Посполитой до ее первого раздела (1772) живы в Польше и по сей день в умах не только националистов, но и видных военно-политических деятелей, включая нынешнего министра обороны страны Антони Мацеревича.
Поэтому руководству Литвы, следует понять, что белорусы, потеряв каждого третьего жителя в Великой Отечественной войне, знают цену мира, и не имеют с Литвой никаких споров.
В свою очередь Польша постоянно обвиняет литовскую сторону в дискриминации польского национального меньшинства. При этом следует помнить, что "истинное польское сердце" находится на кладбище Расу в Вильнюсе.
И, более того, Варшава собирается на новых польских паспортах нанести изображение иконы Остробрамской Божией Матери, польской святыни, находящейся в историческом центре Вильнюса в надвратной часовне, называемой Острая Брама.
* – Государство «Lietuva» (Лиетува) сегодня многие ошибочно «по-советски» называют «Литвой», что абсолютно неверно с точки зрения орфоэпии и лингвистики. Это, в свою очередь, создает предпосылки для ложных исторических параллелей Лиетувы с Великим княжеством Литовским, где проживали «литвины» – получившие в царской России название «белорусцы» и именуемые в настоящее время «белорусами». Современные же «лиетувцы» – это потомки «жемойтов и аукшайтов», составляющих 1% населения ВКЛ. Поэтому Беларусь по праву является историческим преемником Великого княжества Литовского, как территориальное и этно-культурное ядро, населяемое литвинами и разговаривающими на так называемом старобелорусском языке.
Автор: Денис Гайшун