Народные восстания против власти большевиков
20,926 20
 

  Удаленный пользователь
22 окт 2017 10:53:15

Кронштадтское восстание

новая дискуссия Дискуссия  179

Начало восстания



Резолюция восставших
Резолюция
26 февраля 1921 года состоялось экстренное собрание команд линкоров «Севастополь» и «Петропавловск» — стоявших «бок о бок» в закованной льдом гавани Кронштадта — на котором было решено направить в Петроград делегацию для выяснения подробностей забастовок в городе. Посетив бывшую столицу Российской империи, кронштадтская делегация моряков увидела фабрики, окруженные красноармейцами: «Можно было подумать, что это не фабрики, а трудовые тюрьмы царских времен»[38].
28 февраля состоялось новое, «историческое», собрание, на котором делегаты описали матросам ситуацию в городе. Тогда же была принята резолюция с требованиями провести перевыборы Советов, упразднить комиссаров, предоставить свободу деятельности всем социалистическим партиям, разрешить свободную торговлю[39][40]:

Резолюция собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей от 1 марта 1921 г.

Заслушав доклад представителей команд, посылаемых общим собранием команд с кораблей в гор. Петроград для выяснения дел в Петрограде, постановили:
1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причем перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян.
2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов, левых социалистических партий.
3. Свободу собраний и профессиональных союзов, и крестьянских объединений.
4. Собрать не позднее 10 марта 1921 г. беспартийную конференцию рабочих, красноармейцев и матросов гор. Петрограда, Кронштадта и Петроградской губернии.
5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями.
6. Выбрать комиссию для пересмотра дел заключенных в тюрьмах и концентрационных лагерях.
7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получить от государства средства для этой цели. Вместо них должны быть учреждены с мест выбранные культурно-просветительные комиссии, для которых средства должны отпускаться государством.
8. Немедленно снять все заградительные отряды.
9. Уравнять паек для всех трудящихся, за исключением вредных цехов.
10. Упразднить коммунистические боевые отряды во всех воинских частях, а также на фабриках и заводах - разные дежурства со стороны коммунистов, а если таковые дежурства или отряды понадобятся, то можно назначить в воинских частях роты, а на фабриках и заводах по усмотрению рабочих.
11. Дать полное право действия крестьянам над своею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должен и управлять своими силами, т. е. не пользуясь наемным трудом.
12. Просим все воинские части, а также товарищей военных курсантов присоединиться к нашей резолюции.
13. Требуем, чтобы все резолюции были широко оглашены печатью.
14. Назначить разъездное бюро для контроля.
15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.
Резолюция принята бригадным собранием единогласно при 2 воздержавшихся.
Председатель Бригадного собрания Петриченко
Секретарь Перепелкин



На собрании были отвергнуты пункты о полной свободе торговли, а также — о выселении всех евреев в Палестину[41][42]. По мнению Эврича, резолюция являлась «обращением к советскому правительству с требованием выполнять Конституцию, предоставить те права и свободы, о которых Ленин говорил в 1917 году» — то есть моряки повторно обратились к лозунгу «Вся власть Советам!»[43].
На следующий день, 1 марта, на Якорной площади Кронштадта состоялся пятнадцатитысячный[35] (по другим данным — шестнадцатитысячный[12]) митинг под лозунгами, включавшими «Власть Советам, а не партиям!» и «Советы без коммунистов!»[44]. На митинг «спасать положение» прибыл председатель ВЦИК Михаил Калинин (Зиновьев, по некоторым данным, проводил товарищей по партии только до Ораниенбаума, опасаясь матросов). Калинин попытался успокоить собравшихся, но матросы сорвали его выступление: его неоднократно прерывали выкриками «Брось, Калиныч, тебе тепло», «Ты сколько должностей-то занимаешь и поди везде получаешь!», «Мы сами знаем, что нам надо. А ты, старик, возвращайся к своей жене». В адрес матросов были произнесены угрозы о «железном кулаке пролетариата», способном уничтожить «недисциплинированность и измену». Несмотря на угрозы резолюция была принята митингующими[45][19].
После выступления Калинин покинул крепость: по одним данным «беспрепятственно», по другим — первоначально мятежный караул отказался его выпускать[46]. После этого комиссар флота Николай Кузьмин и председатель Кронштадтского совета Павел Васильев были арестованы[47] (по данным Эврича, арест произошёл на следующий день, уже после их выступления на «делегатском собрании»[48]).


Генерал А. Козловский в 1916 году
Временный революционный комитет
2 марта в 13 часов в большой аудитории Морского инженерного училища состоялось «делегатское собрание» для подготовки к переизбранию Кронштадтского Совета: всего собралось более 300 делегатов (по два человека с каждого корабля, воинского подразделения, фабрики, профсоюза и так далее), треть из которых являлись коммунистами. До этого в Управлении крепостной артиллерии — по инициативе начальника артиллерии Кронштадта, бывшего царского генерала Александра Козловского — было созвано собрание для избрания местных делегатов: при этом большевистского комиссара, пытавшегося протестовать, отстранили[49].
Собрание охраняли вооруженные матросы с линкора «Петропавловск»; открывал заседание Степан Петриченко, который «занял ведущую роль» в событиях. При этом собравшиеся полагали, что сам Петроград находится в состоянии «всеобщего восстания»[49]. В середине собрания один из матросов с «Севастополя» выкрикнул, что к зданию «следуют пятнадцать грузовиков с вооруженными винтовками и пулеметами коммунистами». После этого было решено сформировать Временный революционный комитет (ВРК), который — до выборов нового Совета — должен был управлять городом и гарнизоном. По советским данным, ВРК во главе с матросом Петриченко был создан за день до этого; в состав данного органа вошли также Яковенко, машинный старшина Архипов, мастер электромеханического завода Тукин и заведующий третьей трудовой школой И. Е. Орешин[50]. В последствии ВРК был расширен до 15 человек[12].
Возможной причиной возникновения слуха о «вооружённых коммунистах» был тот факт, что с острова спешно эвакуировалась Высшая партийная школа (во главе с членом кронштадтской ЧК) — всего около 150 человек[35][51]. До этого комиссар Кронштадтской крепости Новиков действительно забрал из местного арсенала ручные пулеметы, но, осознав масштаб событий, его группа также решила покинуть остров: комиссара перехватили у форта Тотлебен, но он всё же «ухитрился» покинуть город верхом на лошади, по льду[52][19].
Штаб Временного революционного комитета расположился на борту флагманского корабля «Петропавловск», после чего члены комитета распорядились направить вооруженные отряды для захвата арсеналов, продовольственных складов, телефонной и насосной станций, электростанции, а также — типографии «Известий Кронштадтского Совета». В полночь мятежники захватили город без сопротивления; все военные корабли, форты и батареи признали новую власть. Копии резолюции, принятой на митинге, были доставлены в Ораниенбаум, Петроград и ряд других близлежащих городов: в результате, морской воздушный дивизион в Ораниенбауме также признал ВРК и направил своих представителей в Кронштадт[52]. Используя мощные радиостанции военных кораблей, ВРК немедленно передал в эфир резолюцию митинга и просьбу о помощи[53]. В самом Кронштадте был введен комендантский час и, «в подражание» опыту Комитета революционной обороны Петрограда 1918—1919 годов, были сформированы «ревтройки»[54].
3 марта ВРК начал выпуск ежедневной газеты «Известия Временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих гор. Кронштадта» (Известия ВРК) — в первом номере Петриченко обратился к жителям города с просьбой оказать поддержку новым властям[55]:

Товарищи, Временный революционный комитет постановил, что не будет пролито ни единой капли крови... Задача Временного революционного комитета состоит в том, чтобы общими усилиями создать в городе и крепости условия для справедливых выборов в новый Совет. Итак, товарищи, за порядок, спокойствие, решительность, за новую, справедливую социалистическую структуру, которая будет способствовать обеспечению благосостояния всех трудящихся[56].


В дальнейшем восставшими выпускались листовки с призывами к рабочим и красноармейцам поддержать «третью революции» (после Февральской и Октябрьской) — но этот раз, против «диктатуры большевиков»[57]. Руководитель революционного и повстанческого движения на юге России Нестор Махно был информирован о событиях в Петрограде и Кронштадте: его армия приветствовала восстание в радиопередаче, переданной с использованием «слабого» радиооборудования, захваченного махновцами[58].


С. Петриченко в 1921 году
Известия о событиях в Кронштадте вызвали серьёзную обеспокоенность в Совнаркоме[54]. Уже 1 марта было опубликовано воззвание Московского совета рабочих и красноармейских депутатов «Ко всем рабочим города Москвы и губернии, ко всем крестьянам и красноармейцам, всем честным гражданам», в котором «разъяснялись» причины временных хозяйственных трудностей: сам документ заканчивался призывом «Долой провокаторов Антанты! Не забастовки, не демонстрация, а дружная работа на фабриках, мастерских и железных дорогах выведет нас из нищеты, спасет нас от голода и холода!»[59]. 2 марта Совет труда и обороны принял в связи с событиями специальное постановление, опубликованное за подписями Ленина и Троцкого на следующий день. В статье «бывший генерал» Козловский обозначался как руководитель мятежа, а его сподвижники объявлялись «вне закона» (жену и детей генерала ВЧК взяла в качестве заложников). При этом резолюция мятежников называлась «черносотенно-эсеровской». Кроме того, город Петроград и Петроградская губерния переходили по приказу правительства на осадное положение, а вся полнота власти в Петроградском укрепленном районе передавалась Комитету обороны Петрограда[60]. С 3 марта Петроград «превратился в один большой гарнизон», в котором каждый квартал патрулировался вооруженным отрядом, а на стенах домов висели объявления, в которых предупреждалось о запрете всяких — нарушителей предполагалось расстреливать на месте[61]. Для руководства подавлением восстания в Петроград прибыли председатель Реввоенсовета Лев Троцкий и главком Сергей Каменев[35][12].
Реакция среди эмигрантов
Русские эмигранты, относительно недавно покинувшие территорию бывшей Российской империи в связи с революционными событиями и Гражданской войной, «приветствовали» восстание в Кронштадте и «всеми силами» стремились помочь мятежникам. При этом Эврич отмечал, что обвинения со стороны правительства Советской России в организации эмигрантами самого восстания нельзя назвать справедливыми — «заговорщики» не сыграли существенной роли в начале самого восстании. При этом как кадеты, так и эсеры пытались использовать события в крепости в собственных интересах. Не считая появления в Кронштадте барона Павла фон Вилькена, прибывшего из Финляндии 16 марта, за всё время восстания у матросов не было непосредственных контактов с потенциальными зарубежными сторонниками[62]. При этом, согласно СВЭ, в Ревель в период восстания прибыл лидер эсеров Виктор Чернов, пославший своего представителя в Кронштадт[19].


«Петропавловск» и «Севастополь» (1921)

Отредактировано: женяиванов - 22 окт 2017 10:57:48
  • -0.02 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!