Цитата: Дядя Саша от 14.04.2021 23:01:29Скрытый текст
1869 год - пореформенная деревня, уже есть "сельское общество". Вот это общество и заботилось о судьбе всех своих членов. Или нет?
Вешали по приговорам военно-полевых судов - только что так много говорили о столыпинских галстуках, и вдруг забыли)
Военно-полевые суды - мера чрезвычайная, нужна была, т.к. обычные суды не могли справиться с валом преступлений.
--
Эта ветка посвящена теме возрождения социалистической идеи, при этом почему-то постоянно обсуждается житье-бытье в царской России.
Это можно было бы понять, если бы речь шла о возникновении социалистической идеи. А раз речь о возрождении, то надо бы о сегодняшней ситуации в стране говорить?
Нет, если нравится про царскую Россию, я не против, мне это интересно. Просто как-то странновато.
--
Да, так возвращаясь к законам - а какое наказание за поджог вы считаете адекватным?
Сколько давали в РСФСР за поджог? Кажется, во время коллективизации было много поджогов - с поджигателями что делали?
Согласна с Вами, что ветка о возрождении социалистической идеи. Что понимается под "возрождением"? Моё мнение - когда опять идеи социализма войдут в информационное пространство и будут обсуждаться без ярлыков "утопия", "безнадега", "преступные" и т.п. А пока такого адекватного обсуждения в общественном поле нет, то... идеи-то есть, а вот те, кто придерживается этих идей крайне редко своё мнение высказывают. Ну мирный у нас в массе своей народ, за убеждения никого не гнобит, просто связываться с агрессивно мыслящими не хочет. И окажется опять (как в 1917-м, история повторяется, не правда ли?) абсолютной неожиданностью для тех, кто считает, что идея давно себя изжила, какое количество граждан скажет, что они эту идею разделяют и поддерживают.
Но, чтобы принять мысль об неотвратимом возрождении социалистической идеи, надо всё-таки разобраться, почему эта идея победила в 1917 году. Поэтому и крутится разговор вокруг исторического прошлого. Я пытаюсь сказать, что основы этой идеи были приняты большинством народа - как простыми рабочими и крестьянами, так и той частью образованного общества, которые в душе своей носили народное понятие "справедливость". Вот совпала эта идея с народным пониманием "правда", "справедливость". Объяснить, пользуясь научными терминами, простые граждане не могут, но нюансы чувствуют. Показателен рассказ о Ленине, который Съезду крестьянских депутатов представил проект Декрета о земле, а депутаты внесли свои поправки. Восхищался Ильич справедливому отношению, крестьяне не ограничили в правах бывших землевладельцев-помещиков, а наделили их такими же правами на пользование землей, как и всех остальных граждан; предложили предусмотреть компенсацию имущественных потерь и т.п.
http://www.hist.msu.…_zemle.htm Почему про царскую Россию? Так ведь в ней зародилась русская социалистическая идея, учитывающая особенности общинного мышления, активной общественной деятельности, ответственности за своих подчиненных (помещики - за своих крестьян; мастера и инженеры - за своих рабочих; офицеры - за своих солдат). А вот те, у кого это мышление отсутствует, и содрогаются при мысли о возможности повторения; поэтому и живописуют, какие прелести мы потеряли и какие ужасы приобрели.
Ну и по поджогам. Это преступление, которое наказывается в соответствии с действующим законодательством, в зависимости от нанесенного ущерба, наличия умысла. Расследование поджогов - дело длительное, доказательная база должна быть. В рассказе Лескова виновных так и не нашли, за что такое количество крестьян получили строгое наказание - не обосновано. Но, в то время крестьяне достаточно спокойно отнеслись к этому. Знали за собой вину - побунтовали; знали, что будет наказание. И это справедливо, с их точки зрения. Вот тут-то и видят представители не крестьянского сословия безропотную покорность.
Вот еще один рассказ о поджигателях, уже участника событий по расследованию. Кошко Аркадий Францевич (начальник сыскных полиций в нескольких городах РИ в разное время), "Мариенбургские поджоги". 90-е годы, Лифляндия, серия поджогов.
ЦитатаВновь назначенный бароном пастор был не угоден населению, и последнее, не добившись от барона его увольнения, перешло в виде протеста к насилию. Начался ряд поджогов сначала хозяйственных построек, принадлежавших владельцу, затем строений, отведенных под жилье пастора, потом обширных запасов сена, хлеба и прочих сельских продуктов, получаемых пастором с довольно значительного участка, наконец, войдя во вкус, поджигатели принялись и за рядовых жителей. Пожары сопровождались кражами, иногда довольно значительными; были случаи и с человеческими жертвами. Так, при одном пожаре сгорели старуха с внуком.
Расследование и поиск поджигателей длились достаточно долго, но нашли.
ЦитатаКак у Залита, так и его сообщников мы обнаружили значительные суммы денег, о происхождении коих они не могли дать объяснений. У каждого из них мы нашли восковые конверты с пороховым шнуром, по несколько десятков аршин трута, большие запасы керосина и т. д., и т. д. Все они были, конечно, арестованы и препровождены в Ригу.
Суд, громкий процесс, наказание: "Брандмейстера Залита приговорили к 8 годам каторжных работ. Его сообщники отделались, кажется, меньшими сроками". Обращаю Ваше внимание на а) большое количество поджогов; б) сопутствующие грабежи; в) человеческие жертвы.
Военно-полевые суды такими тонкостями не заморачивались: два дня - и приговор. Виновен или нет (поджигал или нет) - на небесах разберутся; в 1905-м людей (помещиков-управляющих) не убивали, только могли немного бока намять, имения - жгли.
Сколько в РСФСР давали за поджог зависело от (см.выше) И в течение двух дней дела не рассматривались, пресловутые тройки расстрельные приговоры не выносили (читаем законодательство РСФСР).
И сейчас за поджоги сроки дают. Расследование, доказательная база, суд,