Обсуждение космических программ

8,838,236 39,666
 

Фильтр
xolod
 
Слушатель
Карма: +11.28
Регистрация: 23.04.2014
Сообщений: 805
Читатели: 0
Цитата: Его Уменяевич Нетув от 03.07.2015 07:15:16Уже в этой фразе - дикая пурга.
Если мне не изменяет память, то на высоте 20 км давление воздуха около 9% от поверхностного.
Да, будет скоростной напор за счёт того, что пару км/с к этому времени ракета наберёт. Но (опять же, если память на прочитанное не подводит) примерно на 15 км высоты - напора уже не хватает на обеспечение нужного количества окислителя для горения.
У современных же ракет первая ступень работает примерно до 40 км высоты.
Есть, конечно, вариант - перейти в горизонтальный полёт и набрать эти самые 4 км/с, не залетая выше 15 км...

Вы назвали пургой святой Грааль авиации.Улыбающийся
А как же это летало?
Цитата: ЦитатаУже на первых испытаниях была достигнута скорость в 5,6М, а сама летающая лаборатория поднялась на рекордную высоту в 35 километров, сравнимую с мировым рекордом настоящего сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-25.
В последующих пусках "Холода", которые производились с 1991 по 1998 год, удалось достичь времени работы ГПВРД в 77 секунд и разогнать лабораторию до рекордной скорости в 1832 м/с, что соответствовало 6,41М.

Очень хороший цикл статей на эту тему:
http://alex-anpilogov.livejournal.com/35012.html
первая статья и там далее..
Они чинят изнутри атомный реактор.
  • +0.06 / 6
  • АУ
Секешфехервар
 
russia
Орёл, Москва
63 года
Слушатель
Карма: +12.56
Регистрация: 17.11.2011
Сообщений: 4,759
Читатели: 15
Тред №968461
Дискуссия   198 0
Новости Роскосмоса
РОСКОСМОС: ТЕЛЕМЕТРИЯ ТГК «ПРОГРЕСС М-28М» ПРИНЯТА НА «ВОСТОЧНОМ»

03.07.2015 08:18




Скрытый текст
Видео запуска
[movie=400,300]http://youtu.be/Lb78LBI1a8U[/movie]
Cтыковка в воскресенье. 
прямая трансляция
Отредактировано: Секешфехервар - 03 июл 2015 10:53:09
К любому из живущих,
Неумолимо смерть придет.
Достоин вечной славы тот,
Кто сам ее принять готов -
За пепел пращуров своих,
За храм своих богов.
  • +0.04 / 4
  • АУ
Imperator
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +5.73
Регистрация: 14.11.2011
Сообщений: 2,785
Читатели: 0
Тред №968474
Дискуссия   174 1
Очень рад успешному запуску. Ну с Союзом-У другого и не должно быть.
Но, сейчас, окончательно, я всё же раздражён тем, что у Роскосмоса нет профессиональной высокотехнологичной видеокамеры для съёмки запусков. В чём проблема потратить 500 000 - 1 000 000 рублей на камеру?
Вот НАСА:

https://www.cameraiq…uski-raket
"Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её".
Я за Евразийский Союз
  • +0.07 / 7
  • АУ
Air_Libra
 
russia
Калининград
62 года
Слушатель
Карма: +57.17
Регистрация: 16.05.2010
Сообщений: 797
Читатели: 0
Прогресс М-28М
Дискуссия   148 0
Прогресс
  • +0.04 / 4
  • АУ
Alexandr_A
 
russia
Слушатель
Карма: +8.82
Регистрация: 11.01.2010
Сообщений: 335
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 01.07.2015 17:08:42Забортный кислород в товарных количествах кончается где-то на высоте 7 км. И совсем кончается на высоте примерно 20 км. А лететь вверх надо километров так на 400. Копеечная экономия выйдет, которую полностью перевесит более сложная контрукция ракеты и необходимость делать для этого 7-километрового участка отдельный двигатель. Не имеет смысла, поэтому и не делают этого.

Отказ от схемы "воздушный старт" - из этой же области, кстати.

Если надо лететь вверх "километров так на 400" то вы правы, а для вывода на орбиту совсем другое дело. Впринципе если двигатель не плавится, то можно и на орбиту выйти чисто на воздушно-реактивном двигателе. При этом его удельный импульс может быть на порядок больше чем у ракетных.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Alexandr_A
 
russia
Слушатель
Карма: +8.82
Регистрация: 11.01.2010
Сообщений: 335
Читатели: 0
Цитата: Mirotvorets от 03.07.2015 13:24:27А как насчет перегрузок?

 
Если сделать поменьше, то возрастут потери. Хотя и не так сильно как в случае с ракетным выведением. 
  • +0.01 / 1
  • АУ
ВЛ-68
 
ukraine
Днепропетровск
56 лет
Слушатель
Карма: +9.58
Регистрация: 10.06.2012
Сообщений: 279
Читатели: 1
Цитата: Alexandr_A от 03.07.2015 14:20:30Если сделать поменьше, то возрастут потери. Хотя и не так сильно как в случае с ракетным выведением.

Насколько поменьше?
И как насчет боковых?
Что-то мне кажется (я не прочнист - утверждать не берусь), что подобная конструкция для сохранения прочности будет иметь совсем неприемлемое соотношение сухой/полный вес. И наоборот - при нормальном соотношении рассыпется уже под собственным весом, даже без перегрузок.
А пытаться вновь обсасывать идею подвесных баков? Королев вон попробовал на Н1, и толку?
  • +0.04 / 3
  • АУ
Marcus VII
 
russia
Архангельск
Слушатель
Карма: +0.73
Регистрация: 22.03.2014
Сообщений: 99
Читатели: 0
Цитата: Его Уменяевич Нетув от 03.07.2015 07:15:16Уже в этой фразе - дикая пурга.
Если мне не изменяет память, то на высоте 20 км давление воздуха около 9% от поверхностного.
Да, будет скоростной напор за счёт того, что пару км/с к этому времени ракета наберёт. Но (опять же, если память на прочитанное не подводит) примерно на 15 км высоты - напора уже не хватает на обеспечение нужного количества окислителя для горения.

Память вас подводит, из статьи по ГПВРД: "Считается, что аппараты с ГПВРД могут использоваться до высоты 75 км",
правда там есть другие сложности, чтобы ГПВРД заработал его надо разогнать до 5М,  траектория подъема нужна особая, чтобы было постоянное динамическое давление, ну и сама эта тематика не очень отработана и находится в экспериментальной стадии, как только технология дозреет может и сделают первую ступень с такими движками.
  • +0.02 / 2
  • АУ
ВЛ-68
 
ukraine
Днепропетровск
56 лет
Слушатель
Карма: +9.58
Регистрация: 10.06.2012
Сообщений: 279
Читатели: 1
Цитата: xolod от 03.07.2015 08:47:13Вы назвали пургой святой Грааль авиации.Улыбающийся
А как же это летало?

Очень хороший цикл статей на эту тему:
http://alex-anpilogov.livejournal.com/35012.html
первая статья и там далее..

Так там же и указаны основные проблемы гиперзвуковых движков и самолетиков...
К счастью, все они не фатальные и имеют свое решение в обозримом будущем. Хотя, даже при лучшем раскладе, подобные системы (самолет-ракетоплан-ракета) не смогут справиться с грузопотоком, необходимым для освоения ближнего космоса, максимум - трамвайчик "Земля - Орбита".
  • +0.03 / 2
  • АУ
Alexandr_A
 
russia
Слушатель
Карма: +8.82
Регистрация: 11.01.2010
Сообщений: 335
Читатели: 0
Цитата: number_r от 03.07.2015 14:33:46Почему? Никто не летит "вверх"(кроме МБР, да), все проходят плотные слои и разгоняются по касательной, поднимаясь выше.

Главное, что реальная ракета выводящая чего либо на опорную орбиту расходует энергию топлива в основном на набор скорости и лишь немного на набор высоты, еще совсем малость на арэродинамические потери. Значит, как именно разгоняться - не так важно, траектория воздушнореактивного пепелаца может сильно отличаться от баллистической.
  • +0.01 / 1
  • АУ
ВЛ-68
 
ukraine
Днепропетровск
56 лет
Слушатель
Карма: +9.58
Регистрация: 10.06.2012
Сообщений: 279
Читатели: 1
Цитата: Mirotvorets от 03.07.2015 15:07:16Так здесь уже говорилось что на высоте 30-50-60км кислорода практически нет.
Он кончается значительно раньше, что требует большего ускорения и соответственно больших перегрузок минимум на порядок.

Что-то смутно вспоминая из курса гидрогазодинамики (эх, давно это было) и прочей теории...

- лобовое сопротивление растет прямо пропорционально кубу скорости и обратно пропорционально давлению
- количество кислорода падает пропорционально давлению
В ИТОГЕ: существует предельная высота, где двигателю еще хватит забортного кислорода на скорости, при которой нагрев передних кромок не превысит допустимый.

Если что-то напутал - поправьте, но идея в общем-то ясна
  • +0.04 / 3
  • АУ
ВЛ-68
 
ukraine
Днепропетровск
56 лет
Слушатель
Карма: +9.58
Регистрация: 10.06.2012
Сообщений: 279
Читатели: 1
Цитата: Alexandr_A от 03.07.2015 15:20:25Главное, что реальная ракета выводящая чего либо на опорную орбиту расходует энергию топлива в основном на набор скорости и лишь немного на набор высоты, еще совсем малость на арэродинамические потери. Значит, как именно разгоняться - не так важно, траектория воздушнореактивного пепелаца может сильно отличаться от баллистической.

Для 2-3 ступеней - верно, а вот для 1-й гравитационные потери очень велики.
Тем более, что от 0 до 70 км нужно пройти на относительно маленькой скорости.
Отредактировано: ВЛ-68 - 03 июл 2015 17:52:12
  • +0.05 / 3
  • АУ
Alexandr_A
 
russia
Слушатель
Карма: +8.82
Регистрация: 11.01.2010
Сообщений: 335
Читатели: 0
Цитата: ВЛ-68 от 03.07.2015 14:34:17Насколько поменьше?
И как насчет боковых?
Что-то мне кажется (я не прочнист - утверждать не берусь), что подобная конструкция для сохранения прочности будет иметь совсем неприемлемое соотношение сухой/полный вес. И наоборот - при нормальном соотношении рассыпется уже под собственным весом, даже без перегрузок.
А пытаться вновь обсасывать идею подвесных баков? Королев вон попробовал на Н1, и толку?


Если средняя перегрузка задается приемлимыми гравитационными потерями, то в результате большой разницы масс в начале и конце работы ступени возникает предельная перегрузка. Это на РД.
Для воздушно-реактивного УИ в 3000 (это далеко не предел), позволит ему вывести на НОО груз сравнимый со стартовой массой (масса двигателя ноль). Разница начальной и конечной масс небольшая, значит нет роста ускорения. Да и гравитационные потери менее важны при таком УИ. Крыльев считай нет, старт вертикальный (тяга должна позволять).
  • +0.02 / 2
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.48
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,198
Читатели: 4
Тред №968606
Дискуссия   572 63
бутылочное горлышко космонавтики не топливо, стоимость которого в общих затратах составляет доли процента.
 
фактически есть одна проблема - совокупная стоимость железа на килограмм ПН, включающая стоимость создания, производства и обслуживания.
 
снижение этих затрат возможно только через многоразовость и достижима только при условии существенного снижения стоимости владения и обслуживания т.е. повышения ресурса и надежности системы хотя-бы до уровня авиационных систем типа SR-71.
 
имхо, воздушный старт предпочтительнее ракетного ввиду перераспределения нагрузок в системе с очень уж предельного по параметрам ракетного двигателя на всю конструкцию (аэродинамические/механические нагрузки на планер).
 
это однозначно приведет к повышению ресурса и надежности системы и к снижению стоимости запуска.
 
в принципе если маску и его последователям удастся кардинально снизить затраты на обслуживание и поднять ресурс двигателя, то можно остаться и на чисто ракетном старте, но скорее всего этого не произойдет и переход на воздушный старт только вопрос мотивации.
Отредактировано: Фёдор144 - 03 июл 2015 18:07:28
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.07 / 6
  • АУ
Alexandr_A
 
russia
Слушатель
Карма: +8.82
Регистрация: 11.01.2010
Сообщений: 335
Читатели: 0
Цитата: ВЛ-68 от 03.07.2015 15:49:18Для 2-3 ступеней - верно, а вот для 1-й гравитационные потери очень велики.
Тем более, что от 0 до 70 км нужно пройти на относительно маленькой скорости.

Даже для первой всего лишь одна треть или четверть. Ну, скорость, я же говорил про гипотетический двигатель, который не плавится. )
  • +0.01 / 1
  • АУ
ВЛ-68
 
ukraine
Днепропетровск
56 лет
Слушатель
Карма: +9.58
Регистрация: 10.06.2012
Сообщений: 279
Читатели: 1
Цитата: Фёдор144 от 03.07.2015 16:05:58снижение этих затрат возможно только через многоразовость и достижима только при условии существенного снижения стоимости владения и обслуживания т.е. повышения ресурса и надежности системы хотя-бы до уровня авиационных систем типа SR-71.

А вот вторая часть Вашей фразы и есть то самое бутылочное горлышко многоразовости...

Цитата: Цитата...переход на воздушный старт только вопрос мотивации...

Может Вы и правы, хотя я, несмотря на профильное образование, пока не могу представить реалистичную конструкцию... на ближайшие годы... особенно для ПН свыше 5000 кг
Отредактировано: ВЛ-68 - 03 июл 2015 18:24:44
  • +0.05 / 3
  • АУ
Фёдор144
 
germany
Potsdam
57 лет
Слушатель
Карма: +141.48
Регистрация: 28.09.2012
Сообщений: 5,198
Читатели: 4
Цитата: ВЛ-68 от 03.07.2015 15:49:18Для 2-3 ступеней - верно, а вот для 1-й гравитационные потери очень велики.
Тем более, что от 0 до 70 км нужно пройти на относительно маленькой скорости.

 
сомнения меня гложут насчет высоких гравитационных потерь на первой ступени.
если мне не изменяет склероз, то при ракетном старте гравипотери составляют порядка 10% характеристической скорости.
а если взять самолетный старт, то на набор 15 км высоты и скорости 0,9М машина стартовой массой 45 тонн затрачивает промерно 1,5 тонны керосина.
 
это на преодоление гравипотерь и на разгон.
 
для 450 тонн будет 15 тонн.
No pasarán ... fama a los héroes ... bommbass para siempre ...

учиться военному делу настоящим образом ... и скажите уже государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят ... пусть чтобы и у нас не чистили, а то они стрелять не годятся ...
  • +0.02 / 2
  • АУ
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +514.74
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,086
Читатели: 24
Цитата: number_r от 03.07.2015 14:33:46Почему? Никто не летит "вверх"(кроме МБР, да), все проходят плотные слои и разгоняются по касательной, поднимаясь выше.

МБР тоже не "летит вверх". У них (у МБР) тоже есть свои оптимальные программы тангажа.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.01 / 1
  • АУ
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +514.74
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,086
Читатели: 24
Цитата: Фёдор144 от 03.07.2015 16:05:58бутылочное горлышко космонавтики не топливо, стоимость которого в общих затратах составляет доли процента.

Да.
 
Цитатафактически есть одна проблема - совокупная стоимость железа на килограмм ПН, включающая стоимость создания, производства и обслуживания.

Тоже - да.
 
Цитатаснижение этих затрат возможно только через многоразовость и достижима только при условии существенного снижения стоимости владения и обслуживания т.е. повышения ресурса и надежности системы хотя-бы до уровня авиационных систем типа SR-71.

Для ракетной техники - это чушь собачья. По-крайней мере на настоящем этапе развития науки и техники .
 
Цитатаимхо, воздушный старт предпочтительнее ракетного ввиду перераспределения нагрузок в системе с очень уж предельного по параметрам ракетного двигателя на всю конструкцию (аэродинамические/механические нагрузки на планер).

"Дополетные" нагрузки на ракету могут вполне себе превзойти нагрузки в полете (горизонтальное положение заправленной ракеты, динамика выползания из самолета старта, "ударный" характер аэродинамики ...) ...
 
Цитатаэто однозначно приведет к повышению ресурса и надежности системы и к снижению стоимости запуска.

Обеспечение многоразовости - это всегда снижение надежности, усложнение конструкции (соответственно, удорожание), усложнение эксплуатации (тоже деньги) для подтверждения "повышения ресурса". Если всё это свести в одну кучку. то ещё надо посмотреть, стоит-ли игра свеч будет-ли тут "снижение стоимости запуска".
 
Цитатав принципе если маску и его последователям удастся кардинально снизить затраты на обслуживание и поднять ресурс двигателя, то можно остаться и на чисто ракетном старте, но скорее всего этого не произойдет и переход на воздушный старт только вопрос мотивации.

1. Если Маск перестанет заниматься фигней с возвратом 1-й ступени своего Фэлкона-9, то ему удастся таки несколько снизить стоимост пусковых услуг, выполнив свой обещалки.
2. Воздушный старт - это дорого априори (опять-таки, на нынешнем этапе развития науки и техники). Только независимость воздушного старта в части космодромов и районов падения позволяет поддерживать некоторый интерес к такому типу старта.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.06 / 7
  • АУ
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +514.74
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,086
Читатели: 24
Цитата: Фёдор144 от 03.07.2015 16:30:06сомнения меня гложут насчет высоких гравитационных потерь на первой ступени.
если мне не изменяет склероз, то при ракетном старте гравипотери составляют порядка 10% характеристической скорости.

Таки трошки поболее ...
Тем более. речь шла о первой ступени, а там всё больнее. Читайте статью "Формула Циолковскоо" в небезызвестной Википедиии.



Цитатаа если взять самолетный старт, то на набор 15 км высоты и скорости 0,9М машина стартовой массой 45 тонн затрачивает промерно 1,5 тонны керосина.
 
это на преодоление гравипотерь и на разгон.
 
для 450 тонн будет 15 тонн.

1. А Вы не забываете, что на эту высоту и на эту скорость Вы должны забросить не только ракету, но и её стартовый комплекс самолет-носитель?
И что этому самолету исчо надо будет вернуться на аэродром (считайте, что почти столько же затратить топлива на этот возврат). А исчо и пилотам надо будет налить "по стакАну" для "снятия стресса", бо это полет весьма не ординарный.
2. Исчо надо учесть, что ракета потеряет и начальную высоту, и начальную скорость в процессе отделения от самолета и запуска/выхода на режим своей ДУ.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.04 / 5
  • АУ
Сейчас на ветке: 14, Модераторов: 0, Пользователей: 3, Гостей: 3, Ботов: 8
 
Vist , alex bert , Фёдор144