Мирное служебное кофепитие нарушил недавно вакцинировавшийся от гриппа любитель медицинских сенсаций: мы все умрем от пузырьков (я спокоен. как слон, так как ни слова не понимаю)
https://scfh.ru/news…patogenov/
: 28.10.2025Сигнальные «пузырьки», выделяемые гибнущими клетками, могут быть резервуарами вирусных патогенов
Вирусы гриппа могут распространяться по организму, используя апоптоз – «плановую», генетически запрограммированную гибель клеток. Они «прячутся» в «следах смерти» – пузырьковых структурах, отмечающих место клеточной гибелиВ нашем организме ежедневно гибнет множество клеток: отжившие свой срок клетки покровного эпителия и слизистых оболочек, клетки иммунной системы, сражавшиеся с патогенами… Клетка может погибнуть как в случае серьезных повреждений, несовместимых с выполнением функций, так и в результате слаженной работы специальных систем, необратимо повреждающих основные клеточные структуры. В последнем случае клетка заканчивает жизнь «самоубийством».Процесс контролируемой клеточной гибели называется апоптоз. Такая клетка уменьшается и фрагментируется на маленькие апоптотические тельца, которые поглощают фагоцитирующие клетки иммунной системы. Чтобы эффективно удалять продукты апоптоза, фагоцитам важно вовремя прибыть на место. Поэтому гибнущие клетки выделяют в межклеточную жидкость сигнальные молекулы, а также везикулярные (пузырьковые) структуры со специфическим наполнением.
При апоптозе происходят необратимые изменения клеточной морфологии. Клетка уменьшается и фрагментируется на апоптотические тельца, при этом клеточная мембрана остается неповрежденной. Это предотвращает вытекание токсических и иммуногенных веществ в межклеточное пространство в то время, когда она поглощается и переваривается специализированными клетками (макрофагами). В случае же альтернативного (патологического) типа клеточной смерти – некроза, клетка распухает, мембрана разрывается и содержимое клетки выходит наружу, что приводит к воспалению. По: (Лаврик, 2013)
Недавно исследователи из Австралии обнаружили ранее неизвестный тип таких везикул, который они назвали «следом смерти» (FOOtprint of Death, FOOD). Эти везикулы, богатые актином и тубулином – белками клеточного цитоскелета, прочно прикреплены к субстрату с помощью белков адгезии (прилипания) и отмечают собой место гибели клетки. С помощью покадровой конфокальной 3D-микроскопии ученые зафиксировали процесс образования FOOD. Оказалось, что на поверхности этих везикул расположены молекулы фосфатидилсерина – специфического маркера, который подает фагоцитирующим клеткам сигнал «съешь меня». Внеклеточные везикулы типа FOOD также могут содержать другие белки и метаболиты, которые могут функционировать как сигналы «прощания» либо сигналы о наличии повреждений, которые могут, к примеру, запускать процессы воспаления или регенерации.В ходе исследования ученые обнаружили интересный и неожиданный факт: внутри таких апоптотических «следов смерти» могут скрываться вирусы! В частности, вирус гриппа типа А, который и сам вызывает апоптоз зараженных клеток, активируя соответствующие клеточные механизмы. Именно это служит причиной массовой гибели клеток эпителия дыхательных путей, где размножается вирус.Теперь мы знаем, что везикулы FOOD могут служить резервуаром для вирусных частиц и вирусных белков, способствуя распространению патогена по организму. Это открытие, возможно, станет ключом к новому направлению в противовирусной терапии.