Цитата: МихаилС от 10.03.2008 11:25:59
Ну хорошо бы для начала те-же сырьевики создавали-возрождали отраслевые НИИ. Хотя-бы для впервые за многие годы стали появляться какие-то нормально-оплачиваемые рабочие места для ученых и в своей стране... Я вот нашел ссылку на СИБУР ( это какая-то дочка ГАЗПРОМа, так вроде?) и то, что он якобы с нуля строит в Томске отраслевой НИИ.
"Снаружи" это вот так и должно выглядеть - как воссоздание отраслевых НИИ - с репортажами в прессе, строительством корпусов, наемом сотен всяких там МНСов-СНСов и т.д.
Ну а насчет мелких старт-апов - тут думается все много сложней из-за того, что инвестиции в основном очень рисковые и долгосрочные. Наверное в российских условиях что-то вроде БИОТЕК-старт-апов по образцу США в принципе невозможно, нет таких денег...
А давайте посмотрим на цель. Если целью является создание глобально конкурентных продуктов, способных захватить существенную часть мирового рынка и через это способстовать дальнейшему бурному росту российского хайтека - то новости и создании НИИ в области нефтехимии и продвинутого бурения для этой цели малорелевантны. И даже наоборот, их влияние будет отрицательно, т.к. увеличивает неравную конкуренцию с "настоящими" хай-тек стартапами на рынке труда.
Насчёт мелких. Деньги в стране есть, и много. Но нет нормальной инфраструктуры для доведения их до исследовательских, прорывных стартапов. Основные проблемы тут я вижу такие.
С точки зрения венчурных фондов засады две:
1. «Низкое качество проектов». В венчурных фондах сидят люди, смотрящие на проекты с точки зрения управления финансовыми активами. Замудрёные изложения технических возможностей и перспектив никому не понятны – важно знать, каков рынок, как на него войти, сколько денег принеут люди и с каким наваром можно из проекта выскочить. А технические предприниматели сидят в параллельном мире и бубнят о своём, непонятном и перпендикулярном. При том что исследовали рынок и финансовые прогнозы сделали на уровне детского сада. Даже если и сделаны расчёты – кто их подтвердит? Нужны клиенты, которые своим спросом подтверждают правильность модели. А тогда можно и вкладываться.
2. «Куда девать результат». Хорошо, купили долю в стартапе, стартап попёр – а как потом из него выходить? Можно сделать IPO, но это занятие очень специфичное. Хорошо бы продать, но кому? Российских хайтечных корпораций, заинтереованных в приобретении перспективных стартапов, раз два и обчёлся. Да и то у них интересы весьма особенные - на мировом рынке из них никто не работает. Значит, надо готовить стартап для продажи зарубежным корпорациям монстрам. Входить в партнёрство с тамошними фондами, и т.п. А т.к. для этого требуется нехилая экспертиза, то риски раннего вкладывания просчитываются как неприемлемые.
С точки зрения предпринимателей, засады другие:
1. Если проект имеет глубокие технические корни (а только так можно создать прорывную технологию), то скорее всего руководство слабо в маркетинге и финансах. А доукомплектовать проект нужными людьми с гарантированным результатом очень сложно. Более того, ногие предприниматели «старой закалки» вообще не знают, что этим вопросам надо уделять внимание.
2. Ели проект революционный, его надо проектировать под мировой рынок – ориентация только на внутренний российский будет очевидной ошибкой. Но у малого инновационного коллектива нет возможностей правильно изучить мировой рынок – находясь от него далеко, интересы и потребности потенциальных забугорных клиентов представляются совершенно неадекватно (а чаще не представляются никак). Маркетинговые исследования – дороги, фрагментарны и противоречивы. Нет ресурсов для нормального анализа конкурентной среды и планирования на высоком уровне, чтобы даже капризным венчурным фондам проект был понятен и привлекателен. В всём мире такие ресурсы безусловно есть у больших компаний, а стартапам остаются ниши или запчасти для больших продуктов. Но в России нужны именно нормальные глобальные проекты.
3. Большинство инвесторов могли бы инвестировать после начала коммерческой работы продукта – подтверждения спроса. А где взять ресурсы собственно на создание технологии – особенно, если цикл разрботки занимает львиную часть времени? Гос. финансирование через фонд Бортника может быть и хорошо, но мало. Венчурные фонды подключаются на более поздних стадиях. Ангелы редки, боязливы и малокомпетентны в конкретных отраслях.
Т.е. механизмы венчурного финансирования, настроенные по западной модели, плохо подходят для развития российских хайтек проектов. Решать можно разными путями, но в идеале надо создавать механизмы, работающие на подъём именно специфически российских инновационных проектов. Прорывных, многомерных, с долгосрочным эффектом, с влиянием и потенциалом в смежных областях...
Отредактировано: avk - 10 мар 2008 13:19:42