НО ПОЧЕМУ ТАК ПЛОХО РУБЛЮ
Если вы почитаете новостные ленты, вы поразитесь обилию трактовок. Оно и понятно: прежние клише не работают, и первое, что делают аналитики, — натягивают сову прежнего опыта на глобус новых обстоятельств. У меня есть мнение, которое, безусловно, не исчерпывает всего богатства палитры экономической картины, но, возможно, хотя бы что-то объясняет.
Главное, что я хочу сказать: доллар и евро ушли из нашей жизни, их практически нет. Соответственно, рублевая масса в России превалирует над остатками массы инвалютной. А мы продолжаем считать курс так: много рублей, мало долларов, дисбаланс, рубль дешевый. То есть мы как бы приравниваем две массы, рубля и доллара, считая их стоимости равными, и по этому судим о силе отдельно взятого рубля. Почему так сложилось, старожилы, естественно, не припомнят. Но деды так считали, нам завещали, а мы кто такие, чтобы отменять?
Куда же подевались доллары:
- наши зарубежные валютные резервы заморожены, а что-то, вероятно, уже и украдено;
- возможности для наших банков вести международные операции ограничены, а часто даже отсутствуют. Нужно сто миллионов «зеленых» к обеду, а вечером крутануть назад в рубли — все, нельзя;
- то иностранное, что продается в России, в основном приобретено непосредственно на юани, рупии и другие деньги с непривычными названиями, и доллар не был даже посредником в этой сделке (доля пары рубль-юань в торговле с Китаем составила, например, 80%);
- личные контакты соотечественников с долларом и евро сведены к минимуму. Народ развлекается в Турции и Таиланде, а не на Лазурном берегу, путевки закупают за рубли в «офлайновых» турфирмах (гудбай, цифровизация!), там, под пальмами, что-то конвертируют и как-то выкручиваются, а в целом никто никуда особо не летит, сидят по дачам.
Очень показателен пример с Индией. Она стала едва ли не основным покупателем российской нефти. Торговля ведется в паре рубль-рупия (звучит красиво, не правда ли?). В итоге на индийских счетах российских компаний — миллиарды рупий, и не вполне понятно, что с этим добром делать. Перебросить их в Россию через посредство доллара мешают санкции. Они же, а также общая неотработанность механизма, не дают просто перекинуть рупии в Россию и превратить их тут в доллары (а превратишь в рубли, окончательно обвалишь курс). Наконец, пресловутая неопределенность также намекает, что пусть рупии пока полежат там. Результат: нефть продали, но в России доллара не появилось. В России — дефицит доллара. Формальный. И формально же, как привыкли считать, падает курс рубля.
И так во всем. С юанями. С теми немногими долларами, которые вывезли россияне в Таиланд и поменяли там на местные деньги. Доллар из России уходит (мы так этого хотели). Его становится мало. И это как бы ослабляет рубль.
ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧТО БУДЕТ
Все аналитики сходятся на том, что рубль недооценен даже относительно юаня и рупии, не говорят уже о долларе и евро.
Таким образом, в среднесрочной перспективе никакого обвала ждать не придется, курс выправится.
Но то в среднесрочной. А вот на короткой дистанции могут быть неприятные моменты. Никто не отменял здорового желания банков поспекулировать на ножницах курсов. Они это уже делают, и все такие спекуляции приводят к ослаблению рубля. Правда, рубль все равно вернется к разумному курсу, и чем яростнее спекуляция, тем резче это случится, что тоже не здорово. По доброй традиции, рубль успокоится на уровне чуть выше того, с которого стартовал. Ну, этим не удивишь, рынок такой рынок.
Хотя на самом деле колебания курса не должны влиять на оптовые и розничные цены, они будут влиять, потому что наш любимый (видимо, эта любовь не взаимна) малый бизнес, а за ним и средний (крупный все-таки сохраняет подобие приличий), любое колебание курса воспринимают как повод переписать ценники. Пока это не происходит с той прытью, что в конце февраля 2022, но уже происходит. А не происходит потому, что бизнес уже вовсю щупает ножкой дно покупательной способности и понимает, что маневра-то у него особо и нет. Просто никто ничего не будет покупать.
Итак, мы получим некоторое повышение цен (не вдвое-трое, как некоторые пишут, конечно), которое к тому же будет смягчено традиционной августовской дефляцией. Рост физической рублевой массы может создать проблемы к концу осени, но когда создаст, тогда и напишем, тем более к курсу это прямого отношения не имеет.
И вроде бы понятно, что избежать таких качелей проще простого. Раз никакого свободного движения валют нет, потому что Запад своими санкциями свободу порушил, нечего и пытаться валюты «конкурентно» сопоставлять. Надо менять систему курсообразования. А то выходит, как в плохонькой районной больнице: на ужин из напитков только чай, но пациенты все равно должны голосовать за него и за кофе, которого нет.
Мне возразят: но это же вмешательство в рынок, спекуляции и подпольный курс. В рынок регулятор вмешивается постоянно, а черного рынка и подпольного курса не будет, потому что доллар и евро актуальны разве что как средство накопления для самых боязливых. Нет спроса, нет и предложения.