Скрытый текст
Торговый оборот Китая и России превысил 244,8 млрд долларов, достигнув исторического максимума. Китайские автопроизводители захватывают российский рынок, доля расчётов в национальных валютах превышает 90%… Как был достигнут этот евразийский экономический прорыв?
Чжоу Лицюнь (周立群), председатель Китайской торговой палаты в России и непосредственный участник развития двусторонней торговли, в недавнем интервью изданию Guancha в Москве раскрыл три ключевых поворотных момента в сотрудничестве: от бартерных сделок к партнёрству триллионного уровня. Особо он отметил, что после начала украинского конфликта, на фоне западных санкций, эффект замещения в китайско-российской торговле стал очевиден. Сейчас стороны формируют новую модель глобальных цепочек поставок через совместное создание промышленных парков, взаимное признание стандартов и цифровую торговлю.
Однако Чжоу указал на сохраняющиеся проблемы: "8000 зарегистрированных в России китайских компаний превышают суммарное количество американских и немецких, но парадокс "горячей политики и холодной экономики" не преодолён". Препятствия в трансграничных платежах, высокие барьеры сертификации и недостаточная пропускная способность логистики – эти невидимые оковы сдерживают достижение цели в 300 млрд долларов. Перспективы китайско-российской торговли обнадеживают, но вызовы нельзя игнорировать. Обеим странам необходимо углублять сотрудничество, чтобы устранить эти ограничения.
Но обо всем по порядку, вот само интервью.
Китайско-российское экономическое сотрудничество можно разделить на три этапа
Guancha: Могли бы вы, основываясь на вашем личном опыте с 1990-х годов по настоящее время, выделить ключевые моменты в китайско-российском экономическом сотрудничестве за последние два десятилетия? Например, как китайские компании адаптировались в России после финансового кризиса 2008 года, какие вызовы и возможности возникли после введения западных санкций в 2014 и 2022 годах?
Чжоу Лицюнь: В конце 1980-х я был направлен на учебу в СССР по государственной программе Министерства образования Китая, где получил докторскую степень по электротехнике в Московском энергетическом институте. После возвращения в Китай я некоторое время работал в Китайской национальной химической корпорации (сейчас – Sinochem), а затем был командирован в Россию. С конца 1980-х, то есть более 35 лет, после защиты диссертации я непрерывно занимаюсь китайско-российским экономическим сотрудничеством и на собственном опыте наблюдал его развитие.
Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество можно условно разделить на три этапа.
Первый этап (с 1990 по 2000 год) – период становления. В 1989 году Михаил Горбачев посетил Китай и встретился с Дэн Сяопином. Обе стороны договорились "завершить прошлое и открыть будущее", нормализовав китайско-советские отношения. Таким образом, десятилетие с 1990 по 2000 год стало начальным этапом китайско-российской торговли, но из-за нестабильности в позднем СССР и ранней России темпы роста объема двусторонней торговли были относительно медленными. Объем торговли между Китаем и Россией не превышал 10 млрд долларов в год и в основном сводился к приграничной торговле и бартеру. Тем не менее, этот этап заложил основу для будущего торгово-экономического сотрудничества.
Второй этап (с 2000 по 2010 год) – период быстрого роста. К 2010 году объем торговли приблизился к 100 млрд долларов. На этом этапе взаимодополняемость китайско-российской торговли проявлялась все более отчетливо, также постепенно обозначилась тенденция роста межрегионального торгового сотрудничества. На правительственном уровне были созданы различные механизмы сотрудничества, например, был учрежден механизм сотрудничества между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России. Проведение выставок на территории друг друга (Екатеринбург и Харбин ежегодно организуют совместные выставки), создание городов-побратимов, а также использование других форм обеспечило быстрое развитие двусторонней торговли.
Третий этап охватывает период с 2010 года по настоящее время, эти 15 лет вывели китайско-российский товарооборот на новую высоту, этот этап можно назвать этапом углубления сотрудничества. В таких сферах, как энергетика, полезные ископаемые, продовольствие, инфраструктура, логистика, сотрудничество между Китаем и Россией непрерывно углубляется и переходит на новый уровень. В 2024 году товарооборот между Китаем и Россией достиг рекордных 244,8 млрд долларов США. Постоянное развитие масштабов сотрудничества в торгово-экономической сфере играет положительную роль в поддержании дружественных отношений между двумя странами.
Китай уже 15 лет подряд является крупнейшим торговым партнером России, что действительно было достигнуто нелегким трудом. Между двумя странами существуют не только преимущества географической близости, но и сильная экономическая взаимодополняемость. Энергоресурсы, полезные ископаемые и сырьевые товары из России непрерывно поступают в Китай, в то время как продукция легкой промышленности, автомобили, электротехника из Китая также непрерывно поступает в Россию. На протяжении длительного времени китайско-российская торговля характеризовалась дисбалансом, когда мы больше импортировали, чем экспортировали. В 2024 году наш экспорт в Россию составил примерно 115 миллиардов долларов, а импорт - около 120 миллиардов долларов, что демонстрирует практически сбалансированный торговый оборот.
Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество прошло волнообразный путь развития. С одной стороны, это связано с изменениями международной обстановки, с другой стороны, это результат совместных усилий правительств и предприятий двух стран. Это вновь подтверждает, что торгово-экономическое сотрудничество является прочной основой дружественных отношений между Китаем и Россией. Взаимодополняемость двусторонней торговли определяет, что, несмотря на любые колебания, товарооборот между двумя странами в конечном итоге будет развиваться и расти – таков мой опыт и мое понимание происходящего.
Документы для таможенного оформления одного контейнера когда-то занимали половину офиса
Guancha: Если говорить конкретно о компаниях, которые вы обслуживали или с которыми взаимодействовали, с какими проблемами "акклиматизации" они сталкивались при выходе на российский рынок? Например, низкая эффективность логистики и таможенного оформления, различия в законодательстве и т.д. Вы как-то приводили пример, что "документы для таможенного оформления одного контейнера когда-то занимали полофиса". Как подобные проблемы решались шаг за шагом?
Чжоу Лицюнь: Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество действительно переживало взлеты и падения. В начале 2000-х, когда только начиналось наше торгово-экономическое сотрудничество, в России существовал ряд проблем: неупорядоченность рынка, несовершенство законодательства и другие. Кроме того, китайские компании, выходившие в то время за рубеж, плохо знали Россию, поэтому у многих компаний возникали проблемы с адаптацией к местной среде по прибытии в Россию.
Основным проявлением "неспособности адаптироваться к местной среде" было то, что они плохо понимали рыночный спрос, законодательство и отраслевые особенности в России. Кроме того, сами команды выходящих на рынок предприятий зачастую не обладали достаточной компетентностью. Например, некоторые компании, увидев, что легкая промышленность и текстиль пользуются спросом в России, начали активно выходить на этот рынок, поставляя различную одежду, обувь, меховые изделия и другую продукцию. Однако в России действуют свои законы и нормативные акты, и эти предприятия, не имея надежных партнеров и не проведя достаточных маркетинговых исследований, через различные каналы выводили товары на рынок, что не соответствовало требованиям рыночного доступа и в результате приводило к потерям.
Некоторые инвестиционные проекты также страдали от недостаточного понимания местной специфики, что создавало трудности на этапах таможенного оформления, сертификации продукции, карантинного контроля и других. Следует отметить, что в то время в России действительно существовали проблемы с эффективностью таможенного оформления. Как я уже упоминал, "документы для таможенного оформления одного контейнера занимали полкабинета" – для прохождения таможни приходилось готовить переводы различных документов с китайского, стопки бумаг были огромными, но в итоге оформление все равно могло не пройти. Это не только задерживало выход на рынок, срывало сроки поставок, но и увеличивало затраты по всем направлениям.
Это и есть так называемая "неспособность адаптироваться к местной среде", но глубинная причина заключалась в недостаточной подготовке и осведомленности наших компаний, выходивших на российский рынок.
Наши предприятия работают в различных сферах. Приведу один пример. На Дальнем Востоке России для обработки больших площадей земли не хватало сельскохозяйственной техники. Китайские компании, увидев это, заключали контракты с российской стороной и поставляли туда технику. Однако в России для этой техники требовалась сертификация – не только сертификаты качества, но и техническая документация. После прохождения сертификации приходилось привлекать третьих лиц для таможенного оформления, затем делать переводы и проводить PR-работу – процесс был крайне длительным.
Правовая и нормативная система России все же отличается от китайской. В основном Россия ориентируется на стандарты, разработанные еще в СССР, поэтому большинству импортируемых машин и оборудованию требуется сертификация. Наши предприятия из-за недостатка знаний в этой области сталкивались с тем, что накапливались большие объемы продукции, которая не могла нормально пройти таможенное оформление. Этот урок следует хорошо усвоить, поскольку это влечет за собой высокие затраты и несоблюдение сроков поставки.
Со временем компании стали лучше готовиться к работе в России, и сейчас именно они – движущая сила двусторонней торговли.
Эффект замещения после начала конфликта на Украине
Guancha: После начала российско-украинского конфликта в 2022 году западные компании ушли с российского рынка, а доля китайских автопроизводителей (например, Haval) и электроники (Xiaomi) резко выросла. Вы упомянули, что количество зарегистрированных китайских предприятий резко увеличилось, превысив 8000, что значительно больше, чем немецких и американских компаний. Одновременно резко вырос и товарооборот между Китаем и Россией. Как глава торговой палаты, как вы оцениваете этот "эффект замещения"?
Чжоу Лицюнь: Западные санкции против России появились еще в 2014 году и действуют уже более 10 лет. С 2022 года Запад ввел беспрецедентные экономические санкции, которые оказали колоссальное давление на российскую экономику.
После начала российско-украинского конфликта число китайских компаний, зарегистрированных в России, резко возросло. Это связано с тем, что уход западных компаний создал рыночные ниши в различных секторах, а российское правительство ввело политику параллельного импорта и замещения, поощряя поставки продукции через различные каналы для замены товаров западных компаний, которые ушли с рынка и прекратили экспорт в Россию. В 2023 году число официально зарегистрированных китайских предприятий в России превысило 8000, и эта цифра продолжает расти, что, безусловно, вносит вклад в рост китайско-российской торговли.
Выход китайских компаний на российский рынок обусловлен как сложившейся ситуацией, так и рыночными факторами. Например, китайская компания Sany Group, занимающаяся производством строительной техники, раньше занимала средние позиции по объемам продаж за рубежом, но в последние годы, воспользовавшись возможностями в России и грамотно выстроив стратегию, смогла выйти в лидеры. Таким образом, правильное использование возможностей позволяет не только развиваться, но и вносить вклад в двустороннюю торговлю.
Конечно, это лишь один пример. Аналогичный рост наблюдается в автозапчастях, электронике и бытовой технике. Как уже говорилось, число китайских предприятий в России давно превысило 8000, что в 6 раз больше, чем немецких компаний, и в 10 раз больше, чем американских. До конфликта в списке 50 крупнейших иностранных компаний по объему продаж в России была только одна китайская, а теперь шесть из 20 крупнейших компаний списка – китайские. Это показывает, что в последние годы китайские компании в России смогли воспользоваться рыночными возможностями и добились как количественного, так и качественного роста.
Новые позитивные тенденции в китайско-российских экономических отношениях
Guancha: Помимо резкого роста числа зарегистрированных китайских компаний, какие еще новые позитивные тенденции появились в китайско-российских торгово-экономических отношениях после начала российско-украинского конфликта?
Чжоу Лицюнь: В текущей международной обстановке китайско-российская торговля воспользовалась ключевыми возможностями, достигнув исторического роста, а структура торговли стала еще больше оптимизированной. Одним из наиболее заметных изменений стало улучшение ситуации с хроническим торговым дефицитом – экспорт и импорт постепенно выравниваются, что имеет большое значение для устойчивого развития двусторонней торговли.
Особо хочу отметить прорыв в расчетах в национальных валютах. Из-за западных финансовых санкций расчеты в долларах и евро стали затруднены, поэтому Китай и Россия активно продвигают использование юаня и рубля. За последние два года доля расчетов в национальных валютах в двусторонней торговле превысила 95%, что весьма выгодно для Китая.
Во-вторых, заслуживает внимания оптимизация структуры торговли. Благодаря политике импортозамещения и параллельного импорта многие китайские товары и отрасли успешно вышли на российский рынок, изменив прежнюю торговую модель. Эта корректировка также отвечает реальным потребностям экономического развития Китая.
В-третьих, это стимулировало строительствj логистической инфраструктуры и развитие транспортных услуг между Китаем и Россией. Например, открытие железнодорожного моста в Тунцзяне и автомобильного моста в Хэйхэ, наряду с традиционными железнодорожными и морскими маршрутами, значительно улучшило логистику между двумя странами. Количество ежедневных грузовых поездов по маршруту Китай-Европа также значительно возросло, сотни поездов курсируют между Китаем, Россией и Европой, а инфраструктура пограничных пунктов была значительно модернизирована.
Кроме того, влияние китайских компаний и продукции на российском рынке продолжает расширяться. Углубляя международное производственное сотрудничество, поощряя предприятия "выходить на глобальный уровень" в рамках инициативы "Пояс и путь", укрепляя взаимосвязанность, китайские предприятия и товары увеличивают свою долю на российском рынке. Даже если международная обстановка останется сложной и изменчивой, благодаря хорошему фундаменту и конкурентным преимуществам, накопленным ранее, китайские компании смогут укрепить свои позиции в России, заложив прочную основу для долгосрочного торгово-экономического сотрудничества.
Четыре основные проблемы китайско-российской торговли
Guancha: Несмотря на значительный рост товарооборота между Китаем и Россией после начала украинского конфликта, в прошлом году его объем составил лишь 244,8195 млрд долларов, для сравнения, объем торговли между Китаем и США достиг 688,28 млрд долларов. Инвестиции китайских компаний в Россию и того ниже. Парадокс "горячей политики и холодной экономики" по-прежнему существует. С какими проблемами, по вашему мнению, сталкивается торговля между Китаем и Россией?
Чжоу Лицюнь: В 2024 году товарооборот между Китаем и Россией достиг исторического прорыва, увеличившись до 244,8 миллиарда долларов и установив новый рекорд. Однако этот результат не является конечной точкой роста – китайско-российская торговля по-прежнему обладает огромным потенциалом для дальнейшего развития.
С политической точки зрения, высокий уровень взаимного политического доверия и стратегического взаимодействия между двумя странами создает прочную основу для развития двусторонней торговли. В экономической сфере сохраняется стабильная взаимодополняемость экономик Китая и России, что в долгосрочной перспективе останется неизменным. Россия обладает богатыми ресурсами, что соответствует потребностям китайского рынка, в то время как Китай имеет очевидные преимущества в области машиностроения и электротехники. Такая естественная разница в торговой структуре закладывает основу для устойчивого роста двусторонней торговли. Кроме того, будучи соседями, Китай и Россия обладают уникальными преимуществами в плане упрощения торговых процедур. Все эти факторы вместе создают надежную основу для дальнейшего роста товарооборота.
Вы упомянули о ситуации "горячей политики и холодной экономики" между Китаем и Россией. Многие люди могут подумать, что дружественные отношения между странами автоматически приведут к быстрому росту торгового оборота, но это скорее ожидание, чем реальность. На самом деле, в отличие от давно сформировавшихся масштабных торговых отношений с США, ЕС и АСЕАН, достижение текущего объема торговли между Китаем и Россией далось нелегко. Особенно ценно то, что этот результат был достигнут на фоне западных санкций против России, ограничений в финансовых расчетах и постепенного решения логистических проблем после пандемии. Стоит отметить, что Китай уже 15 лет подряд остается крупнейшим торговым партнером России, при этом объем торговли стабильно растет год от года, увеличившись более чем на 200 миллиардов долларов за три этапа развития.
В будущем товарооборот между Китаем и Россией обязательно продолжит расти. Несмотря на уже достигнутые впечатляющие результаты, текущие цифры определенно не являются пределом. Перед лицом существующих трудностей и вызовов, при твердой уверенности и опоре на прочную основу стратегического партнерства между двумя странами, китайско-российская торговля будет продолжать развиваться, а дружба между народами двух стран – укрепляться.
Guancha: Мы также слышали мнения некоторых российских экспертов о том, что китайские компании сталкиваются с политическим давлением при ведении бизнеса в России из-за опасений по поводу западных санкций. Какие, по вашему мнению, наиболее серьезные проблемы и трудности существуют в настоящее время?
Чжоу Лицюнь: Объективно говоря, за достижением торгового оборота в 240 миллиардов долларов в китайско-российском экономическом сотрудничестве по-прежнему стоят многочисленные практические трудности и вызовы. Под влиянием западных санкций против России некоторые китайские компании, имеющие активы и бизнес за рубежом, из соображений риска не могут полностью раскрыть свой потенциал в сотрудничестве с Россией. Это текущая объективная реальность, которую нам необходимо понимать.
Первой и наиболее острой являются проблема платежей. Санкции против российских финансовых институтов, компаний и частных лиц создают серьезные препятствия для китайских компаний и их российских партнеров на этапе банковских платежей. Несмотря на то, что компании активно ищут решения, трудности с расчетами все еще существуют – это первый вызов.
Во-вторых, инфраструктура пограничных переходов требует модернизации. При протяженности китайско-российской границы в тысячи километров между странами имеется всего один железнодорожный и один автомобильный мост. Пропускная способность таких переходов, как Маньчжурия и Суйфэньхэ, построенных сто лет назад, уже не соответствует растущим торговым потребностям. В рамках инициативы "Пояс и путь" крайне важно укреплять возможности пограничных переходов и повышать пропускную способность инфраструктуры.
В-третьих, требуется повышение эффективности логистики и таможенного оформления. Хотя такие логистические каналы, как экспресс "Китай-Европа", постоянно расширяются, а число поездов на этих маршрутах растет, потенциал для упрощения и улучшения таможенных процедур по-прежнему огромен. Например, необходимо повысить эффективность таких процессов, как карантинный контроль, создание "зеленых коридоров" и эффективность работы железных дорог.
В-четвертых, существует недостаточное взаимное признание стандартов сертификации. С ростом объемов торговли машиностроительной продукцией стали очевидны различия в технических стандартах двух стран. Российские стандарты, унаследованные с советских времен, пока не гармонизированы с действующими китайскими стандартами. Процесс сертификации оборудования остается длительным и сложным, что требует совместных усилий отраслевых экспертов с обеих сторон для содействия взаимному признанию систем качества и снижению торговых барьеров.
Как только будут решены ключевые проблемы в области финансовых расчетов, пограничной инфраструктуры, упрощения таможенных процедур и сертификации, потенциал роста китайско-российской торговли получит дополнительный импульс. Следует учитывать, что разведанные запасы полезных ископаемых на Дальнем Востоке России составляют лишь около 30%, что означает значительные перспективы для добычи и естественно может быть интересно для закрытия огромных потребностей Китая в энергоресурсах. В то же время преимущества Китая в поставках машин и оборудования, товаров легкой промышленности и повседневного спроса будут и впредь удовлетворять потребности российского рынка. Эти структурные взаимодополняющие характеристики определяют, что двусторонняя торговля между Китаем и Россией наверняка выйдет на более высокий уровень после преодоления существующих проблем.
Guancha: Вы упомянули четыре проблемы. Могли бы вы подробнее остановиться на проблемах трансграничных расчетов между Китаем и Россией с использованием национальных валют?
Чжоу Лицюнь: Прежде всего, продвижение интернационализации юаня и расчетов в национальных валютах выгодно для нашей страны и приносит много преимуществ обеим сторонам. Однако в текущих условиях санкций необходимо решить проблемы управления рисками и регулирования в платежной сфере. В долгосрочной перспективе решение платежных барьеров является ключевым для устойчивого роста китайско-российского экономического сотрудничества. Это потребует углубления координации между финансовыми институтами двух стран, наращивания объемов расчетов в национальных валютах, комплексного анализа платежных инфраструктурных решений.
В настоящее время между Китаем и Россией уже действует собственная система расчетов в национальных валютах CIPS (China Interbank Payments System), которая является альтернативой SWIFT. На фоне западных санкций использование этой системы значительно увеличилось, но ее безопасность и удобство по-прежнему требуют совершенствования. До санкций зависимость сторон от этой системы была низкой, а сейчас необходимость расширения сотрудничества по расчетам в национальных валютах подчеркивает актуальность ее срочной оптимизации.
Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование инструментов, чтобы сделать их более профессиональными и надежными. Это требует усиления коммуникации между финансовыми учреждениями и ведомствами двух стран, углубленного обсуждения вопросов сотрудничества в области платежных систем, инструментов и сопутствующих страховых механизмов торговли. Если обеспечение финансовых платежей не будет соответствовать быстрорастущим потребностям двусторонней торговли, это неизбежно станет ограничивающим фактором для экономического сотрудничества.
Наряду с платежными вопросами, ранее обозначенные направления – модернизация инфраструктуры, координация между железнодорожными и логистическими ведомствами, упрощение таможенных процедур и локализация производств – также требуют существенного совершенствования и доработки.
Guancha: Вы также упомянули проблему взаимного признания стандартов. Не могли бы вы подробнее рассказать о конкретных стандартах на продукцию и основных проблемах взаимного признания стандартов между сторонами?
Чжоу Лицюнь: В настоящее время экспортируемые Китаем в Россию автомобили, строительная техника и другая техническая продукция сталкиваются с проблемами сертификации. В России такая продукция должна получить сертификационное разрешение от государственных органов, прежде чем она сможет быть зарегистрирована, поступить на рынок и использоваться.
Действующие в России стандарты сертификации основаны на ее национальных стандартах и содержат четкие требования к таким параметрам, как уровень шума, выбросы, факторы безопасности и другие. Даже проверенное китайское оборудование, годами надежно работающее на внутреннем рынке, при выходе на российский рынок требует перевода технических параметров и кодов в соответствии с российскими требованиями, а также прохождения многоэтапной процедуры, включающей тестирование в российских лабораториях, проверку стандартизирующими организациями и утверждение государственными органами. Весь этот процесс сертификации занимает значительное время. Такая ситуация создает трудности с сертификацией для экспортируемых Китаем автомобилей, строительной техники, сельскохозяйственного оборудования и другой продукции.
В настоящее время именно эти товары являются основными растущими категориями китайского экспорта в Россию, а также той нишей на рынке, которую России необходимо срочно заполнить в условиях санкций. Однако из-за неизменности сертификационных стандартов существует явный разрыв между рыночным спросом, предложением продукции и процессом сертификации. В связи с этим китайские и российские импортно-экспортные предприятия предлагают усовершенствовать механизм взаимного признания сертификатов: продукция, уже сертифицированная в Китае, могла бы проходить упрощенную процедуру сертификации в России, а российская сертифицированная продукция признавалась бы в Китае. Это позволило бы значительно сократить сроки сертификации и дало бы мощный импульс развитию смежных отраслей.
Локализация – это воплощение интернационализации китайских предприятий
Guancha: Ранее вы упомянули, что из-за санкций и других сотрудничество не может развиваться в полной мере. Какие, по вашему мнению, контрмеры могут принять компании, торговые палаты и правительства обеих сторон в этой связи?
Чжоу Лицюнь: Для преодоления этих трудностей и вызовов, а также содействия росту китайско-российского экономического сотрудничества необходимо совместное участие правительств, предприятий и отраслевых ассоциаций. На правительственном уровне Китай и Россия уже создали относительно совершенную сеть механизмов сотрудничества, включая межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, логистике и транспорту, таможенным вопросам, гуманитарным обменам, а также региональные механизмы сотрудничества, такие как сотрудничество Дальнего Востока России с Северо-Восточным Китаем, среднего и нижнего течения Янцзы с Приволжским федеральным округом. Эти межправительственные механизмы уже достаточно совершенны, что отражает высокую степень внимания обоих правительств к развитию двусторонней торговли.
В настоящее время на правительственном уровне следует продолжать уделять основное внимание тому, как активизировать эффективность существующих механизмов для решения практических проблем, с которыми мы сталкиваемся. Например, ускорение взаимного признания стандартов качества или упрощения обмена персоналом – в настоящее время между Китаем и Россией еще не введен безвизовый режим, срок деловых виз составляет всего один год, процедура получения долгосрочных рабочих разрешений для сотрудников предприятий остается сложной. Все эти проблемы требуют усиления коммуникации и совместного решения со стороны правительств двух стран.
На уровне предприятий следует проявлять инициативу, опираясь на такие платформы, как китайско-российские выставки, ярмарки и бизнес-встречи, углублять обмены и сотрудничество, укреплять взаимное доверие. В настоящее время у предприятий по-прежнему сохраняется довольно сильное желание, особенно в этот благоприятный период для торгово-экономического сотрудничества. Предприятиям необходимо более активно участвовать в двустороннем рыночном и проектном сотрудничестве, а также содействовать реализации сотрудничества через практические действия.
Отраслевым и бизнес ассоциациям необходимо продолжать играть связующую роль, создавая сервисные платформы, предоставляя рекомендации и юридические консультации, чтобы "сопровождать" предприятия в их выходе на зарубежный рынок. По мере расширения масштабов экспорта китайской продукции, такой как оборудование, в Россию, следующим этапом станет "локализация" – организация производства на территории России, что позволит не только избежать рисков, связанных с изменениями налоговой политики и барьерами сертификации, стабилизировать рыночную долю, но и создать рабочие места на местах, способствуя экономическому развитию.
В качестве примера можно привести Китайскую торговую палату в России, которая в настоящее время имеет 8 отраслевых отделений (охватывающих такие области, как автомобилестроение, право, туризм, электронную коммерцию и т.д.) и более 4000 предприятий-членов. Мы постоянно проводим такие мероприятия, как семинары и презентации, чтобы предоставлять компаниям полный спектр услуг, помогая им достичь локализованного развития и расширения масштабов при соблюдении требований.
Guancha: Локализация действительно очень важна. Среди более чем 8000 зарегистрированных предприятий, которые вы упомянули, высока ли доля локализации? Каково конкретное отношение местных властей к этому?
Чжоу Лицюнь: Здесь под локализацией понимаются не торговые компании, а производственные предприятия, такие как наши отечественные производители оборудования, автомобилей, строительной и другой техники. После того как продукция выходит на рынок через торговлю, мы организуем послепродажное обслуживание, монтаж, обучение и так далее. Таким образом, локализация здесь означает, что не только то, что компания зарегистрирована на месте, но и его производство, изготовление, послепродажное обслуживание и обучение также осуществляются на месте – это и называется локализацией. Местные власти очень приветствуют это, и это также является признаком того, что мы действительно выходим на международный уровень.
Поэтому, когда доля продукта и спрос на рынке гарантированы, следующим шагом является рассмотрение процесса локализации продукта и соответствующей отрасли. Местные власти также приветствуют это, поскольку это отразится на налогах, занятости и социальной сфере. В настоящее время российское правительство проводит соответствующую политику на Дальнем Востоке и в некоторых зонах экономического развития, поощряя иностранные компания к созданию производств на местах.
Китайские бренды, такие как Haier, производят свою продукцию в России уже десять лет, и сейчас началось строительство второй очереди завода. Еще один пример: автомобили Haval также производятся на месте уже много лет, постоянно идет обновление модельного ряда, а продажи идут хорошо. Есть и другие отрасли, которые находятся в процессе переговоров о локализации, так что это общая тенденция.
Guancha: Как обстоят дела с "зелеными" инвестициями Китая в России с 2022 года после начала российско-украинского конфликта?
Чжоу Лицюнь: В этой области наблюдается рост, например, в сельском хозяйстве (растениеводство, животноводство) и лесном хозяйстве появились новые зеленые инвестиционные проекты. В настоящее время Китай занимает лидирующие позиции в таких технологических отраслях, как искусственный интеллект и цифровая торговля, поэтому Россия также надеется и приветствует увеличение наших инвестиций и локализацию продукции в "зеленой" сфере.