Русский православный священник Андрей Кураев пишет про Абхазию.
В соответствии с договоренностями между МГУ и АГУ, Андрей Кураев читает лекции в Абхазском университете. Отец Андрей – обладатель многочисленных наград за миссионерскую деятельность и усилия в деле единения, солидарности и терпимости. Он уверен, что активное миссионерство жизненно необходимо, и известен в первую очередь благодаря своей широкой миссионерской деятельности, такой как: чтение лекций, издание книг, участие в телепрограммах.
За последние двадцать лет проповеди о.Андрея слышали в десятках странах мира - от Канады до Китая и от Финляднии до Израиля...
Моя задача – помогать Абхазской церкви по мере сил http://kuraev.ru/ind…amp;id=233--------
– Что было самым трудным, с чем Вы столкнулись, приехав в Абхазию?– Сквозняки в доме (улыбается). Есть и другие проблемы, но они не только мои, они касаются каждого человека, живущего здесь, и меня даже в меньшей степени, так как я здесь бываю наездами. Поэтому не мне жаловаться на перебои со светом или с водою.
В абхазской жизни, как мне кажется, есть серьезная психологическая проблема. Это различие в восприятии Абхазии русскими туристами и местными жителями.
Для русского туриста Абхазия – это страна отдыха, курорта. Кажется что тут все ради «расслабухи» и приятственности… А для абхаза Абхазия не курорт и не приятный эпизод; это все, что у него есть. Для него это предельно серьезно.
И главное – понятия курорта и военной мобилизации трудно совместимы. А национальное сознание жителей Абхазии еще не вернулось с войны. Отечественная война абхазского народа (этот термин даже незнаком большинству туристов) напоминает о себе на каждом шагу и в каждом человеке. И отсюда – болезненные недопонимания между приезжими и местными жителями. Потому что война заканчивается не тогда, когда гремит последний выстрел или подписывается мирный договор, а тогда, когда происходит внутренняя демобилизация.
Мне кажется, абхазский народ до сих пор не верит в то, что мир наступил навсегда. У очень многих людей, с кем ни встретишься, с кем ни побеседуешь, всплывают фронтовые воспоминания. Для русского человека это непривычно: в России фронтовики – из поколения моего деда. А здесь человек может быть младше тебя, но у него есть боевой опыт, который живет в нем, как осколок. Все это надо понять и пережить.
При этом и сами абхазы желают, чтобы их страна стала мировым курортом. Но понятия «курорт» и «конфликт» несовместимы. А конфликт, в который вовлечена Абхазии, словами не заговорить. Он реален и многолетен. Но значит и проблема разного психологического настроя туристов и хозяев останется надолго. И своя правда есть у всех.
Еще в Абхазии я заметил определенную осмотрительность, вообще присущую жителям небольших городов: они должны присмотреться и подумать, допускать ли к себе нового человека, можно ли ему доверять. В этом смысле, у жителей мегаполиса другая психология – они принимают решения быстро, хотя нередко и ошибочно.
Например, я полгода читал лекции в сухумском университете. И только в конце семестра студенты начали засыпать меня вопросами, предложениями. Я спрашиваю: ребята, а где вы раньше-то были? И получаю ответ: «А мы к вам присматривались...».
А еще - будущее абхазского народа вызывает у меня тревогу… В любой стране мира молодежь родившаяся и живущая на курорте, находится в зоне риска. Молодые люди видят, как туристы тратят деньги, отдыхают, и думают, будто это и есть нормальная жизнь.
Ребенок видит, как какой-нибудь воркутинский шахтер просаживает деньги, но не видит, как тот их зарабатывает. И у него может сформироваться не очень верное представление о том, как надо жить. Из-за этого может деформироваться и трудовая этика. Это серьезная проблема. Но она не национальная, а социологическая.
Понимаете, какие-то вещи могут быть полезными для экономики страны, для процветания курортного бизнеса, но не для человека. Для человека, особенно для мужчины, очень важно что-то делать своими руками, созидать, а не просто принимать гостей и чем-то торговать.
Думаю, есть только один способ справиться с этой проблемой. Прежде всего, нужно, как говорил Сент-Экзюпери, «прибраться на своей планете». Я надеюсь, что в ситуации, когда сформировалось хозяйское ощущение своего дома, суверенитета, у молодежи республики обострится ответственность за родную землю. Это и будет противоядием от угрозы, которую я озвучил.