Стабилизировав состав участников,Организация договора о коллективной безопасности ориентируется
на купирование конфликтов и террористических угроз на постсоветском
пространстве - в первую очередь, на территориях бывших советских республик Средней Азии.Двадцать лет назад на постсоветском пространстве
была предпринята первая попытка создать режим безопасности.
Под договором о коллективной безопасности (ДКБ) 15 мая 1992 года поставили
свои подписи лидеры Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.
К исходу 1993 года то же самое сделали Азербайджан, Грузия и Белоруссия.
К концу 1990-х содружество очень независимых государств более-менее определилось с направлениями развития, и далеко не всем из числа поначалу державшихся вместе оказалось по пути.
В 1999 году ДКБ дол
жен был быть продлен, однако
Азербайджан, Узбекистан и Грузия отказались это делать.Тогда на пространствах полуразвалившегося СНГ вовсю пытались склеить геополитическую
химеру под названием ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).
Смысла в этом объединении не было никакого, кроме попытки продемонстрировать
распад москвоцентричного устройства постсоветского пространства, и без того шаткого.
Задача, которая через 5-7 лет сравнительно успешно начнет решаться
в логике "цветных революций", в тот раз с треском провалилась.
Однако дружные ряды ДКБ сократились, и получилось почти по Владимиру Ильичу:
чтобы объединиться, нужно сначала как следует размежеваться.
Образовавшаяся группа стран начала демонстрировать куда больше корреляций
в совместной деятельности, создав на базе продленного договора
постоянно действующий блок - Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В 2006 году в организацию вернулся Узбекистан: видимо, история лихого рейда исламистов Джумы Намангани осенью 1999 года,
дополненная андижанскими беспорядками 2005 года, заставили
президента Каримова переменить свое отношение к пророссийскому военному блоку.
На конец 2000-х годов на территориях бывших республик СССР пышным цветом
распустились "розовые", "тюльпановые" и прочие революции: относительно удачные
(на Украине, в Киргизии, Молдавии и Грузии), провалившиеся (в Белоруссии и Армении)
и откровенно намотанные на танковые гусеницы (Узбекистан).
Так или иначе,
многие засидевшиеся лидеры почувствовали шаткость своих кресел.Одним из способов стабилизировать положение созданных ими "политических машин"
становился тесный военно-политический союз с Москвой, традиционно озабоченной
"оранжадом", растущим на постсоветском пространстве.
В 2009 году было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ,
которые в 2011 году получили значительное расширение мандата на применение. Фактически, "бумажный" военный блок наконец-то получил силовой инструмент.
Многие лидеры стран ОДКБ позволяли себе неоднократные намеки на то, что КСОР
и вообще структуры ОДКБ, что бы под ними не понималось, вполне могут быть
использованы как военно-полицейские силы, предназначенные для интервенций в поддержку
политических режимов стран-участниц ОДКБ - например, для подавления выступлений оппозиции.
Речь идет не только о применении КСОР на случай вмешательства других государств извне,
но и о вмешательстве других государств изнутри ОДКБ.
Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот
совершить - руки чешутся у многих", - заявил, например, в августе 2011 года президент
Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с генеральным секретарем ОДКБ
Николаем Бордюжей в Минске.
Впрочем, тут бессменный лидер западного соседа России несколько забегает вперед
и слегка путает приоритеты.
Москва, безусловно, дает своим партнерам по ОДКБ туманные, но
многозначительные намеки, однако будущее КСОР явно видит несколько под другим углом.
В 2000-е годы российские военные плюс-минус сформировали карту потенциальных угроз для страны.
На фоне признаваемой "разрядки" в Европе и напряженного, но пока стабильного
баланса в АТР, Центральная Азия признается регионом, в котором вероятность
вовлечения российской армии в вооруженный конфликт считается максимальной.
Международные операции против терроризма, идущие на территории Афганистана с 2001 года,
эти угрозы не снизили.
Опасность попытки нового наступления исламистов в Ферганской долине,
как в 1999 и 2000 годах, сохраняется.
Учитывая внешне монолитную, но на самом деле довольно хрупкую политическую ситуацию
в Узбекистане, а также откровенный хаос в Киргизии, следует признать, что за прошедшие 10-15 лет
уязвимость российской зоны влияния в Центральной Азии ничуть не уменьшилась.
Стабильность же Таджикистана напрямую завязана на внешний фактор:
российское присутствие и натовскую операцию против исламистов в Афганистане.В минувшем году на учениях "Центр-2011" российские войска во взаимодействии
с вооруженными силами среднеазиатских государств выполнили
довольно-таки большой объем работы.
Все желающим видеть были продемонстрированы приоритеты:
российская армия в ее нынешнем "новом облике" учится воевать в Центральной Азии
при поддержке местных союзников.
Понятно, что КСОР ОДКБ создавались как многопрофильный инструмент.
Однако, положа руку на сердце, следует признать, что использовать
в чисто полицейских операциях введенные в их состав части было бы,
мягко говоря, несколько избыточно.
98-я ("Ивановская") воздушно-десантная дивизия и 31-я ("Ульяновская")
отдельная десантно-штурмовая бригада - это российско-советская "десантура",
хорошо подготовленная аэромобильная тяжелая пехота, прекрасно
зарекомендовавшее себя средство борьбы с диффузной партизанщиной.
Российские войска уже де-факто использовались как молчаливый стабилизатор
ситуации в Киргизии, когда в 2010 году во время очередного тамошнего приступа
политического плюрализма на российскую авиабазу Кант были переброшены
две роты из состава той же 31-й одшбр, - чем немало охладили обстановку вокруг.
Так что к двадцатилетию ОДКБ получила на руки две новости: одну хорошую, другую плохую.
Хорошая - в том, что
в организации остались только те, кому она на самом деле была нужна, и теперь можно осмысленно говорить о перспективах, институтах контроля, инструментах развития
и механизмах дальнейшей работы.
Плохая - в том, что нужна ОДКБ может оказаться довольно скоро.