Эта картина, впервые увидевшая свет на выставке в Нью-Йорке 6 марта 2005 года, называется
«Пекин-2008». Она породила, наверное, наибольшее количество догадок и вызвала больше всего пересудов.
На первый взгляд сюжет незатейлив. В китайском борделе самого низкого пошиба с облезлыми стенами четыре молоденькие проститутки в ожидании клиента коротают время за игрой в маджонг (мацзян) – нечто среднее между домино и преферансом. За игрой наблюдает стоящая рядом служанка с блюдом фруктов в руках, совсем еще девочка.
За этим сюжетом находят многомерную аллегорию.
Сидящая спиной татуированная азиатка – это Китай.
Ее соседка слева, такой же монголоидной внешности – Япония.
Партнерша напротив, имеющая вполне европейские черты лица и заметно более высокий рост – США.
Справа разлеглась в непринужденной позе Россия.
Юная служанка, не принимающая участия в игре – Тайвань.
Девушка-игрок «Китай» собрала пэн (выигрышную игровую комбинацию в маджонге) «Дунфэн (восточный ветер)». На картине это отчетливо видно. Это толкуют двояко. Во–первых, под этим понимается ветер перемен, связанный с активным развитием Китая. Во–вторых, «Дунфэн» – это название баллистических ракет, стоящих на вооружении КНР. Вроде бы у Китая игра складывается многообещающе, хотя неизвестно, что сулят остальные кости, которые нам не видны. Тем более что правая рука этого игрока уже манипулирует с «тузами в рукаве», спрятанными за спиной от других участниц.
«России» как будто наскучило, даже не смотрит на кости. Правую ступню она фамильярно поставила на колено «Америке», в то же время левая рука украдкой тянется к «Китаю» под краем игрового стола.
«Япония» сосредоточенно смотрит на игровой стол, не замечая происходящей под ним возни партнерш.
«Америка» удовлетворенно потягивается и бросает быстрый взгляд на «Тайвань», пытаясь встретиться глазами и прочесть его мысли.
Девочка-служанка в красном дудоу (традиционный предмет одежды, последние шесть веков заменявший китаянкам бюстгальтер) олицетворяет Тайвань. Она видит затеянный под столом мухлеж, но вмешаться не вправе, она вне игры.
Со стены на происходящее взирает портрет, в котором явно угадывается, что к узнаваемому портрету Мао Цзэдуна пририсованы не менее узнаваемые усы Сунь Ятсена и лысина Чан Кайши – вся история Китая в ХХ веке. (Эти лица в Китае известны так же, как у нас – лица Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева и Горбачева).
За окном хибары, над проливом, клубятся зловещие тучи.
Очень похоже, что девушки играют на раздевание. Каждый проигрыш требует снять с себя очередной предмет одежды.
При этом «Китай» сидит в юбке явно западного покроя, скорее всего из гарнитура "Америки".
У «Америки» одежды больше всех, но юбки нет.
На «России» остались только трусы или что-то наподобие.
«Япония» уже голая совершенно.
Это как бы отражает состояние каждого государства. У «Китая» и «России» вроде бы пока срам прикрыт – но до ближайшего проигрыша. Стоит проиграть «Америке» - и она сравняется с «Россией».
Похоже, что у «России» мертвая рука, перебор по-картежному, что в маджонге автоматически лишает шанса на выигрыш. Очевидно, именно это побуждает к тайной возне под столом.
На вид «Америка» лидирует. Но долго ли продлится это лидерство? Ведь села она играть не в родной западный покер, а в чужую игру со своими приемчиками.
Другие толкователи видят в девочке в дудоу кто Корею, кто народившийся китайский пролетариат-мигрантов