Скрытый текст
Событие это произошло в первой половине января, но его геополитические последствия надо еще оценить, уверен Джозеф Микаллеф. Дело в том, что 7200-километровый маршрут был преодолен всего за 18 дней, что составляет всего лишь половину времени, необходимого для доставки контейнеров морским путем через Суэцкий канал. Когда же случаются такие «прорывные вещи, то у истории всегда бывает продолжение». Ну, а затем выгода превратится в конкурентное преимущество, и далее трансформируется в большую политику.
На первый взгляд, кажется, что нагнетаются страсти. Ведь если посмотреть статистику, ровным счетом ничего не случилось. Подсчитано, что в 2016 году из Китая в Европу железной дорогой доставлено 40 000 контейнеров, тогда как морским путем — 5,75 млн. контейнеров. Максимум, что сможет сделать перевозчик, это довести к 2020 году доставку по «железке» до 100 000 контейнеров. Это означает, что в ближайшие годы особых китайских инвестиций на этом направлении ждать не приходится.
И в самом деле, Поднебесная планирует направить значительную часть денег на коридор от Юго-Восточной Азии до Восточной Африки. Сегодня краеугольным камнем «Шелкового пути» являются инвестиции в высокоскоростные железные дороги из прибрежных городов Китая через Мьянму до Индийского океана.
При этом Пекин демонстрирует территориальный интерес. Так, порт Хамбантота в Шри-Ланке сдан в аренду на 99 лет китайской компании Holdings. КНР также арендовала на 50 лет небольшой остров на Мальдивах за $ 4 млн. Но что особенно показательно: Пекин на стыке Красного моря с Индийским океаном в восточноафриканском Джибути строит свою первую в этих широтах военную базу.
Фактически Поднебесная взяла на себя задачу инфраструктурного объедения Евразийского региона и стран акватории Индийского океана в одно целое. В проекте участвует 60 государств, и цена вопроса оценивается в 8 трлн. долларов.
Именно поэтому трудно назвать движение грузовых поездов через Казахстан и Россию реальной альтернативой центральному и южному коридору. Дорога через нашу страну, известная как северный маршрут «Шелкового пути», имеет слабую инфраструктуру. Не добавляют уверенности и западные санкции.
Тем не менее, географию, как важнейший экономический фактор, никто не отменял. Джозеф Микаллеф увидел в успехе маршрута грузового поезда «Иу-Лондон» грандиозные перспективы, от которых у китайцев, по идее, должно захватывать дух. Мол, если довести дело до логического конца, Поднебесная легко потеснит интересы Америки в Европе. В общем, реальность такова, что путь к мировому экономическому лидерству для КНР лежит через территорию России.
Таким образом, концепция северного «Шелкового пути», уверен Микаллеф, обретает сходство с геополитической стратегией, которую в 1904 году сформировал британский географ и политик Хэлфорд Джон Маккиндер. Его теория получила название «Географическая ось истории» или «Хартленд» (от heart — сердце + land — земля, пер. с англ.).
Напомним, по мнению Маккиндера, Хартленд был расположен на пространстве бывшей царской Империи, позднее СССР. Британский географ-историк специально ввел этот термин, чтобы абстрагироваться от России. Мол, небольшое Московское государство контролирует огромную территорию «осевой страны истории», которую населяют «люди суши».
Согласно этой теории, Хартленд не только богат ресурсами, но является еще и «непреступной природной крепостью». Арктические льды на севере, огромные бездорожные пространства на западе, горы и пустыни на юге, бескрайние болота на востоке надежно защищают «сердце земли» от завоевателей. В этой связи Джозеф Микаллеф напоминает, что все империи, начиная с Персии Ахеменидов и кончая Францией Наполеона, пытались установить свою власть над сушей, которой владеет сейчас Россия. Даже Великобритания, держава № 1 в 19-м веке, не могла контролировать весь мир именно из-за того, что ключи от глобального господства хранились в Москве, с горечью констатировал Маккиндер.
К слову, когда Гитлер начал войну с Советским Союзом, сторонники теории Хартленда, нашли в плане «Барбаросса» веский аргумент в пользу «географической оси истории». Конечно, в тысячелетней истории у великих империй были разные интересы, но все они не удержались от соблазна напасть на Россию.
Эта же логика, как считает Джозеф Микаллеф, заставляет Пекин обратить на российскую территорию самое пристальное внимание. С одной стороны Поднебесная делает всё необходимое, чтобы обеспечить себе доступ к сырьевым ресурсам, с другой — КНР стремится иметь гарантированный и быстрый доступ к Европейскому рынку. И вообще, по мнению американского политолога, рано или поздно Китай и США столкнутся между собой в геополитической борьбе за Хартленд, чтобы забрать у Москвы ключи от мирового господства.
Конечно, можно было бы махнуть рукой на эту теорию, однако, судя по всему, в Соединенных Штатах достаточно серьезно относятся политическому завещанию географа Хэлфорда Маккиндера. Ведь если обратится к первоисточнику, то, оказывается, автор «Географической оси истории» указал свой путь к завоеванию «сердца земли», а затем — и всего мира. По его мнению, первое, что надо сделать, это поставить под контроль Украину, Беларусь, и Польшу (то есть — Восточную Европу — авт.) и только потом отбирать у Москвы её территорию.
Короче, сторонники теории Хартленда хотели бы разорвать нашу страну на клочья и тем самым изгнать «людей суши из непреступной природной крепости». Понятно, что, пугая Москву Пекином, Вашингтон преследует свои имперские цели. Но ясно и то, что география имеет значение. Поэтому интерес к России, как показывает история, всегда будет доминирующим. Как-никак, «ключи от мирового господства хранятся в Москве»