При этом все забыли тот факт, что прозападный президент Йеменской республики (ЙР) «в изгнании» Мансур Аль Хади, ставку на которого сделали консервативные режимы Аравии, и который в 2011 году заменил Абдаллаха Салеха исключительно благодаря грубому вмешательству Катара в йеменский процесс примирения, уже более не глава Йемена даже формально, так как срок его полномочий давно истек, а новые президентские выборы в республике не проводились.
Расклад сил
Сам Хади базируется в Эр-Рияде под охраной саудовских сил безопасности, а члены его «правительства» частично находятся в Адене под охраной контингента аравийской военной коалиции, захватившего этот второй по величине город ЙР. И в последние дни они все чаще курсируют между двумя городами, не скрывая, что готовится новый виток войны в Йемене. Совершенно очевидно, что просаудовская коалиция не хочет решить йеменский конфликт мирным путем, надеясь на то, что в конечном счете ее войска смогут разгромить хуситов - салеховцев. Поэтому усилия специального посланника генерального секретаря ООН Исмаила Ахмеда пока явно напрасны, хотя и могут понадобиться, если хуситы и салеховцы сдадут Сану. Но все понимают, что это может произойти только после длительных и кровопролитных сражений между аравийской коалицией и объединенными отрядами хуситов и вооруженных сил Абдаллаха Салеха. И никто не может предсказать, сколько времени это может занять: 3-4 месяца или год-два.
В любом случае, мирный путь Эр-Рияду не нужен, поскольку сохранение у хуситов и группировки Абдалла Салеха рычагов власти и сфер влияния, по мнению саудовцев, будет означать и сохранение иранского присутствия в Йемене. А это неприемлемо для саудовских правителей, которые открыто делают ставку на откровенно антииранский курс президента Трампа. И сейчас Эр-Рияд стремится закрепить новую администрацию Вашингтона в ее первых враждебных шагах по отношению к Тегерану, делая акцент на фронтальном противостоянии Ирану в наиболее важных точках региона: Сирия, Ливан, Ирак, Йемен. И саудовцы явно спешат.
Направление нового удара
Судя по информации из самого Йемена и стран ССАГПЗ, речь идет о подготовке наступления войск просаудовской коалиции на Ходейду – стратегически важный порт (второй после Адена) на побережье Красного моря, через который продолжается снабжение хуситов и лояльных Абдалла Салеху сил оружием и боеприпасами, а населения Саны – гуманитарными товарами и продовольствием.
Этот порт пытаются блокировать саудовские военные корабли, которые периодически попадают под обстрел ракетами со стороны хуситов с берега и катеров. Поэтому навязать Ходейде блокаду аравийской коалиции не удалось. А сохранение морского пути снабжения хуситов позволяет им удерживать столицу страны, которую уже пытались взять саудовцы, но без особого успеха. Принято решение захватить Ходейду с земли – путем наземного наступления вдоль побережья Красного моря с юга. Взятие Ходейды, по расчетам военных КСА и командования войск, верных Мансуру Аль Хади, должно открыть путь к взятию йеменской столицы, которая и так регулярно подвергается авиаударам ВВС КСА и других участников «коалиции», что влечет гибель мирного населения. Все эти расчеты укладываются в стратегию Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран ССАГПЗ по «сдерживанию» якобы иранской «экспансии» в регионе.
Разгул антииранской пропаганды
Признаки нарастающей эскалации ситуации в Йемене заметны уже и в СМИ. Так, выходящая на саудовские деньги в Лондоне газета «Аш-Шарк аль-Аусат» в феврале сего года изобиловала различными материалами с призывами и оправданиями возможной операции по «освобождению» Ходейды. Основной лейтмотив всех подобных информационно-пропагандистских взбросов - надо «очистить» все йеменские порты, и прежде всего Ходейду, от различных «незаконных вооруженных формирований», которые занимаются обеспечением контрабанды иранского оружия и якобы «угрожают» судоходству в южной части Красного моря.
Хотя именно в эритрейских портах Массауа и Асаб и через них КСА и ОАЭ занимаются военной деятельностью, которую вполне можно квалифицировать как вооруженное вмешательство во внутренние дела суверенного Йемена и подрыв суверенитета этой страны, что угрожает стабильности и безопасности югу Аравийского полуострова, зоне Красного моря, Аденского залива и Баб эль-Мандебского пролива, а значит и международному судоходству.
Не отстают от этого и публикуемые в СМИ КСА различные выкладки сомнительных арабских аналитиков, которые сводятся фактически к одному – настало время покончить с продвижением Ирана внутри арабского мира и вглубь Аравийского полуострова. По их утверждению, Сирия, Ирак и Ливан уже вошли в сферу влияния Тегерана, а Йемен может вот-вот попасть под иранский «контроль». Сильно нагнетают атмосферу и так называемые «министры» йеменского правительства, совершающие сейчас челночные поездки между Аденом и Эр-Риядом, которые создают образ агрессивно настроенной стороны коалиции хуситов-салеховцев, которая якобы сводит на «нет» все попытки спецпредставителя генсекретаря ООН Исмаила Ахмеда запустить мирные переговоры между враждующими сторонами.
При этом забывают, что именно подобные переговоры под покровительством ССАГПЗ, прежде всего КСА и Катара, и привели к уходу президента Абдаллаха Салеха и созданию слабой власти во главе с Мансура Аль Хади, что и закончилось нынешним конфликтом в ЙР, куда своими вооруженными силами и ВВС вмешались в 2014 году аравийские монархии. Искажена ими и суть недавних заявлений лидера и религиозного вождя хуситов Абдель Малика аль-Хуси о наличии у его сторонников БПЛА и разработок тактических ракет, хотя это было лишь предупреждением Эр-Рияду, который все более активно ратует за новые военные баталии в Йемене. В свою пользу они обыграли и недавнее письмо к генеральному секретарю ООН председателя Высшего политического совета в Сане (главный орган власти – прим.) Салиха Ас-Самада о необходимости замены Исмаила Ахмеда как откровенно просаудовского деятеля. В общем, просаудовско-проамериканские деятели вокруг Мансура Аль Хади полностью отрицают право хусито-салеховцев на самооборону и даже сопротивление внешней агрессии, осуществляемой в обход СБ ООН и норм международного права. И эта позиция активно поддерживается Западом.
Политический смысл военного штурма
Есть все основания полагать, что так называемые правительственные йеменские войска вскоре начнут широкомасштабную операцию при поддержке КСА и ОАЭ для штурма Ходейды, чтобы полностью отсечь Сану и другие районы влияния хусито-салеховцев от красноморского побережья страны. Ведь именно оттуда, помимо оружия, поступает 100% гуманитарной помощи йеменскому населению. Это стало бы продолжением операции «Золотое копье», начатой ранее с целью захвата Баб эль-Мандебского пролива и порта Моха южнее Ходейды.
Но ничего кроме зоны хаоса и гуманитарной катастрофы это не даст, учитывая, что костяк наступающих составляют бойцы из «Мукавама Джанубийя» (южное сопротивление – прим.), то есть южане, лояльные южнойеменскому движению «Хирак», которые исторически не могут быть встречены дружелюбно племенами Северного Йемена. А все побережье севернее Баб-эль-Мандебского пролива исторически было частью ЙАР, а не НДРЙ, и южанам там делать нечего, учитывая специфику родо-племенного устройства и традиций Йемена. Понимая это, Саудовская Аравия и ОАЭ скорее всего хотят не столько сами захватить Ходейду, сколько организовать хаос в районе стратегически важного для международного судоходства района Баб эль-Мандебского пролива и тем самым создать casus belli для втягивания США в войну в ЙР на стороне аравийской коалиции. Отсюда – попытки приравнять хуситские и салеховские структуры к террористическим организациям типа «Аль-Каиды Аравийского полуострова» (АКАП) и ИГ.
Налицо повышение градуса йеменской войны в шкале ближневосточных конфликтов, причем под откровенно антииранским углом. В любом случае, Вашингтон при Трампе, скорее будет смотреть сквозь пальцы на действия «правительственных» войск Йемена и их аравийских покровителей при штурме Ходейды, даже если это приведет к массовым жертвам среди мирного населения и гуманитарной катастрофе. Ведь тогда будет повод без промедления двинуться на Сану, которая в случае падения Ходейды останется без гуманитарной помощи и продовольствия.
В целом, Запад к вторжению уже готов, а КСА и его союзники по ССАГПЗ и подавно. Им не важно, сколько крови прольется. Главное – подавить хуситов и силы Абдаллаха Салеха, и тем самым «прекратить» экспансию Ирана на юге Аравии. Ведь это развяжет руки для вытеснения Тегерана и его «ставленников» в Ливане (Хизбалла) и Сирии (алавитский режим Башара Асада). А там можно будет вновь взяться за Ирак, где у власти находится шиитское правительство, строящее добрососедские отношения с ИРИ.
Позиция России
Россия - категорически против кровопролития. Но вряд ли она в состоянии повлиять на настрой большинства членов комитета по санкциям в ООН. Видимо, Москва стала жертвой своей политики чрезмерного стремления к международному консенсусу, по крайней мере в те годы, когда разгорались «цветные революции» на Ближнем Востоке. И переоценила внешне мирный настрой заявлений западных лидеров в 2011 – 2012 г.г. Отсюда – голосование или воздержание при голосовании резолюций СБ ООН по Ливии, которые позволили НАТО развязать открытую агрессию против Ливийской Джамахирии и скинуть ее законное правительство, допустив мерзкую расправу над ее лидером Муаммаром Каддафи.
В тот период РФ поддержала и ряд резолюций по Йемену, которые привели к замене Абдаллаха Салеха, лояльного и исторически дружественно настроенного к Москве, на прозападного Мансура Аль Хади, а также позволил ввести санкции, которые сейчас используются против хусито-салеховцев, хотя Мансур Аль Хади после истечения срока его полномочий уже нелегитимен. Итог налицо и сегодня: посол России в Йемене базируется в Эр-Рияде при Мансуре Аль Хади и его правительстве, а посольство работает в Сане при хуситах и салеховцах. Что-то это не совсем вяжется с логикой. Да и с интересами страны. Ведь Мансур Аль Хади и стоящих за ним Саудовская Аравия и США, вряд ли можно считать друзьями РФ.
В этой связи стоит напомнить о прецеденте с Ираком – когда Москва в ноябре 2002 года поверила ложной информации США о том, что Багдад обладает программами ОМУ и ракет, и не стала блокировать резолюцию СБ ООН, которая затем была использована для правового оправдания американского вторжения в Ирак.
******
В ситуации явной искусственной эскалации в Йемене, что создает угрозу стабильности основному транспортному коридору между Европой и Азией, а также экспорту нефти из зоны Персидского залива в Европу, Москве и Тегерану было бы полезным более плотно координировать свои внешнеполитические шаги по снижению напряженности на Юге Аравию и противодействию агрессивным намерениями Запада и аравийской коалиции, направленным на разжигание кровопролития в Йемене.