Сейчас назрел в контексте БПМ один очень важный вопрос.
А именно позиционирования России в общемировых политических и экономических событиях.
Напомню, что еще 15 лет назад Россия в геополитической проекции имела весьма средние основания.
С геоэкономической точки зрения Россия обладала посредственной экономической базой, позволявшей претендовать разве что на место одного из региональных игроков экономических процессов. (ВВП в районе 10-12, плохо структурирована экономика, серьезный внешний долг, низкая конкурентность экономики в отдельных отраслях).
С геополитической точки зрения - Россия рассматривалась в качестве формально важного игрока с местом в СБ ООН и приставным стульчиком в G-7, при этом Россия подвергалась атакам в сфере ее геополитического пространства (это и атака на Югославию) и первый майдан на Украине и множество других вариантов.
С военно-политической - сохранение сил и средств бывшей советской армии с дисгармоничной структурой и неопределенными перспективами.
За прошедшие годы России удалось несколько изменить ситуацию.
С геоэкономической точки зрения Россия, бесспорно не дотягивает по показателям до крупнейших игроков - США, ЕС, Китай, стоимость билета в высшую лигу - 15 "нарисованных" триллионов долларов в год. Однако значительно продвинулись инфраструктурные возможности (Северный поток, Голубой поток, Сила Сибири, ВСТО и т.д.) и были выстроены цепочки геоэкономического влияния (сначала только газ, потом нефть, оружие, зерно, мирный атом и т.д. Сейчас более 15 товарных позиций по которым Россия может оказывать давление на иных игроков). Началось формирование нового экономического контура вокруг России - рамках Таможенного союза - ЕАЭС.
С геополитической точки зрения Россия приобрела возможность прямого вмешательства в мировые события. К настоящему времени к выражению внешнеполитической позиции как орудию добавилась возможность прямого действия. Эти действия мы видим на Донбассе и в Крыму, в Сирии. Есть мнение, что можем увидеть в еще нескольких местах как то Закавказье, Средняя Азия, Северная Африка, Дальний Восток. Но при этом Россия все еще не может играть полноценной роли в удаленных процессах - Центральная Африка, Южная Америка.
С военной токи зрения произошло два разительных перехода.
1. Укрепление материально-технической составляющей - прием новых видов вооружения, перспективная разработка оружия на "новых физических принципах", перевооружение военной экономики.
2. Тотальное изменение отношения общества к армии. Из объекта злословия середины 90-х, армия превратилась в бесспорный институт национальной гордости.
Но это принесло не только позитивные плоды, но и некоторые аспекты опасного позиционирования России. Которой не примянули воспользоваться наши геополитические противники.
И тут наблюдается три важных дискурса.
Россия-фобия. Она стала проявляться в двух ракурсах.
С одной стороны отдельные государства - США, страны ЕС, Япония стали использовать образ России как образ силы, угрожающей их национальным интересам. То, что еще лет 15 назад вызвало бы лишь ухмылку у зарубежного обывателя сейчас может привести к реальному страху.
С другой отдельные государства реально почувствовали страх перед нарастающим геополитическим влиянием России. В первую очередь речь о ближнем зарубежье, где элиты "опасаясь" возможностей Москвы пытаются "подстраховать себя". Запрещают российские СМИ (например Молдавия), вводят латинизированный алфавит (Казахстан, Киргизия) и т.д. Во вторых это стало серьезно мешать крупным геополитическим проектам. Примером может служить тот же Таджикистан, который хотя и осознает свою зависимость от стран ЕАЭС и свои выгоды упорно сопротивляется вхождению в данную организацию, осознавая, что ля них это вполне может обернуться утратой государственности в среднесрочной перспективе. Дошло до смешного. Медведев вынужден заверять премьер-министра Индии о том, что Россия не обирается становиться сверхдержавой в понимании "америко-центризма" (сверхдержава, имеет право на все). И с такими явлениями мы будем сталкиваться все больше и большею
Прямая конкуренция России с основными геополитическими игроками США, ЕС, Китаем. Как бы мы не относились к происходящему Россию стали серьезно воспринимать в геополитическом раскладе. При этом воспринимать не как фактор с которым надо считаться, а как актора поведение которого нужно просчитывать, предугадывать и формировать дискурсы в разрезе поведения России. В той же США имевший специальную научную профессию "советолог", сейчас начали появляться специалисты по России (до этого такие специалисты появились в отношение Ближнего Востока и Китая).
Прибывание в высшей лиге геополитики требует совершенно другого стратегического измерения действий. Теперь России придется рассматривать процессы в видении 25 летней стратегической перспективе как минимум. Т.к. большие страны играют в долгие игры. Увы Россия пока что не готова к играм с такими временными рамками, т.к. зачастую многие политические процессы рассчитываются на перспективу не более 10 лет. А это чревато негативными последствиями.
Рост хаотических проявлений первых двух дискурсов. Россия-фобия и геополитическая конкуренция повышают хаотические риски для России. Это риски терроризма (по причине первого дискурса и в силу второго), экономического давления, идеологического вмешательства во внутренние дела, стимулирования иными игроками отдельных внутренних сил и т.д.
И в этой реальности России придется жить и побеждать.
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax